Бедность порождает бунт и преступления аристотель

Эссе Бедность порождает бунт и преступления ( Аристотель).

Размышляя над словами Аристотеля, я поняла , что он действительно прав. Бедность приводит к таким страшным последствиям , как бунт и преступления. А что же такое бедность? Бедность –это состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи для нормальной жизни и жизнедеятельности. Фраза Аристотеля такая, казалось бы, простая, но в то же время очень глубокомысленная. Она заставляет задуматься всех тех, кто не безразличен к человеческой душе. Трудно сказать, что бедность удаётся победить в этом огромном , полном несчастных людей, мире.

Теперь же человек должен быть готов защищаться от обвинения в богатстве, словно это худшее из преступлений.

КАЛЛИКЛ

Не с тех бери пример, кто копается в мелочах, опровергая друг друга, но с тех, кто владеет богатством, славою и многими иными благами.

КЛЕОБУЛ

Люди или копят крохи и живут в обрез, или решают, что нет им жизни, коли не в их руках все добро всех царей и всего простонародья.

Не унижайся в нужде, но и не кичись, пребывая в достатке; помни, что прибыль твоя изначально чревата утратой.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

Бедность лишает душу самого необходимого, то есть, отклоняет ее от созерцания и мешает хранить безупречную чистоту и безгрешность, заставляя того, кто еще не посвятил всего себя Богу из любви к нему, трудиться ради пропитания тела.

Бедность и нищета 21века

направление — социология социальных проблем — в рамках которого, с различных теоретических позиций обосновывается, что представляет собой социальная проблема, что ее обусловливает, как ее изучать и решать. Социальная проблема — это объективное противоречие, приводящее к нарушению пропорций социального функционирования и развития и вследствие этого — к дисбалансу интересов различных социальных групп, к разрушению доминирующих социальных ценностей. В последнее время о бедности начали говорить как о новом социальном феномене, присущем российскому обществу на грани веков.

В общественной жизни бедность и ее крайняя форма — нищета — оцениваются как социальное зло. Состояние бедности не позволяет человеку и обществу реализовать свои потенциальные возможности, а, следовательно, развиваться с наибольшей эффективностью. Именно поэтому бедность связывают с регрессом в общественном развитии, чем обусловливается необходимость рассмотрения бедности как острой социальной проблемы.

10 стр., 4989 слов

Социальное неравенство позитивные примеры. Проблема социального ...

... укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы. Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам, таким как деньги, власть и престиж. Проблема социального неравенства: ...

Бедность — это состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.

В последнее время о бедности начали говорить как о новом социальном феномене, присущем российскому обществу на грани веков. Актуальность темы реферата определяется необходимостью осмысления бедности как сложного и разнообразного социального феномена, выступающего непременным «спутником» цивилизационного развития.

Целью работы является раскрытие природы, сущности бедности как социальный феномена.

1. Бедность как социальная категория

1.1 Понятие и сущность бедности

Что есть бедность? Словарь Ожегова объясняет это слово как «скудость, недостаточность средств существования, нужда, убожество, неприглядность».

«Российская социальная энциклопедия» более академична: бедность — это категория, выражающая абсолютное или относительное отставание от достигнутого в обществе стандарта потребления.

Интересно, что вплоть до середины ХVIII века самого понятия «бедность» не существовало. Общество состояло либо из очень богатых, либо из беспросветно нищих — уравновешивающей середины практически не было. В эпоху Просвещения, когда европейское общество принялось создавать некие социальные стандарты жизни, выяснилось, что есть люди, неспособные этим стандартам соответствовать.

Как состояние бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В капиталистическом же обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость.

Первым на проблему бедности обратил внимание «изобретатель рынка» Адам Смит. Он, правда, считал бедность «социальной ржавчиной» и полагал, что бедняком является не тот, кто мало имеет, а тот, кто мало имеет и при этом много хочет. К тому же протестантская этика, определяющая нравственный климат общества, считала их «неправильными» гражданами. Поэтому изучать бедность как явление не только экономическое, но и социальное стали сравнительно недавно.

В 1917 году, русский социолог Стопани впервые исследовал семейные бюджеты российских рабочих и ввёл в оборот понятие «черта бедности». Сегодня признано, что бедность является одним из важнейших индикаторов жизни общества. Если в обществе много бедных, значит, оно экономически неблагополучное. Правда, до сих пор социологи всего мира по-разному толкуют само понятие, кого следует считать бедным.

Анализируя труды философов и ученых разных исторических эпох и направлений, а также представителей экономической, политической, эстетической и религиозной мысли дадим различные толкования бедности как социального явления. Так, Платон, размышляя над расслоением людей на бедных и богатых, видел государство состоящим из двух частей: одну составляют бедные, другую – богатые, и все они живут вместе, строя друг другу козни. В работе «Государство» показывается, что бедные и богатые – это слои, группы внутри сословия земледельцев и ремесленников, среди стражей и правителей таковых нет.

6 стр., 2922 слов

Социальная проблема — Бедность

... Проблема богатства и бедности не теряет своей актуальности и в наши дни, особенно для России. Переход России к рыночной экономике сопровождался стремительным расслоением общества на богатых и бедных. ... ценности для развития и благополучия своей жизни. Обновлено: 2017-05-11 Внимание! ... -сочинения недостаточно проработана. Автор не устанавливает обоснованной связи между «недостатком ума» и «бедностью». ...

Аристотель также рассматривал вопрос о социальном неравенстве и утверждал, что во всех государствах есть три элемента: один класс очень богат, другой – очень беден, а третий является средним. Согласно его позиции, государству необходимо думать о бедных, т.к. при исключении множества бедняков из управления они неизбежно будут становиться его врагами. Бедность порождает бунт и преступления, и государство, имеющее много бедных, обречено на гибель.

В размышлениях Гоббса встречается точка зрения о том, что в обществе недопустимо существование привилегированных классов, так как они обусловливают хаос. Ж.-Ж. Руссо видел в бедности, равно как и в невежестве, условие нравственного нездоровья. И.Кант считал, что в обществе всегда будут бедные и в их числе инвалиды и больные, на содержание которых необходимы государственные средства (в богадельнях и больницах).

Философ допускал и другие формы государственной поддержки бедных. Например, выдачу им пособий. Эти идеи И.Канта, как известно, широко практикуются социально-ориентированными государствами. В свою очередь, Г.В.Ф.Гегель давал разные характеристики бедности и богатству. Он выдвигает понятия «обедневшая масса», «нуждающиеся», «бедный класс», «случайность нужды», «бедность» как противоположность «богатства», «нищета». Он рассматривает бедность как социальное явление, т.е. такое, которое выступает определенным специфическим состоянием индивида, социальной группы и общества. Им выделяются две стороны бедности: объективная, связанная с обстоятельствами, и субъективная как область моральности субъекта. Философа волновал вопрос: «как устранить бедность?». Гегель не считал благотворительность тем средством, с помощью которого может быть решена проблема бедности. Он писал о «среднем классе» как господствующем в гражданском обществе.

Значительное влияние на формирование различных концепций бедности оказала философия позитивизма. Так, в концепции Г.Спенсера утверждалась позитивно-санитарная роль бедности, выполняющая функцию естественного отбора. Г.Спенсер связал возникновение бедности с ростом общественного производства, и, так как остановить производство невозможно, невозможно ликвидировать бедность. По Спенсеру бедность – это не столько социальное явление, сколько личная проблема, некий «индивидуальный выбор» и «индивидуальная судьба». В концепциях эгалитаристов (Э.Реклю, Э.Беллами, Ч.Холл, П.Колкахан, В.Голдвин и др.) бедность рассматривалась как социальное зло, мешающее гармоничному развитию общества. В качестве путей решения проблемы они предлагали революционные перевороты и другие кардинальные меры в отношении существующего порядка (например, в системе распределения ресурсов).

Либерально-реформистские концепции, близкие по своей сути к эгалитаризму, усматривали в бедности корни социальной болезни, которую можно и нужно искоренить путем реформ. Отсюда предлагались относительно лояльные к существующей социально-политической и экономической системе способы решения проблемы.

Представители социал-дарвинизма видят в бедности неизбежное следствие индустриального развития и роста численности населения. Бедность рассматривается ими как закономерное явление иерархически организованного общества. Так, Т.Мальтус попытался объяснить явление бедности естественными законами природы. Он утверждал, что государство, помогая бедным, поощряет их размножение. Дж.Бентам занимал более радикальную позицию в отношении бедных. По его мнению, бедные виновны в собственной бедности, и общество не должно нести никакой ответственности за них. Отсюда делался вывод о необходимости отменить различного рода пособия бедным. Более того, всех бедных он предлагал поместить в места с тюремным режимом. П.Прудон видел основную причину бедности в противоречии безграничности потребления и ограниченности производства. Он считал, что человек в состоянии цивилизации получает посредством труда то, что требуется для поддержания его тела и развития души – ни больше, ни меньше. Это «строгое взаимоограничение производства и потребления и есть бедность», а «нищета быстро наказывает неумеренность и леность». Отсюда решение проблемы бедности Прудон видел во всеобщей экономии и труде.

11 стр., 5306 слов

Бедность — социальное зло

... бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных ... общества, считала их «неправильными» гражданами. Поэтому изучать бедность как явление не только экономическое, но и ... и пространстве. 1.2 Причины и виды бедности Причины бедности можно условно разделить на ...

Проведенный краткий анализ феномена бедности, осуществленный в философской и научной мысли, позволяет дать следующие определения бедности:

Бедность – это такое состояние социальности, в которой отсутствуют одна или несколько составляющих: экономических, социальных, нравственных, правовых, духовных, эстетических, выражающих потребности и ценности личности, группы, общества, цивилизации, что делает это состояние деструктивным.

Нищета – преобладающее отсутствие у социального субъекта всей системы ценностей, крайняя степень бедности.

Обездоленность – состояние социального субъекта, характеризуемое отсутствием возможности самореализации, обретения самодостаточности в социальном времени и пространстве.

1.2 Причины и виды бедности

Причины бедности можно условно разделить на три основные группы:

1.Причины, исходящие из форм организации общественной жизни:

  • экономические (безработица, низкий уровень зарплат, пенсий, отсутствие сбережений);
  • юридические (слабая правовая защита населения);
  • культурные (древний обычай сводить народное призрение к раздаче милостыни, малограмотность масс);
  • административные (неэффективная система государства);
  • социальные (слабое развитие социальных связей, расслоение общества, проблемы социализации и самоактуализации индивида).

Внешние причины, стихийно-природные (пожары, неурожаи и т.д.).

Внутренние причины, индивидуально-личностные (болезнь, умственные и физические дефекты, социально-психологический склад личности и ее духовность).

Есть следующие подходы к объяснению причин возникновения и воспроизводства бедности как социального явления.

1. Культурные объяснения. Одно из ключевых понятий в рамках этого подхода — культура бедности. Сторонники этого подхода доказывают, что для среды бедняков характерна особая культура, в основе которой лежат смирение, неумение строить свое будущее и фатализм. В процессе первичной социализации эти ценности передаются от одного поколения к другому, приводя к «наследованию» бедности.

Другое культурологическое объяснение бедности использует понятие культуры зависимости. Если в теориях культуры бедности сами бедняки рассматриваются в качестве источника своих бед, то в концепциях культуры зависимости таким источником выступает государство с его программами социального обеспечения. Как полагают многие либеральные ученые, именно эти программы приводят к тому, что бедные перестают полагаться на свои собственные силы и паразитируют за счет общества.

8 стр., 3948 слов

Местное самоуправление в жизни граждан России

... институтов местного самоуправления, продолжается. Несмотря на то, что местное самоуправление в России имеет исторические корни, современная ситуация в нашей стране ... местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 1.1. Местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества. Понятие местного самоуправления ...

Приверженцы культурного объяснения феномена бедности выступают за развитие в людях таких качеств как упорство, бережливость и честолюбие. По их мнению, один из вариантов решения проблемы бедности — ликвидация государственной помощи либо ее существенное видоизменение (например, переход от безвозмездных пособий к таким пособиям, которые человек должен был бы отработать на общественных работах).

2. Структурные объяснения. Теории этого направления связывают наличие бедности со структурными особенностями общества, основанными на социальной стратификации, экономическом неравенстве и т.д.

Сторонники концепции бедности как результата особой ситуации утверждают, что в жизни людей и общества в целом случаются периоды, когда вероятность возникновения бедности очень высока. Например, это происходит, когда в обществе наблюдается общий спад экономики. Причем отдельные индивиды не несут ответственности за возникновение такой ситуации. При этом, бедность становится результатом неравенства людей в обществе и неравного распределения материальных благ между индивидами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо создавать систему социального страхования.

В рамках другой концепции бедность рассматривается как последствие развития международной экономики и изменений в структуре мирового рынка рабочей силы. Международные корпорации ищут страны и регионы с дешевой рабочей силой, это приводит к тому, что в стремлении привлечь эти инвестиции многие страны искусственно сдерживают рост заработной платы, что приводит к общему обнищанию населения.

Независимо от того, каковы первичные причины бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в «порочный круг нищеты». Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате не хватает не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. При этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.

Если можно говорить об искоренении абсолютной бедности в ряде развитых стран, то относительная бедность будет постоянной проблемой любой страны в обозримом будущем.

Причиной бедности индивида может быть даже определенный склад его характера. Так, отсутствие силы воли, трусость, боязнь риска, а также пассивность, лень, склонность к бродяжничеству зачастую приводит к бедности. Нередко такие черты проявляются в случае отсутствия или потери высших ценностей и смысла жизни индивидом, что влечет за собою состояние экзистенциального вакуума, бездуховности. В свою очередь, и бедность влияет на личность человека. Бедным людям свойственны невысокая самооценка, заниженные потребности. В условиях безысходности они зачастую полагаются на стечение благоприятных внешних обстоятельств, удачу, нежели на собственные усилия по воздействию на то, как складывается их жизнь. С этим связана и повышенная агрессивность бедных по отношению к обществу, его законам и людям, властным структурам всех уровней.

3 стр., 1426 слов

Каким я вижу будущее России к 2050 году

... в будущем перед большинством развитых государств мира стоит и будет стоять основопологающая для их дальнейшего развития проблема-это нехватка ресурсов и территорий. Наша страна уникальна тем, что у нас ...

Выделяют два вида бедности.

1. Абсолютная бедность связана с нуждой в жизненных ресурсах, которые обеспечивают человеку биологическое выживание.

Речь идет об удовлетворении самых элементарных потребностей — в пище, жилье, одежде. Критерии этого вида бедности мало зависят от времени и места проживания человека. Конкретный набор продуктов, потребляемых на заре развития человеческого общества и современным человеком, существенно различается, но всегда можно однозначно судить, голодает человек или сыт. Таким образом, критерии абсолютной бедности связаны с биологическими характеристиками.

2. Относительная бедность определяется путем сравнения с общепринятым, считающимся «нормальным» в данном обществе уровнем жизни. Средний уровень жизни в развитых странах Запада заведомо выше, чем в развивающихся странах. Поэтому то, что будет считаться бедностью в странах развитого Запада, для отсталых государств расценивается как роскошь. Так, например, в категорию относительно бедных на Западе попадают и те люди, которые не испытывают затруднений с питанием, но не могут позволить себе удовлетворять потребности более высокого уровня (образование, культурный отдых и т.д.).

Таким образом, критерии относительной бедности базируются на социальных признаках и сильно варьируются в разные эпохи или странах.

Кроме этой базовой классификации типов бедности, существуют и другие подходы. Так, выделяют первичную бедность (это семьи, ведущие рациональное домашнее хозяйство, но не имеющие достаточных финансовых средств) и вторичную бедность (семьи, которые имеют достаточно финансовых средств, но нуждаются из-за нерационального ведения хозяйства).

Наконец, существует деление на «устойчивую» бедность (бедность «по наследству») и «плавающую» (некоторые бедные индивиды находят возможность выйти на более высокий уровень жизни, но одновременно люди со средним достатком разоряются и переходят в разряд бедняков).

1.3 Измерение бедности

Методик определения бедности существует великое множество. В большинстве развитых стран применяют так называемую «канадскую» схему: по ней бедным считается семья, которая тратит на первоочередные нужды — еду, одежду, оплату жилья — большую часть доходов (в разных странах эту долю определяют по-разному).

В европейских государствах бедных «вычисляют» по так называемому индексу ППС — паритету покупательной способности. Примечательно, что размер ППС каждый год на специальной сессии устанавливает Всемирный банк. ППС определяет минимально необходимое количество денег, которые нужны человеку, чтобы поддерживать физическое существование. Для разных регионов он разный. Для островов Карибского бассейна, например, один доллар, а для России — четыре. Правда, в России индекс ППС «не работает», поскольку он не учитывает особенностей нашей национальной экономики.

Есть ещё стандарты бедности, разработанные ООН. По ним полагается сравнивать изменение доходов 20 процентов самых богатых и 20 процентов самых бедных представителей населения. Россия опять же в эти методики не вписывается, поскольку является страной с переходным типом экономики, где разрыв между богатыми и бедными очень велик. Всего же, по оценкам ООН, в состоянии бедности сегодня живёт около миллиарда людей, причём самые высокие темпы прироста бедного населения в странах Африки.

13 стр., 6103 слов

Влияние художественного слова на развитие речи детей 5 года жизни

... Изучить понятие и значение художественного слова для развития ребенка. Раскрыть понятие художественного слова, как средство влияния на развитие речи ребенка. Изучить особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты ...

1. Концепция прожиточного минимума. Первыми, кто занялся количественными расчетами уровня бедности, стали английские ученые Чарлз Бут и Сибом Раунтри, которые ввели в 1890-х понятие «порог бедности». Порог бедности — это минимальный доход, необходимый для приобретения только жизненно необходимых продуктов питания, одежды и жилья. С развитием общества набор необходимых для жизни предметов и услуг расширялся, но суть метода оставалась та же — отнесение индивида или семьи в разряд бедных зависит от того, чем они обладали. С помощью этого метода есть возможность измерить абсолютную бедность.

2. Концепция относительной бедности (депривации).

Одним из первых ее авторов был американский ученый Питер Таунсэнд. Если первая концепция базировалась на понятии дохода, то концепция относительной бедности во главу угла ставила понятие благосостояния. Она учитывала удовлетворение не только физических, но и социальных потребностей. Ведь часто люди обеспечены жизненно необходимыми предметами и услугами, но не могут вести принятый в их обществе образ жизни. С другой стороны, доход не является определяющим показателем в тех странах, где государство проводит политику, направленную на улучшение благосостояния бедных посредством не только денежных субсидий и пособий, но и самых разнообразных натуральных льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте, льготное жилье, бесплатное образование и т.д.).

Акцент на качестве и условиях жизни позволяет определить разрыв между социальной позицией индивида (или семьи) и его уровнем жизни.

3. Концепция аккумулированной депривации. Эта концепция впервые предложена в 1979 норвежским социологом Е.Хансеном. Существенный недостаток методики концепции относительной бедности, — это произвольность выбранных критериев. Отсутствие какого-либо критерия может быть не столько показателем бедности, сколько сознательным выбором индивида (например, для вегетарианца отсутствие мяса в рационе не является следствием невозможности его приобрести).

Характерной чертой нового подхода стало не просто изучение благосостояния индивида (либо семьи), но и подсчет количества проблем, с которыми он сталкивается (материальный доход, занятость, социальные отношения, образование и т.д.).

4. Концепция бедности как самооценки. Все описанные подходы основаны на том, что исследователь выбирает критерии бедности, в то время как изучаемые люди являются пассивным объектом. В последние десятилетия все чаще используется метод определения бедности по самооценке респондентов — считают ли они себя бедными или нет. Такой подход имеет преимущество в том, что позволяет лучше оценивать бедность как социальную проблему, требующую принятия специальных мер.

Российские социологи определяют бедность по методу, предложенному уже упомянутым русским социологом Стопани. Бедным следует считать человека, чьи доходы не превышают половины или трёх четвертей (для разных регионов) среднедушевого дохода. Метод Стопани очень удобный. Есть бюджет прожиточного минимума (БПМ), который называют «чертой бедности», есть люди, чьи доходы ниже «черты бедности» — это и есть бедные. Те, у кого доходы составляют менее половины БПМ, считаются остро нуждающимися, в просторечие — нищими.

11 стр., 5354 слов

Владимир Владимирович Путин — второй президент России

... Изучая курс современной истории России, я заинтересовалась личностью и деятельностью второго президента России Владимира Владимировича Путина. Мне захотелось, как можно ... школьников 40 человек на место, он получил четверку по сочинению, три «5» - по истории, литературе и немецкому ... Андропова (сейчас Академия внешней разведки). В 1983 году В. Путин женился. Жена Людмила Александровна (в девичестве ...

Когда, в 1994 году Всероссийский центр изучения общественного мнения впервые провёл исследование российской бедности — оно вызвало немало шума. И даже не потому, что, по данным социологов, бедных в России было вдвое больше, чем сообщали официальные источники. Социологи отметили печальную тенденцию: бедность распространялась в обществе как чума, причём «заражалось» в первую очередь именно работающее население. Среди главных причин российской бедности социологи назвали тогда низкие ставки найма, высокий рост безработицы и задержки зарплаты. Заодно выяснилось, что российская бедность разительно отличается от европейской. Например, в Швеции (там самый низкий в мире уровень бедности — около трёх процентов работающего населения) бедный — это либо подрабатывающий на каникулах студент, либо вечно не работающий «халявщик», не попавший ни в одну из социальных программ. В России бедный — это квалифицированный работник, как правило, семейный, который обитает в наёмном жилье, получает маленькую зарплату и целиком зависит от работодателя, поскольку высока безработица. Без собственности, без прав, без перспектив.

Уровень бедности, измеренный по критериям каждой из этих концепций, будет заметно различаться, однако они дадут более высокий процент бедности, чем в случае с измерением прожиточного минимума.

2. Бедность как феномен новой России

2.1 Масштабы бедности России

Снижение реальных доходов населения и их чрезмерная дифференциация – это две основные тенденции в изменении уровня жизни граждан России с начала 90-х годов 20 века по настоящее время.

В дореволюционной России бедность рассматривалась как горе, в котором виновно скорее общество, чем конкретный индивид. Эта трактовка бедности как порождения несправедливого социального строя способствовала широкому распространению социалистических воззрений. В советские времена понятие «бедность» практически не применялось. На смену ему пришло понятие «малообеспеченные», призванное подчеркнуть, что в Советском Союзе нет людей, которые не обеспечены всем необходимым для жизни, а население делится на тех, кто обеспечен в большей или меньшей степени. В постсоветской России произошло, как считают многие исследователи, массовое обнищание населения. К 1992 году, по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, за чертой бедности проживало примерно 90% населения России. Подобного рода цифры, однако, трудно признать достоверными, поскольку для оценки бедности в России применялись критерии, которые используются в развитых странах. Однако и официальная российская статистика тоже отмечала в 1990-е высокий уровень бедности, хотя и не более 35% . Первый скачок уровня бедности был связан с либерализацией цен в 1992, другой произошел после дефолта 1998. Однако в целом уровень бедности в России, по официальным данным, имеет тенденцию снижаться — от 30-35% в начале 1990-х до 15-25% в начале 2000-х [3].

Резкие расхождения между данными Госкомстата и цифрами, получаемыми отдельными исследователями, во многом зависят от используемого определения бедности. Госкомстат исходит из определения бедности через прожиточный минимум, измеряя абсолютную бедность. Те же исследователи, которые дают более высокие цифры бедности, обычно измеряют относительную бедность. Разные регионы России сильно различаются по уровню бедного населения. Самая низкая доля бедных в середине 2000-х насчитывалась в Тюменской области (менее 18%), самая высокая — в Республике Ингушетия (около 90%) [7].

16 стр., 7785 слов

Любовь в патриархальном мире в пьесе Бедность не порок Островского

... плану. Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедность не порок. Год написания, История создания Тема – влияние денег на взаимоотношения людей в обществе, выбор ... благосостояния. Автор затрагивает проблемы выбора будущего, послушания и уважения к старшим, тему любви, семьи, греха. Красной нитью проходит через всё повествование мысль о том, что ...

Бедность в России обладает специфической чертой, типичной для развивающихся стран: если в развитых странах мира бедность, как правило, связана с безработицей, в России же бедность охватывает не только безработных, но и многих работающих на малооплачиваемых должностях, т.е. существует некий специфический феномен, работающие бедные. Феномен, невиданный в развитых странах. Во всех нормально развивающихся странах наличие работы, не всегда являются гарантом процветания, высокого дохода, но от нищеты спасает. В России же даже работая можно пребывать в бедности.

В 1996 году в статистическом сборнике «Уровень жизни населения в России» впервые фактические среднедушевые доходы на душу населения были названы основным индикатором уровня жизни. Сейчас в России понятия бедности и социальной стабильности «просчитываются» вместе. То есть, чем больше бедных, тем выше «индекс социальной напряжённости». В результате реформ в РФ возникла структурная бедность – постоянное состояние значительной части населения. Это – социальная проблема, не связанная с личными качествами и трудовыми усилиями людей. ВЦИОМ фиксирует: «В обществе определились устойчивые группы бедных семей, у которых шансов вырваться из бедности практически нет. Это состояние можно обозначить как застойная бедность, углубление бедности». По данным ВЦИОМ, только 10% бедняков могут, теоретически, повысить свой доход за счет повышения своей трудовой активности [8].

Кстати, самым «бедным» годом в новейшей истории России считается 1994-й. В этом году была о массовая бедность. Причём тогда бедняки даже не надеялись когда-нибудь выбраться из финансовой пропасти. Нашествие бедности напоминало настоящее нашествие, с человеческими жертвами: за год в России 62 тысячи человек покончили жизнь самоубийством, 69 тысяч умерли от алкоголизма. И большинство из них имели доходы ниже прожиточного минимума или были безработными.

Если во всех странах с развитой рыночной экономике расширятся рынок труда путём создания дополнительных рабочих мест, за счет развития малого бизнеса, то в России это не происходит. Это всё усложняет борьбу с бедностью. По оценкам специалистов, масштабы российской бедности колеблются в размере 70%. Не правда, страшная цифра. Социологии проверили опросы по самоощущению людей. И выявилось, что в России действительно 70% людей позиционируют себя как бедные. Пребывание в состоянии бедности уже оказало сильное влияние на экономическое поведение. Например, бедность порождает теневую экономику и придает ей высокую устойчивость тем, что она выгодна и работникам, и работодателям. Но теневая экономика в свою очередь воспроизводит бедность, в результате чего замыкается порочный круг. Тем не менее, если верить статистике, бедных в России со временем становится меньше. Если в 92-м, в первый год экономических реформ, каждый третий россиянин имел доходы ниже «черты бедности», в 2008 году — только каждый пятый [9].

Картину всеобщего «улучшения жизни», правда, сильно подпортил мировой экономический кризис, который вернул за черту бедности 155 млн человек [9].

Всемирный банк утверждает, что около 1,3 миллиона человек не смогут покинуть категорию бедных из-за более чем двукратного падения темпов роста экономики в 2009 году. Доля россиян (по данным ВЦИОМ) находящихся за чертой бедности, за прошедший год увеличилась: если в феврале 2008 года к таковым себя относили 8% граждан, то к концу марта 2009 года их уже 14%. С 28 до 32% выросло число тех, кому денег хватает только на продукты, средняя прослойка (кому денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой) сузилась с 46 до 39%. Данные Росстата по уровню бедности опубликованы только за третий квартал 2008 года, но по оценкам, за весь прошлый год официальная цифра может составить 14,5%, а к концу 2009 года вырасти до 16%. По альтернативным оценкам, масштабы бедности по итогам 2008 года составляют 18% от всего населения страны, но прогноз по итогам 2009 года сделать пока сложно. Но на фоне потери работы, сокращения доходов и роста цен число малообеспеченных граждан может вырасти до 20%, предупреждают эксперты [9].

Прошедший год станет для россиян последним благополучным периодом. В последние годы снижение уровня бедности происходило на фоне экономического подъема. Рост ВВП России в 2005 году составил 6,4%, в 2006 году – 7,7%, в 2007 году – 8,1%. «При этом в 2005 году число малообеспеченных россиян составляло 17,7% населения, в 2006 году – 15,2%», – приводит цифры ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков. Такие темпы роста экономики позволили властям обещать дальнейшее сокращение бедности. Еще в конце апреля 2007 года на заседании правительства Герман Греф, занимавший тогда пост министра экономического развития и торговли, прогнозировал, что к 2010 году число граждан с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 10,7% [11].

Однако мировой экономический кризис, докатившийся до России в 2008 году, изменил картину благополучия. Ключевым фактором для роста бедности станет сокращение доходов населения на фоне массовых увольнений. С начала этого года число официально зарегистрированных безработных еженедельно увеличивается на десятки тысяч. Согласно данным Минздравсоцразвития, к 4 марта в органах службы занятости числятся уже 2,034 млн безработных. А по методике оценки Международной организации труда, сейчас в России более 6 млн безработных. Наряду с этим уменьшаются зарплаты граждан, сохранивших работу.

Не исключено, что некоторые безработные и граждане с низкими зарплатами могут перейти черту прожиточного минимума. Согласно данным Левада-центра по субъективной оценке бедности, часть населения уже почувствовала изменения. Так, с 2001 года по сентябрь 2008 года доля семей, которым денег едва хватает даже на продукты питания, неуклонно снижалась с 26% до 9%. Но уже в феврале 2009 года доля семей, едва сводящих концы с концами, выросла до 11%. Доля семей, которым денег на продукты хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения, с 2001 года по сентябрь 2008 года упала с 42% до 25%, но к февралю 2009 года выросла до 31% [9].

По словам экспертов это будет самый трудный год после дефолта 1998 года. Гипотетически, в 2009 году можно как-то сдержать уровень бедности. Но у нас есть 2010, 2011 годы, когда кризис все равно будет продолжаться.

решать проблему бедности на всех уровнях социальности.

Заключение

Таким образом, подводя итоги, структурируем проблему на основании простых и почти очевидных утверждений.

Бедность – категория социальная. Бедность не сводится к сокращению потребления материальных благ (как, например, это произошло в годы Отечественной войны).

Бедность – сложная система процессов, приводящих к глубокой перестройке материальной и духовной культуры – причем всего общества, а не только той его части, которая испытывает обеднение.

Прежде всего, важны не столько параметры бедности, сколько ее генезис, характер и динамика ее возникновения. И Запад, и «третий мир» обладают хотя и разными, но давно сложившимися типами бедности, они ее интегрировали в социальную систему и вполне могут держать под контролем протекающие в этой системе равновесные, стационарные процессы. Они могут, например, тонко регулировать масштабы бедности с помощью отработанных механизмов социальной помощи.

Диагностика проблемы бедности предполагает также исследования социального самочувствия населения, показывающие, как люди осознают данную проблему и как оценивает ее, есть ли у них ощущения тревоги, неудовлетворенности, беспокойства за будущее своей семьи, своих детей, готовы ли они самостоятельно выходить из сложившейся ситуации или рассчитывают на «внешнюю» помощь при сохранении собственной пассивной позиции, какие действия намерены предпринимать для улучшения своего положения. Эти данные позволяют социологам сделать вывод об остроте проблемы, о возможных действиях со стороны самого населения и необходимых действиях со стороны государства для ее разрешения (смягчения).

Анализ складывающихся стратегий исследования феномена и проблемы бедности социологическими методами имеет принципиальное значение для выработки адресной социальной политики и принятия управленческих решений в социальной сфере.

Скажу так, из всего этого я вижу один выход: учиться, учиться и ещё раз учиться, как сказал наш дедушка Ленин. Читать книги по финансовой грамотности, посещать семинары, давать образование своим детям.

Я хотел написать ещё про образование, отдых, доход на человека и много, что ещё, но это уже в другой раз.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/shirota-izobrajeniya-v-romane-nischetyi-i-stradaniy-bednyih-lyudey/

1. Байгереев, М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счёта / М.Байгереев // Человек и труд. — 2001.- №7. — С.61.

2. Березин, И. О «бедности» и борьбе с ней, среднем классе, социальной структуре и дифференциации доходов в России в начале XXI века / И.Березин // Практический маркетинг. — 2004. — №7. — С.42.

3. Богомолова, Т.Ю., Тапилина В.С. Бедность в современной России: масштабы и территориальная дифференциация / Т.Ю.Богомолова, В.С.Тапилина // ЭКО.- 2004. — №11. — С.41-56.

4. Волчкова, Л. Стратегии социального исследования бедности / Л.Волчкова, В.Минина // Социологические исследования. — 2003. — №1. — С.49-56.

5. Добреньков, В.И. Социология: в 3 т. Т.2.: Социальная структура и стратификация / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. — М.: ИНФРА-М., 2000. — 985 с.

6. Иноземцев, В. Классовый аспект бедности в постиндустриальных обществах / В.Иноземцев // Социологические исследования. — 2000. — №8. — 21 с.

7. Овчарова, Л.Н. Бедность и экономический рост в России // Журнал исследований социальной политики / Л.Н.Овчарова. — 2008. — №4. — С.439-456.

8. Люблинский, В. Феномен бедности на рубеже XXI века / В.Люблинский // Человек и труд. — 2001. — №5. — С.33-35.

9. Мамедов, О.Ю. После нищеты и бедность кажется богатством! / О.Ю.Мамедов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2008. — №12. — С.5-7.

10. Россия в цифрах. Социальное положение и уровень жизни // Журнал исследований социальной политики. — 2007. — №6 (4).

— С.99-100, 144.

Бедность порождает бунт и преступления аристотель эссе

Можно ли сдавать на аварийке задним ходом

Образец расписки в долг организации

3 ндфл на социальный вычет за 2020 год

Купля продажа машины на дипломатичесих номерах

Планирование закупок по 44 и 223

Какой выгодный товоэ

Инфо

Скорее, как мне кажется, можно сказать, что приобретение богатства изменяет цвет кожи, рост или взгляд, чем характер. До тех пор пока человек будет ненасытен, жаден, кичлив и труслив, до той поры он будет испытывать нужду и недостаток.

Ведь все равно будет нуждаться в пище и тот, кто имеет подобную еду, и тот, кто не имеет ее вовсе. Тогда что за толк в таком обладании? У одних есть средства, а у других – имущество, ибо одни ими пользуются, а другие только имеют, но и сами к ним не прикасаются, и с другими не делятся.

Разве ты не замечал, что нужда помогает беднякам укреплять свой дух и тело, а богатство ведет к противоположному результату? Мне думается, когда человеку легко достается все, чего бы он ни пожелал, он больше не чувствует необходимости трудиться и стремиться к чему-нибудь.

Имея помощником своих недостатков богатство, он уже не может отказаться ни от каких удовольствий.

Самое горестное в жизни – старость в нищете.

У золота нездоровый цвет, потому что на него делается столько покушений.

ДИОН ХРИСОСТОМ

Бедность не является непреодолимым препятствием к тому, чтобы вести жизнь, достойную свободного человека, желающего работать своими руками; напротив, она побуждает его к труду и к деятельности, гораздо более честной и полезной, более соответствующей природе, чем те дела, на которые обычно богатство толкает большинство людей.

Бедность поистине священна и неприкосновенна, и что никому нет охоты грабить бедняка, не то что иных людей, носящих пышные знаки отличия.

Бедняки в своих словах и делах и в своих взаимных отношениях, а также во всем своем образе жизни, благопристойном и соответствующем природе, во всем этом превосходят богатых людей.

Что называть бедностью

Есть два основных способа дефиниции этого понятия.

Порог абсолютной бедности устанавливается формально, «сверху»: Всемирный банк называет сумму — около 2 долларов в день, на которые можно «поддерживать жизнедеятельность». Это очень условная отсечка, она помогает определить количество крайне бедных и нищих в мире, но как быть с теми, кто выживает, находясь немного над этой границей? На самом деле вы вряд ли назовете богатым человека, который тратит не больше 3 долларов в день. При таком подсчете не учитывается уровень неравенства, поэтому существует и другой метод — вычисление относительной бедности, определяемой как недоступность для кого-либо благ, доступных другим членам общества. Этот подход еще называется «депривационным», поскольку такой человек находится в депривации относительно более обеспеченных людей.

Нам необходимо использовать именно второе определение бедности, понимаемой как несоответствие жизни и потребления принятому в обществе стандарту, для того чтобы понять, как она воздействует на мозг, потому что в этом случае вместо сухих и довольно условных цифр мы получаем более ясную и реалистичную картину.

Относительная бедность в высокоразвитых экономиках может выглядеть безобидно, как недоступность путешествий или престижного образования при доступности достойной продуктовой корзины и даже некотором избытке одежды.

В развивающихся странах дефицитным ресурсом для бедных слоев населения может стать, например, вода, как это бывает на Африканском континенте. Но есть и то, что роднит всех людей, находящихся в зоне депривации в любой экономике, — ощущение собственной изоляции.

Представьте себе, что вы идете по гипермаркету. Чистый пол, выложенный плиткой, стеклянные витрины холодильников, полки ломятся от печенья и сыров, лампы дневного света ярко подсвечивают апельсины и яблоки — ничего необычного, правда?

А теперь вообразите, что килограмм яблок стоит 6899 руб., апельсинов — 10 499, кусок сыра весом 300 г можно купить примерно за 4500. В общем, еще хуже, чем в аэропорту, — и других цен нет на километры вокруг, а зарплата у вас все та же. Вы начинаете смотреть на еду иначе и больше всего думаете не о вкусе продуктов, а о том, что не можете себе их позволить. Каждая новая полка вызывает у вас чувство голода, а каждый новый ценник заставляет отказаться от своего желания.

И это только обед. А что насчет квартплаты? Покупки новой обуви на смену единственной паре, которая уже износилась? Может быть, вы кому-то должны? Если вы достаточно старались, то благодаря собственному воображению только что пережили стресс. Так вот, бедность — это, прежде всего, постоянный, не контролируемый вами стресс.

Бедность порождает бунт и преступления аристотель эссе примеры

Так чего же ради, имея такую возможность хорошо жить в полном спокойствии, он станет, даже если лишится богатства, мучиться сверх меры из-за сохранения состояния? Даже напротив, имуществу его не угрожает опасность, так как он обладает такими качествами.

Считается, что несправедливость лишает чаще всего не только нажитого, но и прежнего имущества, поэтому если и справедливость соблюдать, то, во всяком случае, насколько это связано с ней, можно будет без опасения и добывать и хранить.

Тот, кто намерен собрать что-нибудь и хранить собранное, должен стать на время алчным не только в расходах, но и в представляющейся выгоде; в этом забота о будущем.

Бедность — это не только стресс

Люди с низким доходом теряют до 14 пунктов IQ, когда им нужно решать задачи после размышлений о необходимости серьезной финансовой траты. Эксперименты, проведенные индийскими учеными, показывают, что один и тот же человек в периоды бедности и богатства мыслит по-разному. Интеллектуальные способности фермеров, которые почти что голодают до сезона урожая, а затем скопом получают солидную прибыль, проверяли в двух точках — финансового максимума и минимума. Выяснилось, что, имея трудности с деньгами, они хуже решают задачи, в том числе связанные с планированием. Исследователи подчеркивают, что дело не столько в самом стрессе, сколько в том, что голова человека, испытывающего нужду, загружена огромным количеством мелких расчетов: где ужаться, где сэкономить и т. д. При этом предполагается, что существует некоторая валовая пропускная способность мозга — и она ограниченна. Поэтому чем больше забот — тем хуже работают высшие психические функции.

Бедному человеку в связи с такой когнитивной перегрузкой может быть трудно не только спланировать финансовое поведение, получить образование и мыслить стратегически — но и воспитывать своих детей, формируя их мозг вопреки паттернам бедности. А вот обеспеченным родителям, наоборот, все это покажется легким: задавать наводящие вопросы, вовлекать ребенка в принятие решений, прислушиваться к его желаниям, позволять ему исследовать и заваливать маму и папу бесконечными «как?», «зачем?», «почему?», обучать сдерживанию импульсов в обмен на долгосрочные вознаграждения. Но наука показывает, что финансовые трудности могут физически лишать нас умения поступать правильно и разумно. Таким образом, бедность поколениями воспроизводит себя на уровне мозговой структуры и эпигенетических особенностей.

***

Наш мозг пластичен: среда влияет на него не только в детстве, но и в течение всей жизни, хотя и не так интенсивно.

Эссе на тему бедность порождает бунт и преступления аристотель

Об одном богатом скряге сказал: «Не он господин своего богатства, а богатство – его господин».

Одному человеку, промотавшему свое имение, Бион сказал: «Амфиарая поглотила земля, а ты – землю».

Почему, скажи мне, нужно больше ценить того, кто спокойно проводит старость в бедности, чем богатого старика? Ведь не так легко узнать, что собственно такое богатство и бедность. Много стариков достаточно богаты, а все недовольны.

По-моему, древние удачно высказывались: то, что не освобождает человека от ненасытности, скупости и чванства, то не может освободить его от нужды и недостатка, которые сами по себе не освобождают от ненасытности, скупости и чванства, ибо не могут изменить характер человека. Во всяком случае, характер благоразумных людей не меняется под влиянием бедности, когда из богатых они становятся бедными.

Эссе бедность порождает бунт и преступления аристотель

Многим из смертных богатства не приносят пользы; им следует лишь таким имуществом владеть, которым они могут разумно распорядиться. Они не прислушиваются к разумным речам, которые сделали бы их души мудрее и научили распознавать добро и справедливость.

И если хорошенько вдуматься, то очень справедливо сказать: в голове у них одни только деревяшки да камни.

ФЕОГНИД

Будь полон благих мыслей, достоинств, а почета себе и богатства не добивайся кривым или позорным путем.

Если же бог негодяю довольство пошлет и богатство, этот, лишившись ума, явит негодность свою.

Льву и тому не всегда угощаться случается мясом: как ни силен, и его может постигнуть нужда.

Поздравь себя, если ты хоть чем-нибудь богат.

Не могут они ни уйти из дома, когда им вздумается, ни дома они покоя не видят; а смешнее всего то, что иногда они обслужены хуже, чем бедняки, у которых вовсе нет рабов.

Деньги далеко не всегда приносят пользу тем, кто их приобрел; от денег люди претерпели гораздо больше бед и больше зол, чем от бедности, особенно если у них нет разума. Ты, очевидно, не постараешься приобрести то, что может научить тебя из всего извлекать пользу и правильно устраивать все свои дела? Ты будешь добиваться не ума, а денег и владения землей, конями, кораблями и домами? Ты сам станешь их рабом, они принесут тебе много огорчений, заставят тебя много и напрасно трудиться, и ты проведешь всю жизнь, хлопоча то о том, то о другом, а пользы ни от чего не увидишь.

Малый и скромный достаток тоже, если использовать его целесообразно и непритязательно.

Но все же, сдается мне, в бедности есть нечто тяжкое и обременительное, и скорее, пожалуй, нужно больше уважать того, кто спокойно переносит бедную старость, чем старость в богатстве. Но что плохого и обременительного в бедности? Разве Кратет и Диоген не были бедняками? Разве бедность была им тяжкой, когда они избавились от тщеславия и научились питаться дешевой пищей и просить подаяния? Тебя постигла беда, и ты кругом в долгах. «Бобы собирай и моллюсков» – советует Кратет. Поступай так и легко одержишь победу над бедностью.

Обладание богатством, как мне кажется, избавляет людей от недостатка и нужды. Но некоторые люди, владеющие, как кажется, немалым богатством, не пользуются им из-за грязной жадности.

Разве в моем обществе нельзя испытывать радости? Разве ты не наблюдал, как мурлычет старушка, грызя свою корочку? Когда ты испытываешь голод, не я ли даю тебе дешевую и простую пищу? Разве голодный человек не получает наслаждения от еды и не менее всего нуждается в приправах? А тот, кто испытывает жажду, не пьет в сладость и лишь томится в ожидании редких напитков? Может быть, голоден тот, кто хочет съесть пирожное, или жажда томит того, кто выпил бы дорогого хиосского вина? Разве ко всему этому стремятся люди не из-за распущенности? Разве я, Бедность, не представляю тебе бесплатное жилье: зимой – бани, летом – храмы? Где еще найдешь такую полную воздухом и великолепную летнюю резиденцию, как я здесь, в Парфеноне?»

Богатство – движущая сила поступков.

Богатство ты добудешь, честность – никогда.

Важно

N 03-03-06/1/791 Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано на территории РФ как юридическое […]

  • Право это совокупность правил Соотношение права и морали. Провозглашение политических заявлений на события в стране и др.).

Соотношение права и корпоративных норм. Корпоративные нормы — правила поведения в различных организациях, предприятиях, учреждениях и объединениях негосударственного характера. Эти правила содержатся в уставах, […]

  • 59 приказ мвд Приказ МВД России от 10 февраля 2020 г. N 59 «О внесении изменений в приказ МВД России от 22 ноября 2003 г.
  • Должен каждый знать, что жизнь человеческая ничтожна, кратковременна, и что она сопряжена с многочисленными бедствиями и затруднениями, и поэтому нужно заботиться только об умеренном приобретении материальных средств и чрезмерные усилия направлять на действительно необходимое.

    Если превысить меру, то самое приятное станет самым неприятным.

    Желать чрезмерного подобает ребенку, но не мужу.

    Животное, испытывая желание, знает, чего оно хочет; человек, желая, не знает.

    Кто в чем-либо нуждается, тот не богат, а кто ни в чем не нуждается, тот не беден.

    Кто хочет спокойно жить, тот пусть не делает многого ни для себя лично, ни для общества.

    Неразумные наслаждения порождают огорчения.

    Несвоевременные удовольствия порождают неудовольствия.

    Прекрасна надлежащая мера во всем.

    Тогда кругом тебя друзья.

    ФИЛОДЕМ

    Богатство, когда оно есть, бремя довольно малое; однако мерилом его считать только тяготы – нет оснований: ведь и у добывающего себе необходимое на каждый день есть тяготы, и живущий в изобилии испытывает порой какие-нибудь неудобства. Его следует рассматривать как нечто преимущественно способствующее самому совершенному образу жизни.

    И если люди, имеющие пять медных монет, богаты, из-за того что им не нужно денег больше, а имеющие во сто крат больше – бедны, из-за того что им всё мало, как же можно, если для одних будет достаточно, а для других – нет, называть на обычном языке одного из них нищим, а другого – богатым?

    Мудрый человек, конечно, никогда не будет так связан богатством, чтобы из-за сохранения его терпеть большие тяготы, которых не нужно в обмен ни на какое угодно обилие.