» Я в «Гармонии», гармония во мне». статья (1 класс)

Ягодко Л.И., учителя начальных классов МОУ СОШ №2 п.Чернышевск Забайкальского края.

Я в «Гармонии», гармония во мне.

Гармония! Какое приятное для нашего слуха и желанное слово. Как не хватает нам его в повседневной жизни. В музыке гармония-это порядок, строй, слаженность звуков. С древнегреческого языка это слово переводится как согласие, слаженность, единство.

Сейчас наукой накоплено много материалов о гармонии в той или иной области знаний. Начиная от Сократа, все философы, учёные поэты, художники, так или иначе, возвращались к этой теме.

Чем гармония привлекательна? Прежде всего, своей красотой, рациональностью, логичностью, оптимальностью, безупречностью.

Если вникаешь вглубь всех событий и явлений мира, то понимаешь, что он весь основан на гармонии, он состоит из гармонии. Там, где в мир врывается дисгармония — царит разрушение, хаос. Только гармония в человеке делает его красивым, счастливым и успешным. Поняв это, человек может внести законы гармонии в свою жизнь, сделать её красивой и счастливой. Создав гармоничную среду вокруг себя, человек способен перейти к гармоничному обществу, к гармоничному миру.

Гармония предполагает соразмерность частей и целого, поэтому гармоничное общество требует воспитания гармоничной личности: позитивной, творческой, способной к гармонизации отношений.

«Развивающемуся обществу, — подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», — нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание». Отсюда следует, что для преумножения богатства и процветания нашей страны нужны гармонично развитые люди.

Я думаю, что именно поэтому одним из направлений модернизации Российского образования стало введение ФГОС нового поколения. Перед учителями начальных классов встала проблема выбора учебно-методического комплекта, по которому вести обучение детей в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

ФГОС предъявляет требования к формированию и развитию у учащихся, как предметных и личностных, так и метапредметных образовательных результатов. Все вышеупомянутые образовательные результаты могут быть сформированы и развиты у учащихся путём реализации программы «Гармония» Н.Б. Истоминой.

18 стр., 8550 слов

Учащегося «История создания электроприборов и их влияние ...

... металлические отходы. 2.2. Телефон. Два греческих слова дали имя прибору, без которого мы сейчас не можем обойтись. «Теле» ... телефонной станции. Теперь есть телефоны. Которые определяют номер абонента – человека, который вам звонит. Автоответчики – автоматы в телефоне – ... рождения. Изобретение Блэкстона вошло в историю как первая бытовая стиральная машина. И, пожалуй, первая, серийно выпускавшаяся на ...

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы : способы организации учебной деятельности учащихся , связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения , которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий , обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Разрабатывая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий :

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
  • соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
  • опору на опыт ребенка;
  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
  • взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
  • единство интеллектуальных и специальных умений;
  • создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

В УМК «Гармония» каждая предметная линия изначально разрабатывалась авторами с особым акцентом на формирование у учащихся именно универсальных учебных действий (которые в авторских концепциях и программах первоначально обозначены как общеучебные умения; в соответствии с принятой на этапе их создания терминологией это понятие следует рассматривать как идентичное УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Современные дети во многом отличаются от детей, которые учились в начальной школе, буквально каких-то, 15-20 лет назад. В современной школе сам учитель становится способным к непрерывному образованию. Не помню ни одного дня в своей профессиональной деятельности, чтобы я не научилась чему-то новому, будь то воспитательный или образовательный процесс.

С появлением в школе компьютерной техники, конечно же, возникла необходимость освоить её, как прекрасное средство обучения. Я понимаю, что компьютер не научит ребёнка мыслить, делать выводы, выбирать и анализировать необходимый учебный материал без умелого применения и использования учителем ПК. Если учесть, что количество информации удваивается с каждым десятилетием, то компьютер — отличный источник хранения информации. Научить ребёнка правильно, грамотно находить и использовать информацию — это важная часть процесса обучения. Но в моей практике часто случалось так, что дети учили меня многим премудростям владения компьютерной техникой, что может соответствовать новой парадигме образования.

Учителю, идя на урок, необходимо быть в гармонии с самим собой, знать тонкости и особенности образовательной программы, быть в постоянном поиске новых форм организации учебного процесса.

Как ФГОС, так и программа «Гармония» предусматривают умение работать в паре, чему очень сложно научиться первоклассникам, когда не каждый из них хочет поделиться даже учебником, если вдруг сосед по парте оставил его дома. Один полностью показывает свои лидерские качества, другой пассивен, состав пары зачастую меняется, многому нужно научиться ребёнку, чтобы работа шла слаженно, гармонично. Даже в четвёртом классе на должном уровне это получается не у каждого ребёнка.

Но как здорово наблюдать, когда твои четвероклассники работают в группе, как они умеют общаться друг с другом, устанавливают партнёрские отношения, чётко распределяют между собой задания или учебный материал, умело пользуются инструкцией. Эти качества, безусловно, помогут детям успешно социализироваться в дальнейшей жизни. И поверьте, учителю нужно немало вложить труда, чтобы работа в группе шла гармонично и давала положительные результаты. Именно тогда, когда ты видишь плоды своего труда, в голову приходят мысли, что ты неслучайный человек в образовании, что ты в своё время выбрал правильный жизненный путь.

Резюмируя изложенное выше, могу сказать, что каждый человек ищет свой собственный путь к гармонии, что совершенства достичь практически невозможно. Человек должен развиваться во всех направлениях. Гармонично развитый человек — это человек, знающий и понимающий, умеющий во всем дойти до самой сути. Умение жить в согласии с природой, миром, самим собой — непростое умение, но стремиться к нему необходимо.