Традиции и инновации в содержании воспитания. По книге Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям». материал

Традиции и инновации в содержании воспитания. По книге Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям». Эссе.

Книга В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» вышла в 1969 году и впоследствии стала 1 – й частью педагогической трилогии, в которой каждая часть была посвящена воспитанию детей трёх возрастных групп – детству (младшие), отрочеству (подростки) и юности (старшие).

Книга посвящена воспитательной работе с начальными классами. Другими словами, она посвящена миру детства. А детство, детский мир — это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год — вечностью. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Не случайно он отмечал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».

В дошкольном возрасте и в начальной школе, когда логическое мышление ребёнка ещё не развито, абстрактные понятия у него отсутствуют, главными методами воспитательного влияния на детей В.А. Сухомлинский считал организацию общения с природой «школа под голубым небом» и язык, помогающие ребёнку как «открывателю мира». Мне очень понравилось, что автор старался больше проводить время с детьми на свежем воздухе. Это благотворно влияло не только на здоровье, но и на учебу малышей. Он отмечает, что “вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки. Действительно сейчас, практически не встретишь учителя с детьми в парке или сквере, или просто во дворе школы. Только на уроке физкультуры, и то учитель сам по себе, дети сами по себе. А учитель который интересно беседует со своими учениками, рассматривая гнездо птиц, стволы деревьев, закат солнца, пение птиц — это большая редкость.

Сухомлинский не давал детям готовые знания, он учил их добывать эти знания самим. Главное, он учил их думать. Одновременно закладываются представления о Родине и родном народе через эмоционально-эстетическое содержание слова учителя. Тонко и деликатно внушаются детям понятия о радости труда и потребности трудиться, о творческих возможностях в труде.

13 стр., 6351 слов

Понятие любви в философии

... любви. Главное внимание уделяется половой (эротической) любви, являющейся парадигмой всякой любви. Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и вместе с тем стремление к верности, как особая сфера творчества ... его как священный сосуд или как вместилище мерзких вожделений? Ощущает ли он универсальность Эроса или знает только одну его грань? Например, в философии и ...

Целями воспитания младших детей признавались развитие пытливости и любознательности детей, чувства радости от преодоления трудностей, начала творческого отношения к жизни как осознание своих личных возможностей. Процесс познания окружающего мира и самого себя должен облекаться в поэтические, радостные, даже праздничные формы, развивающие духовную жизнь ребёнка на гуманистических началах.

Мне очень понравились слова этого замечательного педагога: «Надо стать для ребенка, прежде всего другом, а потом его учить чему-то». Я полностью согласная с ним, так как без доверия и понимания не будет воспитания. Для Сухомлинского было важно заметить каждого ребенка. Увидеть и развить красоту души всех, без исключения, малышей. Процесс обучения Сухомлинский предлагал стоить так, чтобы он постепенно, в соответствии с возрастными возможностями детей, вводил их в круг знаний, развивал их творческую мысль, уверенность в своих силах.

Все выводы В.А. Сухомлинского надолго стали традиционными в педагогике и сохраняют своё значение и поныне.

Но нужно учесть, что уже после выхода книг великого педагога возникла и быстро развивается новая, не менее великая наука – генетика. Эта наука подчёркивает очень большое значение для развития личности ребёнка полученного им от рождения «генетического кода», очень индивидуального. Часто этот код несёт в себе негативные начала в поведении детей – агрессивность, жестокость, эгоизм, а также и менее злостные, но нежелательные – леность, упрямство, гиперподвижность и др.

Всё это требует дополнения педагогической системы В.А. Сухомлинского инновационными методами воспитания в детях самокритичного отношения к самим себе, осознания ими своих врождённых качеств для корректировки своего поведения, для развития у них самоконтроля.