Цивилизация…Какое емкое и плотное слово. У него есть свой вкус и звук. Что это? Что означает слово цивилизация? Ведь в общем понятии мы можем себе нарисовать определение этому загадочному слову – это мы и наша самобытность, все наши достижения и открытия, течение времени, формирование письменности, языка, культуры. Наверно, все то, что сейчас нас окружает, можно назвать цивилизацией. И она не стоит на месте
Файлы: 1 файл
Эссе на тему: “Что такое цивилизация?”
Работу подготовила студентка 3 группы
Лёвина Евгения Владимировна
Цивилизация…Какое емкое и плотное слово. У него есть свой вкус и звук. Что это? Что означает слово цивилизация? Ведь в общем понятии мы можем себе нарисовать определение этому загадочному слову – это мы и наша самобытность, все наши достижения и открытия, течение времени, формирование письменности, языка, культуры. Наверно, все то, что сейчас нас окружает, можно назвать цивилизацией. И она не стоит на месте. Всегда движется, развивается, привносит в ход человеческой истории много интересных открытий как о прошлом, так и о будущем. И сколько было народа, столько было и цивилизаций. То есть, цивилизация – это стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности. Одна цивилизация будет сменять другую, по мере достижения высокого уровня социальной адаптации и культуры, одно государство будет сменять другое. Ничто не стоит на месте. Всё развивается и уходит в века, оставляя нам знания о наших предках. Но многие народы еще не достигли определенного уровня социальности. Где-нибудь в Бразилии, в дебрях тропиков амазонки сейчас проживает племя индейцев. По статистике, там еще осталось несколько десятков племен, никогда не контактировавших с внешним миром! Они не достигли и не стремятся достигнуть «определенного уровня социальности», то есть того, что мы называем развитием.
Наверно потому, что считают это самой высшей точкой цивилизованности. И мы не вправе их осуждать. Возможно, они правы. И все же хочется подчеркнуть, что цивилизация стала возникать в тех частях света, где стали образовываться государства! А это немаловажно! Поразмыслив, я для себя поняла, что без правового укрепления, культуры и общественной организованности трудно создать что-то высокоинтеллектуальное, которое циклично будет развиваться и давать плоды знаний и большого опыта. Большую роль в формировании цивилизации также сыграла религия, несущая гуманистические нравственные ценности. О цивилизации можно говорить много и бесконечно, но точного и определенного понятия о ней сказать трудно. Она емкая, необъятная, разная, не похожая ни на что.
Контрольная работа: Раскройте вклад античной цивилизации в мировую культуру
Об этих вкладах и ценностях античности в мировую культуру я и написала в своей контрольной работе. Вклад античной цивилизации в мировую культуру. 1. Античная цивилизация представляла тип прогрессивного развития. Для неё характерен динамизм: важные перемены происходили ...
Я считаю, что цивилизация – это некий процесс, который протекает по всем законам цикличности, не забывая про человеческий фактор: развитие, культура, социализация, письменность, языковая принадлежность. Цивилизацию невозможно остановить на том уровне, который желает человек, пытаясь извлечь выгоду. Она всегда будет меняться независимо хотим мы этого или нет. И это не может быть плохим знамением!
Лысенко Л.А.,
учитель истории и обществознания
Эссе на тему: «Культура и цивилизация: понятия, сходства»
Тема о культуре и цивилизации, как мне кажется, достаточно актуальна и злободневна во все времена, ввиду того, что она позволяет нам – людям заглянуть в свою судьбу, увидеть качественные признаки сходства и отличия процессов бытия. А вопросы, связанные с судьбой человека всегда его волновали.
Данная тема является философской. Она предоставляет каждому возможность поразмышлять, установить взаимосвязь понятий, выявить истину. Вопросы сходства и различий ключевых понятий являются предметом моего рассмотрения.
Свои размышления в эссе я хотела бы начать с их пояснения терминов: «культура», «цивилизация».
Понятиями “культура” и “цивилизация” обозначают важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания.
Приведу словарное обозначение терминов “культура” и “цивилизация”. В современном философском языке понятия “культура” и “цивилизация” — одни из самых распространенных и многозначных.
“ Культура” (лат. cultura) переводится как “возделывание, обработка, развитие, почитание” и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека.
Цивилизация — понятие “цивилизация” (от лат. civilis — гражданский, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века (хотя слова “цивилизовать” и “цивилизованный” известны уже в конце XVI века М. Монтеню) и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении “О предполагаемом начале человеческой истории” в полемике с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом.
Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть, условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая степень развития культуры связана с развитием способностей и моральным совершенством человека.
Культура номадов казахстана
... устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, ... для земледелия составляют 2%, в Туркменистане – 3%, в Казахстане – 13% и т.д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья ...
Для философии культуры XX века еще в большей степени характерно “разведение” понятий культуры и цивилизации. «Культура» продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, «цивилизация» в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а иногда и резко отрицательную.
Я думаю, что цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию. Полагаю, что не нужно доказывать очевидные факты благотворного влияния результатов этого прогресса на все стороны общественного и повседневного бытия людей. Сегодняшняя жизнь немыслима без современных электронных средств связи и глобальных информационных систем, средств передвижения и поиска новых источников энергии и т.д.
Но, можно предположить, что эти достижения сами по себе еще не означают культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как, безусловно, нравственные или же, безусловно, безнравственные: ценностно и этически они нейтральны. Технические достижения цивилизации приобретают культурную значимость в зависимости от целей и ценностей, которыми руководствуются при их использовании.
Цивилизация — созданный и преобразованный человеком мир, культура — внутреннее достояние самого человека, его духовное наполнение.
Сформулированное О. Шпенглером негативное отношение к цивилизации как “агонии культуры” находит немало оснований в современной жизни и потому довольно распространено в философии. Негативными чертами цивилизации чаще всего считаются стандартизация повседневности и мышления, насаждение истин и ценностей (преимущественно западных), свойственную ей подозрительность к индивидуальному, независимому сознанию, которые зачастую воспринимаются как “социальная опасность”.
Культура ориентирована на развитие духовно развитой и свободной личности, цивилизация — на формирование социально лояльного и законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.
Культурным человек становится из внутренних побуждений. Цивилизованным он становится под воздействием внешних факторов. Приобретенные качества личности порой не становятся ее внутренним достоянием. Он соблюдает их только по необходимости.
Цивилизация часто ассоциируется с урбанизацией, скученностью, наплывом техники и технологий, в том числе социальных, выступает как источник и причина дегуманизации мира.
И действительно, как я полагаю, интеллект человека в состоянии постичь многие тайны мира, но глубины его собственного духовного мира остаются для него загадкой. Прогресс цивилизации и науки не идентичен культурному развитию, последний включает в себя также нравственные, эстетические, религиозные измерения и составляет самостоятельный и активный пласт в жизни социума.
Тем не менее, культура и цивилизация тесно взаимосвязаны, их нельзя мыслить как два параллельных процесса. Изначально цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а воплотившая себя в этносоциальных, экономических и политических структурах. Цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природы.
Язык как выразитель духовной культуры человека
... с языковым воспитанием. Все сферы общественной жизни охватывает язык. Понятие материальной и духовной культуры формируются в национальном языке, причем человек выступает не только субъектом, который создает эти понятия , ... себя в социальном и культурном контексте, как импульс к творческому самовыражению человека не только в национальной культуре, но и в мировой цивилизации. Всегда идут в паре речь ...
Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает достаточно много возможностей заняться тем, что соответствует его сути.
Таким образом, цивилизация, являясь результатом культуры, как я думаю, не противостоит ей. Имея множество точек соприкосновения два понятия «культура» и «цивилизация» имеют свое индивидуальное значение. Они имеют также свое право и на раздельное существование.
Электричество, телевиденье, интернет и мобильную связь мы привыкли называть благами цивилизации, имея в виду достижения человечества, существующие на современном этапе развития общества. Но каждый исторический период был ознаменован рядом значимых для того времени научных открытий, которые легли в основу создания различных устройств и сооружений, возводящих людей на новую ступень эволюции.
Так, в античном Риме был построен водопровод — акведук, в древнем Египте возведены огромные пирамиды, до сих пор считающиеся одним из главных архитектурных чудес. В «Повести временных лет» впервые описываются самодвижущиеся колесные транспортные средства, само существование которых для русских людей тогда тоже было подобным чуду. Позже в своих романах французский писатель-фантаст Жуль Верн предсказал появление летательных аппаратов, которые были построены лишь в начале ХХ века. Все эти изобретения создала цивилизация, и теперь нам уже сложно представить себе жизнь вне ее.
Однако, есть еще на свете племена, существующие по своим первобытным законам. Таких людей принято называть дикарями, поскольку цивилизация, в привычном понимании этого слова, до них так и не дошла. Они не смотрят телевизор, не пользуются телефоном, стирают свою одежду в реке и моются там же.
Тем не менее у этих людей есть свои ритуалы и обычаи, своя культура, которая также развивается со временем. Таким образом, эти, казалось бы, дикари представляют собой абсолютно иную, необычную цивилизацию, подобную тем, что существовали еще в древние времена. И кто знает, что будет с ними через сотни или тысячи лет. Возможно, именно им удастся достичь того, чего не удалось достичь нам.
Эссе на тему “Культура и цивилизация”, Культура и цивилизация. Для большинства из нас эти два понятия почти равнозначны.
Ведь они описывают большинство того, что современный человек наблюдает вокруг себя, живя в технически развитом информационном обществе. Кинотеатры и кулинарные сайты в Интернете, правила поведения в обществе и технологии выпуска самолетов. Только под культурой обычный человек чаще всего понимает нечто из области искусства или этикета.
Расписная ваза – это продукт культуры, и балет в театре – тоже. А слово “цивилизация” в речи простых людей обычно означает технический прогресс. Компьютеры, мобильные телефоны, поезда, мегаполисы…
На самом деле понятие культура имеет научное определение: область человеческой деятельности, связанная с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений человека. То есть почти все, что создает и чем занимается человек: это произведения культуры. Даже рецепт, по которому жарится картофель на сковородке, является продуктом человеческой культуры, как и сама сковородка, как и выращивание
Массовая культура в современном обществе, сущность, тенденции, развитие
... операми» или такого же уровня сериалами, художественная ценность которых чрезвычайно сомнительна, но это и есть современные образцы массовой культуры. Но, по всей видимости, массовая культура прочно укрепилась в современном обществе и ожидать ...
Картофеля., Не зря само слово “культура” на латыни означало земледелие, сельское хозяйство.
Цивилизация, по одному из определений – стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня социальности, по другой – совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса, а по третьей – целостная система, комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем, развивающаяся по законам жизненного цикла. Например, западная цивилизация, мусульманский мир или уже разрушенная цивилизация индейцев майя.
Из этого ясно, что культура и цивилизация – понятия очень близкие, часто даже тождественные. В том современном обществе, в котором живем мы, они даже совпадают. Не в мире это происходит не во всем.
Где-нибудь в Бразилии, в дебрях тропиков амазонки сейчас проживает племя индейцев. По статистике, там еще осталось несколько десятков племен, никогда не контактировавших с внешним миром! Они не достигли и не стремятся достигнуть “определенного уровня социальности”, то есть того, что мы несколько напыщенно называем развитием.
У них нет главного признака цивилизованного общества – нет государства. Нет письменности, нет технических новинок, нет бюрократии, законов и прав – есть только обычаи племени. Эти племена однозначно не цивилизованы.
Но значит ли это, что у них нет культуры? Культура как раз у них есть, самобытная и интересная, непохожая ни на что цивилизованное. Она проявляется в том, как они организуют охоту, в их ритуальных костюмах и танцах.
А еще в том, как они строят в лесах свои жилища, как общаются с духами, в которых верят, как они видят окружающий мир.
Культура однозначно является основой, на которой вырастает любая цивилизация. Она древнее и шире в своем существовании. Различие в культуре, в понимании мира, в религии и культурных традициях, определяет и различие в цивилизации, например, разницу между западной цивилизацией и восточной.
Нет “плохих” или “низших” культурных систем: ведь оценивать их так можно только субъективно, “со своей колокольни”, со своим собственным культурным багажом.
Эссе на тему «Культура и цивилизация», Культура и цивилизация. Для большинства из нас эти два понятия почти равнозначны.
Ведь они описывают большинство того, что современный человек наблюдает вокруг себя, живя в технически развитом информационном обществе. Кинотеатры и кулинарные сайты в Интернете, правила поведения в обществе и технологии выпуска самолетов. Только под культурой обычный человек чаще всего понимает нечто из области искусства или этикета. Расписная ваза — это продукт культуры, и балет в театре — тоже. А слово «цивилизация» в речи простых людей обычно означает технический прогресс. Компьютеры, мобильные телефоны, поезда, мегаполисы…
На самом деле понятие культура имеет научное определение: область человеческой деятельности, связанная с самовыражением и самопознанием, накоплением навыков и умений человека. То есть почти все, что создает и чем занимается человек: это произведения культуры. Даже рецепт, по которому жарится картофель на сковородке, является продуктом человеческой культуры, как и сама сковородка, как и выращивание картофеля. Не зря само слово «культура» на латыни означало земледелие, сельское хозяйство.
Культура индейцев США
... скальных городов, а также представителей значительно менее известных земледельческих культур — хохокам и моголъон. Однако уровень развития земледелия у индейцев пуэбло неизмеримо выше, чем у их предшественников. Они ... охотились на оленей, а чаще на полностью вымерших ныне животных, немного напоминавших южноамериканскую ламу. Охота была одним из мужских занятий. Мужчины также ткали и изготовляли ...
Цивилизация, по одному из определений — стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности, по другой — совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса, а по третьей — целостная система, комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем, развивающаяся по законам жизненного цикла. Например, западная цивилизация, мусульманский мир или уже разрушенная цивилизация индейцев майя.
Из этого ясно, что культура и цивилизация — понятия очень близкие, часто даже тождественные. В том современном обществе, в котором живем мы, они даже совпадают. Не в мире это происходит не во всем.
Где-нибудь в Бразилии, в дебрях тропиков амазонки сейчас проживает племя индейцев. По статистике, там еще осталось несколько десятков племен, никогда не контактировавших с внешним миром! Они не достигли и не стремятся достигнуть «определенного уровня социальности», то есть того, что мы несколько напыщенно называем развитием.
У них нет главного признака цивилизованного общества — нет государства. Нет письменности, нет технических новинок, нет бюрократии, законов и прав — есть только обычаи племени. Эти племена однозначно не цивилизованы. Но значит ли это, что у них нет культуры? Культура как раз у них есть, самобытная и интересная, непохожая ни на что цивилизованное. Она проявляется в том, как они организуют охоту, в их ритуальных костюмах и танцах. А еще в том, как они строят в лесах свои жилища, как общаются с духами, в которых верят, как они видят окружающий мир.
Культура однозначно является основой, на которой вырастает любая цивилизация. Она древнее и шире в своем существовании. Различие в культуре, в понимании мира, в религии и культурных традициях, определяет и различие в цивилизации, например, разницу между западной цивилизацией и восточной. Нет «плохих» или «низших» культурных систем: ведь оценивать их так можно только субъективно, «со своей колокольни», со своим собственным культурным багажом.