Помощь учителю при проверке

1.Проблемы, смыслы, актуальность высказываний

1.Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы и наоборот (Л.Толстой).

Ставится проблема источника свободы личности, то есть поднимается вопрос, что может обеспечить человеку независимость от превратностей судьбы.

Смысл. Свободу человеку обеспечивает высокая степень духовности, а бездуховность, напротив, делает его полностью зависимым от условий существования и неожиданных поворотов жизненного пути.

Актуальность. В наше время это высказывание Л. Толстого актуально, как никогда. По мнению многих мыслителей, культура — это как раз то, что отличает человеческое общество от мира животных, а отдельный человек отличатся от самого умного животного наличием внутренней духовной жизни. То есть духовная культура, если можно так выразиться, более «человечна», чем материальная. Между тем, в конце XX – начале XXI вв. многие государства (страны западной цивилизации, Япония, страны-экспортеры нефти, отчасти Россия), сумели создать общество массового потребления, обеспечив очень высокий по сравнению с прошлыми эпохами уровень жизни подавляющего большинства населения. В то же время социальные контрасты сохраняются, а в России даже усиливаются. В этих условиях СМИ и реклама формируют у человека стремление к приобретению все большего числа далеко не всегда действительно нужных ему дорогих артефактов, обещая рост комфорта и престижа. Человек становится рабом навязанных потребностей, денег и вещей. Стремясь больше заработать, «массовый человек» мало читает, сокращает время личного общения, зато в часы досуга все дольше сидит за компьютером, погружаясь в виртуальный мир.

Постоянная, часто даже не вполне осознанная боязнь потерять работу и связанные с ней материальное благосостояние, социальное положение, мир привычных, быстро обновляющихся артефактов, порождают тревожность, стрессы, психические заболевания. Поэтому в начале XXI века человеку необходимы высокие духовные ориентиры, чтобы стать личностью, сохранить себя как душевно здорового, активного гражданина, творческого, нравственного человека, способного преобразовывать окружающий мир по законам добра и красоты. А это возможно только путем приобщения к высшим ценностям мировой и национальной духовной культуры, творческому участию в их преумножении. Иными словами, в наш век вещизма человеку необходима высокая степень духовности, чтобы не перестать быть человеком.

1 стр., 330 слов

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. ...

... личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности. Спорт- часть физической культуры. В нем человек стремится расширить ...

2.Никто не становится хорошим человеком случайно (Тит Макций Плавт)

Ставится проблема факторов становления нравственной личности, то есть поднимается вопрос, как и под воздействием чего ребенок формируется как личность, ориентирующаяся на высокие моральные ценности и следующая в жизни своим нравственным идеалам.

Смысл. По мнению Тита Макция Плавта, формирование нравственной личности это не стихийный, а организуемый процесс. Можно предположить, что под факторами, обеспечивающими усвоение ребенком, затем подростком принципов высокой нравственности, римский писатель подразумевал римское общество периода республики со свойственной ему гражданской моралью, целенаправленный процесс воспитания со стороны наставника, ознакомление молодого человека с доблестной историей Рима и его героями, а также активную жизненную позицию самого воспитуемого, его желание и стремление достигнуть совершенства в духе римских республиканских идеалов, постоянную работу над собой.

Актуальность. В современной России, где влияние общества неоднозначно, моральные принципы размыты, а воспитательные возможности семьи и школы в силу ряда причин невелики (мало времени у работающих родителей, большая нагрузка в сочетании с неясностью нравственных ориентиров у педагогов) особое значение приобретает активная жизненная позиция подрастающего поколения, его стремление к самообразованию и самовоспитанию. Однако, чтобы такое желание у ребенка появилось, необходимы совместные усилия общества, семьи и школы. Таким образом, высказывание Плавта актуально в полном объеме.

3.Культура это не количество прочитанных книг, а количество понятых (Искандер)

Ставится проблема: какое ознакомление человека с ценностями духовной культуры делает его человеком культурным, а какое не делает, иными словами, как нужно приобщаться к этим ценностям, чтобы обогатить свой духовный мир, приобрести такое качество зрелой личности как духовность.

Смысл высказывания Искандера состоит в том, что читать книги следует не механически, а вдумчиво, размышляя над прочитанным. Нужно постараться понять, что хотел сказать автор читателю, почему герои поступают так, а не иначе, определить свое отношение к идее произведения, к персонажам, к позиции автора. Если речь не идет о научной литературе, важно не только осмыслить, но и прочувствовать прочитанную книгу, поскольку лишь в этом случае она оставит след в душе и станет основой самостоятельных размышлений, формирования идеалов, то есть будет содействовать наряду с другими прочитанными книгами интенсификации духовной жизни. В ходе чтения учебной и научной литературы важно не просто запомнить то, что написано в книге, а научиться решать задачи (не только учебные, но и возникающие в процессе деятельности), то есть применять полученные знания на практике, а также, если это знания по специальности, развивать их.

Актуальность. Высказывание актуально, поскольку в наше время, когда количество информации растет по экспоненте, человеку очень важно научиться приобретать знания и формировать у себя нужные качества самостоятельно. Знаний и компетенций, полученных в школе и вузе, очень скоро станет недостаточно, многое устареет, поэтому, чтобы оставаться востребованным специалистом, необходимо уметь находить качественную информацию в потоке малосодержательной литературы, усваивать и перерабатывать эту информацию, творчески применять на практике. А для этого надо иметь широкий кругозор, богатую духовную жизнь и уметь читать.

9 стр., 4133 слов

Информационный процесс. Обработка информации

... письменности. Вначале люди записывали расчеты с покупателями, а затем написали и первое слово. 1. Что такое информация, информационный процесс. В обыденной жизни информацию отождествляют с понятиями "сообщение", "сведения", "данные", "знания". ...

4.Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса – она лишена смысла (Маслоу)

Проблема: при каком условии информация полезна получающему ее субъекту – человеку или человеческому сообществу.

А) Смысл. Информация полезна воспринимающему ее субъекту в том случае, если она выражена на понятном ему языке, то есть если он владеет необходимыми знаниями и методами для извлечения информации (идеальных сведений о реальном мире) из содержащего ее материального носителя (книга, лазерный диск и т.п.).

Если язык сообщения человеку или сообществу не понятен, информация, переданная в сообщении, теряет смысл для этого субъекта.

Б) Смысл. Информация полезна воспринимающему ее субъекту в том случае, если он имеет представление о контексте, в котором данная информация имеет смысл. Включить новую информацию в уже известный субъекту контекст – это и значит понять информацию.

В) Смысл. Непонятная человеку информация не имеет ценности, бесполезна

В идеале следует объединить (а) и (б), но тогда смысл слишком длинный получится. Я предполагаю, что Маслоу имел в виду (Б), ведь он был психологом, а не специалистом в области кибернетики или информатики. Хотя с точки зрения философии, одинаково возможны оба варианта, поскольку понимание человеком информации включает оба выделенных смысла, ведь (б) – это общее объяснение понимания человеком чего-бы то ни было, а (а) – условие, при котором информация в принципе может иметь смысл для человека. Если это условие (понятный воспринимающему субъекту язык) отсутствует, о понимании содержания информации говорить бессмысленно.

А) Актуальность. В наше время благодаря интернету и хорошо развитой системе средств сообщения усиливаются и углубляются контакты между представителями разных стран и народов, стремительное развитие науки и техники вызывает к жизни принципиально новые носители информации и новые способы ее представления. Все это требует от нынешнего поколения овладения новыми средствами представления информации в целях повышения эффективности коммуникативного взаимодействия, а иногда и просто ради возможности какого-либо общения.

Б) Актуальность. В наше время, когда человек ежедневно получает огромное количество информации, очень важно не только уметь выбрать нужное именно ему, но и глубоко понять отобранное, то есть включить новую информацию в систему уже имеющихся у него знаний. В противном случае полученные сведения не принесут пользы и быстро забудутся.

13 стр., 6331 слов

Роль средств массовой информации в современной России

... в рамках трех вопросов: СМИ манипулировании личностью, средства массовой информации в системе культурных предпочтений молодежи, роль СМИ в политической социализации личности. 1.Роль СМИ в российском гражданском обществе 1 Роль СМИ в ... т.е. формирование социума (массы) как субъекта ... в каждом гражданине страны личностных и морально-нравственных качеств. Дефицит гражданской сознательности и морали в ...