СМИ — четвертая власть

Эссе на тему: «СМИ – четвертая власть».

Незамедлительно идет процесс информатизации общества. Формируются различные мощные и технически оснащенные средства передачи информации, благодаря которым информация затем получают распространение в массы. Несмотря на то, что при упоминании слова СМИ многие ассоциируют его с телевидением, интернетом, различными газетами и журналами, за этими тремя буквами стоит нечто большее, чем простая обыденная ассоциация.

Однако, отнести СМИ к одной из ветвей власти было бы неправильным. Да, СМИ в некотором смысле имеет власть над людьми. Да, оно отчасти управляет мыслями людей, их поступками, потому как провоцирует совершать те или иные действия. Но, во-первых, СМИ не обладает властными полномочиями, во-вторых, оно играет лишь роль посредника между народом и государством.

Что же такое власть? Под властью будем понимать «преобразующую способность человека, то есть способность вмешаться в цепь событий, чтобы как-то их изменить» [3].

Так получается, что СМИ все-таки обладает властью. Средства массовой информации определенным образом распространяют социальную информацию в массы, которые в свою очередь потребляют ее. То есть масса потребляет то, что её предлагают, а не то, что она хочет. А ведь действительно, СМИ предлагает нам информацию, которая в дальнейшем будет темой для рассуждений, при этом информация подается как правильная, истинная, что влечет за собой веру населения. Народ уже перестал сопротивляться потоку информации, он перестал фильтровать ее, и каждую полученную новость уже воспринимает как истинное, настоящее и реальное. Ему некогда разбираться в том правда или нет, он просто верит источнику. Откуда он узнает истину, как не от СМИ? Ведь все что мы узнаем о происходящем, мы узнаем либо потому как сами к этому имеем непосредственное отношение, либо потому как утром посмотрели телевизор, или пролистали газету, где нас об этом оповестили. И люди хоть и сомневаются, но верят, что так оно на самом деле все и есть. Вот и выходит, что мы находимся под властью информации, которая попадает к нам по массовым каналам.

Очевидно, что СМИ обладает властью, но не такой, которая позволила бы отнести СМИ к одной из ее ветвей. Три ветви власти (Законодательная, Исполнительная и Судебная) обладают властными полномочиями, которые распределены между различными органами государственного управления. А СМИ что? Властными полномочиями оно не обладает, то есть если что-то, к примеру, и показывается на телевидении (как пример, телешоу), то оно никак не может обязывать выполнение тех или иных рекомендаций. Передача может только дать совет, спроектировать какую-либо ситуацию, но никак не прибегнуть к принуждению. Это, можно сказать, схоже со властью в семье. Родители оказывают большое влияние на детей, они их воспитывают, говорят, как можно делать, а как нельзя. Получается, что родители обладают властью, они могут запрещать, указывать на то, что необходимо сделать, даже иногда прибегают к каким-либо мерам наказания. Но с другой стороны, если уже обращаться к властным полномочиям, то родители не имеют на это право, конкретно на то, чтобы принуждать ребенка к выполнению обязанностей, которые по их мнению являются очевидными. К примеру, в некоторых странах созданы службы, в которую могут обратиться дети, если их принуждают выполнять какие-либо домашние обязанности. Таким образом, мы понимаем, что указывать детям на то, что нужно сделать и чего не следует делать – это вполне логично, и вполне укладывается в нашем сознании. Однако же, это не является нормой, и дети вправе воспротивиться этому.

10 стр., 4904 слов

Власть и авторитет в социальных системах

... Властные отношения и действия хорошо поддаются формализации и фиксируются в правилах, полномочиях, обязанностях, санкциях и статусах. Одним из элементов власти являются властные полномочия. ... обладать властью и применять её. Фактор власти ... власти решения и дающих преимущество в борьбе за власть. Ресурсами власти могут являться финансовый капитал, информация, связи и ... и укрепляет свой авторитет ...

Необходимо отметить еще тот момент, что СМИ выполняет лишь роль посредника между государством и народом. Так, Л. Ананич говорит, что «это не четвертая власть, а партнеры власти» [2].

Оно отражает события, которые происходят в обществе, при этом, отражает лишь те, которые выгодны власти. Потому как в случае резких и жестких высказываний в адрес власти, данное средство массовой информации может потерпеть крушение. Поэтому им выгодно работать на власть, заручаться их поддержкой: «многое зависит от авторитета издания, от дальновидности и открытости властей. Сегодня почти в каждой управленческой структуре имеется служба по связям с прессой» [6].

Также связь СМИ и власти наиболее ощутима и видна в период различных предвыборных кампаний, благодаря которым массы узнают о тех или иных кандидатах.

Подводя итоги, хочу отметить, что, на мой взгляд, СМИ нельзя все же назвать именно «четвертой властью». СМИ может обладать обычной властью, в некотором смысле, потому как оно играет большую роль в нашей жизни: задает различные тенденции, моду, оповещает нас о событиях, которые происходят в мире, в стране, в обществе именно с той стороны, с которой ей нужно. К структуре власти оно имеет отношение только в том ракурсе, что выстраивает с ней партнерские отношения. Именно поэтому в моем представлении, СМИ не является четвертой властью.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/smi-vetv-vlasti/

  1. Аберкромби Н. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер; под ред. С.А.Ерофеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 620 с. (58 с)
  2. Ананич: СМИ — это не четвертая власть, а партнеры власти [Электронный ресурс] // Naviny.by Общество – URL: society/2011/10/27/ic_news_116_379413/
  3. Джерри Д. Власть // Д. Джерри, Дж. Джери. Большой толковый социологический словарь: пер. с англ. – М.: Вече, 1999. – Т. 2 (П-Я).

    17 стр., 8149 слов

    Электронная книга (2)

    ... периодических и продолжающихся изданий, приведенные Р.С. Гиляревским в работе «О тенденциях развития электронных изданий». В 1999 году электронные издания составляли 13 783 ... Электронные издания. Основные виды и выходные сведения». Кроме того, началось активное изучение данного вопроса и связанных с ним проблем. Основные понятия. Эволюция терминологии относительно электронных информационных ресурсов ...

    – 239 с.

  4. Негадаев И.А. Информатизация культуры [Электронный ресурс] // Полка букиниста – URL: informculture/ch09_i.html
  5. Опрос: являются ли российские СМИ четвертой властью [Электронный ресурс] // newsland — URL: http://newsland.com/news/detail/id/614553/
  6. СМИ больше не четвертая власть [Электронный ресурс] // 36 on.ru — URL: columns/27169-smi-bolshe-ne-chetvertaya-vlast