Кузнецов Артем Валерьевич МОУ «СОШ №55» г. Саратов — Политологическое — 2012 — Политологическое — Школа молодого исследователя СГЮА

Эссе

Кузнецов Артём Валерьевич

МОУ «СОШ № 55» г. Саратов, 10 «Б» класс

Руководитель – учитель истории и обществознания Ю.Ю.Давыдова

«Хорошая политика не отличается от хорошей морали» (Г.Мабли)

В своем высказывании Мабли говорит о том, что грамотная политика и высокие моральные качества – вещи неразделимые. Можно ли согласиться с этим? Чтобы найти ответ на этот вопрос, для начала дадим этим двум понятиям определение.

Политика — это человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь решений, наделенных достоинством уполномочия со стороны общества, для которого и от имени которого они принимаются. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции — такова и политика в целом.

Мораль – это одна из форм общественного сознания, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей в нашей жизни.

Интересно рассуждение А.Шопенгауэра о роли морали в обществе и причинах отказа человека делать зло, осуществлять злонамеренные действия. Он полагал, что «человек, не делающий зла, которое, однако, он способен сделать, побуждается к тому следующими мотивами: страхом наказания, мести, загробного возмездия, состраданием к людям, честолюбием (т.е. страхом позора) и честностью. Иными словами: объективной преданностью и верностью, вместе с решимостью свято соблюдать эти священные основы человеческого общежития. Это чувство имеет огромное значение. Оно-то и побуждает честного человека отворачиваться с презрением от бесчестного, но корыстного дела, с возгласом: «Я честный человек!»».

Мораль — это составная часть индивидуального мировоззрения, она во многом определяет для личности картину социально-политического мира. Политика нисколько не хуже морали.

Мораль и политика находятся в постоянной взаимосвязи:

1) полное подчинение политики моралью и религией (например, в средневековье);

2) серьезный разрыв между политикой и моралью (так, в условиях диктатуры морально лишь то, что служит диктатору);

4 стр., 1815 слов

Как я понимаю взаимосвязь политики и морали

... что они действуют правильно, справедливо, богоугодно. 1. Политика и мораль в представлении философов и обывателей В повседневном сознании - и среди простых людей и среди идеологов - относительно интересующего нас предмета ...

3) сохранение аутентичности или разумного взаимодействия политики и морали (в демократическом, правовом обществе).

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что политика и мораль вещи во многом схожие. Они обе регулируют общество, общественные отношения, порядок. В современных условиях возрастает роль нравственных критериев, координирующие политику, в силу того, что многократно увеличивается «цена» многих государственных решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков. Можно сказать, что мораль без политики бесполезна, а политика без морали бесславна и грязна.

Известная газета «Московский комсомолец» провела среди известных политиков и политологов опрос на тему: «Совместима ли политика с моралью и нравственными ценностями?» Были получены следующие интересные ответы:

С.Бабурин (вице-спикер Госдумы): «Политика не только совместима с моралью и нравственными ценностями: более того, именно Политика с большой буквы, разумеется, а не грязное политиканство, единственно и способна обеспечить существование в обществе хотя бы минимальных нравственных ценностей».

А.Мигранян (политолог): «Мораль и политика — принципиально разные сферы. В сфере морали недопустимы компромиссы. Сущностная характеристика сферы политики и, особенно, демократической политики — согласование интересов, поиск компромиссов, преобладание технологии над идеологией и системой ценностей. Поэтому выбор «меньшего зла» при принятии политических решений является основой функционирования всех демократических обществ».

В. Семаго (депутат Госдумы): «Политическое «лицо» любого политика прямо пропорционально моральным и нравственным ценностям, которыми он руководствуется».

Видно, что мнение людей на счет совместимости политики и морали не редко разделяется. Многие люди на данный момент стали на две стороны: одни за чистое политическое мышление, другие выступают за моральные качества. У всех людей на этот счет своя точка зрения. Но, разумеется, есть и такие, кому не нужна, ни политика, ни мораль. Они живут по своим принципам.

Такое разделение мнений можно объяснить тем, что политика и мораль, с одной стороны являясь схожими и взаимно дополняющими друг друга, так же имеют различные черты:

1. Политика представляет собой деятельность, направленную на урегулирование групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения сил власти. Мораль же характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты.

2. Источником политики являются экономические и другие насущные интересы и потребности людей. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды.

3. Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия, но которых в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Политика же целесообразна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Политические деятели обычно не руководствуются любовью или ненавистью, их направляют интересы, а не чувства.

4 стр., 1723 слов

Политика — грязное дело: за и против

... ГРЯЗНОЕ ДЕЛО»: «ЗА» И «ПРОТИВ». Почему считается, что политика - это грязное дело? Откуда взялось это выражение "политика - грязное дело"? Это слова знаменитого Уинстона Черчилля: "Грязная политика - эта та, которую делают грязные люди". ... отношений, режим взаимоподдержки. Государственная политика модернизирующегося общества, как правило, имеет дело не с одной моралью: люди различаются во взглядах на ...

4. Мораль всегда индивидуальна, ее субъект – отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же обычно носит групповой, коллективный характер.

Так же много проблем существует в области взаимоотношения политики и права. Говоря о морали, как о части политики, нельзя не уделить внимание праву, так как оно так же отвечает за общественные нормы, но регулируется уже государством. Однако нередко получается так, что политическая жизнь в стране намного выше и, следовательно, важнее, чем правовые качества отдельных людей.

Не смотря на то, что политика встает над моральными и правовыми нормами все же выше, она не может существовать без них, если человек стремиться сделать ее грамотной, хорошей и эффективной. Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это — постановка нравственных целей, выбор адекватных методов и средств, соответствующих действенным нормам, учет в процессе деятельности моральных принципов, обеспечение эффективности политики. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижения. Политика — это не только и не столько личная власть, а осуществление поставленных лидером политических целей, например торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны, и др.

Демократический политик в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы насладиться ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. Поэтому подлинный успех политика — это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории. В конечном счете, нравственное решение общественного деятеля и политика, помноженное на знания, опыт и интуицию, является самым верным.