Духовно-нравственное воспитание и развитие молодежи является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Такие задачи вытекают из закона «Об образовании в Российской Федерации», Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 годы, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Концепции духовно-нравственного развития гражданина России.
Актуальность
Эти ориентиры говорят о том, что в обществе далеко не благополучное состояние нравственности; что, действительно, в школах необходимы такие уроки, на которых детей научат задумываться о важнейших понятиях, моральных категориях, которые составляют основу мировоззрения личности. Вводимый курс должен быть направлен на то, чтобы воспитать наших детей людьми нравственными, порядочными, понимающими, что такое совесть, благодарность, взаимоуважение, любовь к Родине. По своим задачам курс не может считаться только культурологическим. Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.
Таким образом, в рамках предлагаемого курса мы должны воздействовать на душу ребенка (а иначе, зачем этот предмет).
Но каким образом мы можем это делать? И имеем ли мы на это право?
В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в 4 и 5 классах. В 5 классе продолжается формирование первоначальных представлений о светской этике, религиях России, их роли в культуре, истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, проявление толерантности, способности к сотрудничеству, взаимодействию. В процессе изучения данного курса в 5 классе у учащихся углубляется осознание идеи духовности человека как преобладания в нём нравственных, интеллектуальных интересов над материальными.
Каким я вижу будущее России к 2050 году
... в будущем перед большинством развитых государств мира стоит и будет стоять основопологающая для их дальнейшего развития проблема-это нехватка ресурсов и территорий. Наша страна уникальна тем, что у нас ... заниматься девяносто тысяч кадровых офицеров. В итоге каждый гражданин России к 23 годам получит высшее образование по специальности и отслужит в армии. Что касается религии... Религия долгое время ...
Основная часть
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС ООО, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
Особенность курса видем в том, что расширение знаний школьников сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным правилам и нормам. Изучение курса направлено на развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Принципы организации обучения по курсу разные, если культурологический определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России, то принцип диалогичности предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре.
Считаем, что предмет «ОДНКНР» развивает общую культуру школьника, формирует гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, общности. Исходя из этого, главной особенностью этого курса это- представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания через планируемые результаты обучения в соответствии с ФГОС второго поколения.
Личностные результаты обучения: г отовность к нравственному саморазвитию, способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире, воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формирование ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Метапредметные результаты определяют круг УУД разного типа, которые успешно формируются средствами данного предмета: владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учётом особенностей собеседников и ситуации общения; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера, способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; овладение методами познания, логическими действиями и операциями.
Предметные результаты
Следовательно, из выше указанного курс « ОДНКНР» призван обогатить процесс воспитания в школе новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого, особое значение курса заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют светскость и духовность. Особое значение изучения данного предмета подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями. У них наблюдается большой интерес к социальному миру, событиям, они открыты для общения на различные темы.
«Духовно-нравственные ценности и воспитание»
... в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии личностью. Насколько актуальны на ... основание всему будущему нравственному человеку». Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, ...
Заключение.
Детский возраст важен для социализации ребенка, у них слишком мал собственный опыт и задача учителя – помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. На уроках особое внимание обращается на формирование сплоченного и дружного коллектива класса, умения избежать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. Своевременность курса вижу в том, что развивается терпимое отношение к одноклассникам другой национальности, происходит понимание особенностей их культуры. Дети разных национальностей чувствуют себя увереннее, развивается их национальное самосознание. Подтверждаются слова преамбулы Конституции РФ « Мы многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…»
В ходе изучения курса у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседах, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения – а это очень важно для современного человека. Общественно-государственная система воспитания в Иркутской области должна быть сконцентрирована, по нашему мнению, на проблемы духовно-нравственного воспитания молодого поколения. В данном курсе «Основы духовно — нравственной культуры народов России» прописаны задачи по данной проблеме.
Для улучшения системы воспитания считаем необходимым долгосрочную перспективу данного курса, так как формирование ценностей, основанных на духовно-нравственном воспитании у подрастающего поколения – это длительный и трудоемкий процесс, как со стороны семьи, так и со стороны школы. Воспитание личности не заканчивается детским возрастом, наиболее серьезные изменения в системе ценностей личности происходят в подростковом и раннем юношеском возрастах. Если говорить об условиях уже существующих и возможных быть реализованными, мы видим их на сегодняшний день в системе образования нового стандарта, в основе которого лежит «Концепция духовно-нравственного развития школьников Иркутской области», где четко прописаны ценности: ОТЕЧЕСТВО. ЧЕЛОВЕК. ЗНАНИЕ.
учитель истории и обществознания МБОУ города Иркутска СОШ № 14 Крутикова Н.Н.