Эссе понятие о жанре 9 класс конспект

Цель: сформировать у учащихся представление об эссе как публицистическом жанре.

Задачи:

1) сформировать знания об особенностях эссе;

2) развивать умение определять жанр эссе;

3) развивать умение работать с учебной статьёй, сворачивать материал в план-конспект;

4) формировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умение оценивать свою деятельность;

5) формировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в парах и группах.

Оборудование: компьютер, проектор.

Демонстрационный материал: эталон для самопроверки; ключ к заданию.

Раздаточный материал: учебник под редакцией М.М.Разумовской «Русский язык. 9 класс», памятки; карточки с текстом, лист самооценки.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Посмотрите друг на друга, на меня и улыбнитесь всем. Вы многое знаете, многое умеете. У вас все получится.

− Сегодня у нас урок открытия новых знаний. Урок развития речи, который будет интересным для вас, потому что он имеет практическую направленность. Сегодня вы — исследователи, вам предстоит выполнение практические заданий, которые помогут вам сделать открытие. Как вы будете совершать открытие? (Мы выясним, каких знаний у нас нет, и откроем самостоятельно новые знания.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− С чего надо начать работу, чтобы успешно открыть новые знания? (Надо повторить то, что будет необходимо для открытия.)

  • К сегодняшнему уроку вы должны были повторить материал прошлого года по теме «Жанры публицистики. Что такое жанр произведения? (Жанр – это вид художественного произведения).

— Какой стиль речи называется публицистическим? (Публицистический стиль — это функциональный стиль, который обслуживает широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации.)

  • Какие вы знаете жанры публицистики. (Репортаж, статья, очерк).

  • Давайте вспомним определение и особенности каждого жанра.

(Репортаж – это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни. Перед репортажем стоит задача — рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели событие на самом деле. В репортаже всегда присутствует личность автора, его отношение к событию.)

4 стр., 1657 слов

О времени и о себе в жанре эссе

... следующее: Глубина постижения текста (тема, жанр, композиция, герой, сюжет, стиль, направление, художественная идея, авторская позиция). Владение фактическим материалом. Умение применять историко-литературные сведения и ... интонацию и лексику Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора. Родоначальником жанра эссе явился французский писатель Мишель Монтень. В ...

(Статья — это жанр, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления. Задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли. Автор статьи объясняет причины общественных явлений, обобщает факты, делает прогнозы на будущее. В статье автор всегда обозначает личную позицию по поднятой проблеме.)

(Очерк — это жанр, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления. Задача портретного очерка – рассказать о реально существующих людях. Герой очерка – это человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои знания, силы, опыт.)

  • К уроку вы подготовили памятки по каждому изученному жанру. Они помогут вам в практической работе, которую мы проведём в форме групповой работы. Как вы думаете, какая вам предстоит работа? (Определить жанр текста.)
  • Какие знания помогут вам в определении того или иного жанра? (Знание особенностей одного из публицистических жанров.)
  • Перед вами текст. Определите, это известный для вас жанр или что-то новое?

Работа в группах.

Задание: пользуясь памятками, определите жанр текста.

Русь. Россия. В этих словах есть что-то от рассвета, от степного ветра, от шума тайги, от веселого всплеска волны. Огромна и необъятна наша Родина, бесконечны её просторы. Но каждому человеку особенно дорог тот край, где прошло его детство.

Для меня детство – это речка в золотых песках, цветы, душистые яблоки, озеро с кувшинками, это игры и детские забавы. Это улыбка мамы, ее забота, а иногда и наказание за шалости. Детство – самое беззаботное время, в которое иногда хочется вернуться. Мои детские годы – это первые воспоминания о родном крае, это то, с чего начинается моя Родина.

Что значит любить свой край? Любить свой край – значит жить с ним одной жизнью. Радоваться, когда у него праздник. Страдать, когда ему тяжело. И главное – беречь свой родной край и делать все, чтобы он становился богаче, краше, чтобы людям жилось лучше.

  • Дайте аргументированный ответ, начав с фразы «Жанр данного текста – это….» или «Жанр данного текста – это НЕ….»

(Жанр этого текста не репортаж, так как речь в нём идёт не о событии из общественной жизни, хотя личность автора присутствует.)

(Это не портретный очерк, так как нет главного героя, который был бы примером для других.)

(Это статья, потому что автор этого текста привлекает внимание читателя к проблеме патриотизма.)

(Этот текст не относится ни к одному из перечисленных жанров, но назвать нужный жанр затрудняемся, так как не знаем других жанров публицистики.)

− Почему вы испытали затруднение в определении жанра данного текста? (Мы не знаем всех жанров публицистики и их особенностей.)

− Что вы будете делать дальше? (Размышлять.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Итак, что вы должны были сделать? (Мы должны были определить жанр текста.)

− Почему вы не смогли выполнить задание? (Потому что не обладаем необходимыми знаниями по этому вопросу, у нас нет эталона.)

2 стр., 812 слов

Защита эссе творческой работы

... по желанию можно использовать веб-камеру Подготовка к защите ФОРМАТ ЗАЩИТЫ Защита Эссе проводится всеми Финалистами в формате онлайн конференции — ... на вопросы членов Жюри и других участников Защиты. ФАЙЛ ЗАЩИТЫ Для защиты Эссе Вам будет предоставлен план с вопросами для ... и всеми участниками без исключения. Участвовать в трансляции Защиты Эссе в качестве зрителей могут все желающие (при наличии ...

  • Может кто-то из вас догадывается, о каком жанре идёт речь? (Эссе)
  • Можете ли вы быть уверенными в правильности вашего ответа? Почему? (Мы не знаем особенностей этого жанра.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать, что такое эссе и его особенности.)

− Раз вы правильно поставили цель урока, значит, вы можете сами сформулировать тему урока. («Особенности жанра эссе».)

− Что необходимо предпринять, чтобы достигнуть поставленной цели? (Найти информацию в учебнике.)

  • Где ещё можно найти необходимую информацию? (В словарях, энциклопедиях, интернете.)
  • Вам необходим план действий.

Как вы думаете, каким будет первый и последующие шаги? (Прочитать материал учебника, разбить на смысловые части, определить основную мысль каждой части и записать её, создать памятку.)

1. Реализация построенного проекта.

Класс работает в парах. Используя материалы учебника, составляет памятку, которая и будет служить эталоном.

Результат проверяется по эталону.

ЭТАЛОН

1. Эссе – это разновидность очерка.

2. Задача – рассказать о впечатлениях автора, о его раздумьях и размышлениях.

3. Тема – жизнь, события в науке, искусстве, литературе.

4. Особенности: оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли, индивидуально-авторская трактовка темы, отточенность формы.

5. Речевые приёмы: вопросно-ответная форма, цепь вопросов, ряды однородных членов, вводные слова.

− Итак, ребята, вы составили памятку об особенностях жанра эссе. Что теперь необходимо сделать? (Надо потренироваться в применении памятки.)

2. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в группах. Найти особенности жанра эссе в данном тексте, обосновать ответ.

(В этом тексте автор размышляет о родном крае, рассказывает о своих детских впечатлениях. Тема текста жизненная. Автор высказывает оригинальный взгляд на предмет родного края. Он считает, что родина для него – место, где прошло его детство. Автор размышляет о том, что значит любить родной край, и сам даёт ответ на этот вопрос. В тексте мы видим вопросно-ответную форму, несколько рядов однородных членов, что характерно для эссе.)

3. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.

Работа в группах. Определите жанр каждого текста, используя памятки.

Тексты

ЗАДАНИЕ. Определите жанр каждого текста, используя памятки, обоснуйте ответ.

№1

Я бы, пожалуй, не смог сказать наверняка, когда этот город представал передо мной, возникая из заповедных глубин памяти или открываясь наяву, во всём своём блеске и великолепии. Иногда, когда мне казалось, что впереди уже нет никакого пути и жизнь не в состоянии одарить меня более ничем, его высокие остроконечные башни поднимались над моими разочарованиями и невзгодами, а задумчивые маяки манили своими разноцветными огнями, скользящими над морем, словно лучи надежды.

2 стр., 640 слов

Эссе жанр википедия

... особенности варьируются между категориями. Сегментирование темы упрощает рассказ, подавая информацию небольшими, тщательно отобранными порциями. Сравнение Эссе ... причинная цепочка, несколько причин — несколько следствий. Определение Цель эссе-определения — прояснить значение слов или понятий. Определения ... в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство ...

Такой город есть, наверное, у каждого. И необязательно только в душе. Бесконечный мир, являясь в бесчисленном многообразии форм и сюжетов, остаётся в нас лишь незначительной своею частью, созвучной нашим мыслям, чувствам и настроениям. И найдётся не так уж много мест на земле, где мы, если и не оставляем своё сердце, то, во всяком случае, наделяем увиденное своими ожиданиями, обретая в них ещё одну свою жизнь, такую, какой бы мы хотели её видеть.

№2

Валиев Акрам Искандерович родился в селе Ильбяково Республики Татарстан.

– Не было еще столько счастья в моей жизни, как в этот день, — делился, своей радостью с однополчанами Акрам Валиев, когда узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза. –Хочется сказать коротко, от всего сердца: спасибо, Родина, ты воспитала меня и сделала героем.

Высокую награду отважный сын татарского народа заслужил в боях за освобождение Латвии.

Всю ночь на 4 августа батальон майора Черникова вел бой на подступах к реке. Немцы метались по берегу, а на рассвете стали перебираться через реку. Разведчики вышли к самой воде и сообщили, что путь к переправе свободен. Вскоре к ним присоединился Валиев с несколькими солдатами. Последние лодки, полные фашистов, еще только приближались и причаливали к противоположному берегу. В этот миг Акрам, сбросив сапоги, кинулся в воду.

  • Вперед, комсомольцы! – раздался его голос.

Наши воины отбросили фашистов. Когда стрелки двинулись вслед за немцами, Валиев повел лодку обратно. Так шесть раз пересекал он реку, перебрасывая в каждый рейс новую партию солдат.

На доме, в котором жил Акрам Искандерович, установлена мемориальная доска.

№3

Мы находимся в актовом зале средней школы №55. Здесь проходит конкурс патриотической песни среди учащихся 9 классов. Все участники выступают замечательно, видно, что ребята серьёзно готовились к этому мероприятию. В зале царит дух здоровой конкуренции, желание обойти соперников и победить. Но, пожалуй, в большей степени все участники выступают в свое удовольствие, испытывая одни лишь положительные эмоции от исполнения песен о красоте и богатстве родного края, которые вызывают у всех присутствующих чувство гордости за страну. Мы увидели нашу Родину и в дни войны, и в праздники, и в рабочие будни. Мы увидели широту полей, красоту лугов, бескрайние просторы России.

Хочется выразить благодарность администрации за проведение этого мероприятия, которое играет важную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

№4

Школьный музей является центром патриотического воспитания подрастающего поколения. В этом году государство делает акцент на воспитание гражданина Российской Федерации, патриота, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи немаловажная роль отводится школьному музею.

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

5 стр., 2313 слов

Жанр пьесы “недоросль” фонвизина: особенности и своеобразие произведения

... грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать. Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей ... даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком. Жанр пьесы Недоросль комедия Фонвизина «Недоросль» – третья пьеса Фонвизина, принесшая ему успех. Писатель работал над своим ...

ЭТАЛОН ОТВЕТА

№ текста Жанр текста

1 Эссе

2 Очерк

3 Репортаж

4 Статья

8. Включение в систему знаний и повторение.

  • Скажите, ребята, какой темой можно объединить все тексты, с которыми мы работали на уроке? (Патриотизм.)
  • Что значит быть патриотом? (Быть патриотом – это любить свою родину.)
  • Достаточно ли для этого только любить свою родину? (Нет, надо быть полезным своей стране.)
  • На сегодняшний день вы какую пользу приносите родине? (Хорошо учиться.)
  • Для чего нужно хорошо учиться? (Чтобы поступить в вуз, получить хорошую специальность.)

− Где вы будете применять новые знания, полученные сегодня на уроке? (На ГИА и ЕГЭ.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

− Что нового вы сегодня узнали? (Что такое эссе, его особенности.)

− Какую цель перед собой поставили? (Отличать эссе от других публицистических жанров.)

− Какие затруднения преодолели?

− Что позволило вам достигнуть поставленной цели?

− Оцените свою деятельность на уроке, заполнив листок самооценки.

Домашнее задание:

§ 32, упр. 284 по заданию или написать эссе «О времени и о себе» (см. материал упр. 287)

Лист самооценки учени__ 9а _____________________

Знаю Определение жанра эссе Задачи жанра Особенности жанра Языковые особенности жанра

Знаю +

Не знаю –

Сомневаюсь ?

Умею Отличать эссе от других публицистических жанров Определять задачу эссе Находить языковые особенности эссе Аргументировать выбор ответа по определению жанра

Умею +

Не умею –

Сомневаюсь ?