«Поэт с утренней душой» (О детской поэзии К. Бальмонта)

«Поэт с утренней душой» (О детской поэзии К. Бальмонта)В детстве мы пьём свежую воду.

Дайте нам в детстве свежих ключей.

В детстве среди цветов, мы — цветы.

Дайте нам в детстве цветов.

(К. Бальмонт. О книгах для детей)

Меня очень увлекла тема о творческом вкладе поэтов Серебряного века в детскую литературу. На этот раз выбор пал на Константина Дмитриевича Бальмонта.

«…Моими лучшими учителями в поэзии были — усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», — отмечал он в 1910-х годах, вспоминая своё детство. У него был спокойный и добрый отец. Мать очень любила чтение, и именно она открыла для него мир музыки и литературы. Счастливое детство. Эта радость бытия звучит в его стихах. «Поэтом с утренней душой» окрестил Бальмонта Александр Блок.

Детские стихи Бальмонта издаются редко, но они довольно широко включёны в школьную программу. Двадцать лет назад моя дочь, готовясь к уроку чтения в первом классе, промаялась несколько часов над стихотворением «Капля». Когда я сказала учительнице, что у составителей учебника странный выбор, она мне ответила: «Ну, не только Пушкина же учить». Я с ней согласна. Не только. Но «Капля», похожее на легенду об упавшей звезде, таинственное и мечтательное, всё-таки сложно для восприятия 7-летним ребёнком.

Я бы предложила другое: волшебное, нежное по форме и содержанию стихотворение «Золотая рыбка»:

В замке, в сладостном бреду,, Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка., И кружились под луной,, Точно вырезные,, Опьяненные весной,, Бабочки ночные….

Насколько всё-таки оно больше подходит для учебника по развитию речи, чем философская «Капля». В детях живёт вера в чудеса и золотую рыбку, которая исполняет любые желания. Стихотворение радостное, лиричное и музыкальное. Такая особая мелодичность характерна для всей детской поэзии Бальмонта. Как отмечает литературная критика — это поэзия импрессионизма, поэзия впечатления и очень хрупких чувств.

В 1899 году Бальмонт пишет «Аромат Солнца» — одно из самых жизнерадостных стихотворений. Приведу его полностью, столько в нём праздника жизни, торжества света:

Запах солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор.

В солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы

Все слились в согласный хор,

12 стр., 5810 слов

Анализ поэтического сборника Бальмонта «Только любовь. Семицветник»

... множество оттенков настроения. «Психологическая лирика» Бальмонта полна намеков, индивидуальных символов. Особенно ... будешь навсегда любовной пыткой мне!» Анита Константин Бальмонт Я был ... Бальмонт – особенный русский поэт, поэзия символов которого не перестает удивлять читателей. Стихотворение «Люби» Бальмонт ... капли в вечных чашах Неотцветающих цветов, Непогибающих садов. Люби Константин Бальмонт ...

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной,

И смолистою сосной.

Нежно-светлоткаными,

Ландышами пьяными,

Что победно расцвели

В остром запахе земли.

Солнце светит звонами,

Листьями зелеными,

Дышит вешним пеньем птиц,

Дышит смехом юных лиц.

Так и молви всем слепцам:

Будет вам!

Не узреть вам райских врат,

Есть у солнца аромат,

Сладко внятный только нам,

Зримый птицам и цветам!

Задорный ритм, заданный четырёхстопным хореем, делает его созвучным детской песенке. Для поэзии Бальмонта вообще характерно использование хорея и ямба. Рифмы чёткие, парные. Это указывает на ориентацию на русский фольклор. Для передачи звуков весны поэт активно использует аллитерации. Многоголосая перекличка звуков создаёт ощущение радости и ликования. Благодаря созвучиям С-З-Ц достигается особая гармония.

Чтобы подчеркнуть особое отношение Бальмонта к детям, приведу отрывок из заметки «О книгах для детей», опубликованной в 1908 г.: «Я знаю многих детей, которые принимают «Аромат Солнца». ….Для меня высокое художественное счастье — эта радость знать, что тонкие золотые струны, прозвучавшие в моей душе, звучат и звучат в утончённых детских душах. О, утонченных! Слепые думают, что детские души — простые, как они думают, что Природа есть образец простоты. Но Природа, каждый день создающая новые закаты и каждое утро находящаяся в безбрежном творчестве, есть воплощённая сложность, а не простота. Природа бежит простоты, как бежит пустоты. И детские души сложны, утончённы, душа ребёнка извилиста, детская душа — лабиринт».

В конце 1905 года у Константина Дмитриевича вышла книга «Фейные сказки». Стихи-сказки, вошедшие в неё, были написаны им для четырёхлетней дочери Нины (он называл её «солнечная Ниника»):

Солнечной Нинике, с светлыми глазами-, Этот букетик из тоненьких былинок., Ты позабавишься Фейными сказками,, После — блеснёшь мне зелёными глазками,, В них не хочу я росинок.

Солнечной нинике 1

Нина Бальмонт с матерью Е. Андреевой.

Книга состоит из трех сборников: «Фея», «Детский мир», «Былинки». Феи, эльфы, мотыльки, мошки, светлячки — герои фантастического царства, созданного Бальмонтом. «Фейный» мир, миниатюрный и изменчивый, пленяет детское воображение, особенно девичье. Здесь есть всё: любовь, свадьбы, батальные сцены и даже семейные проблемы. Светлячок ходит в гости к мухе, а фея улетает в компании жука-бронзовки:

Бронзовка — жук изумрудный,, Очень приятный для взгляда., В дружбе он жил обоюдной, С Феей волшебного сада., Вместе дождались расцвета, Яркого пышного Мая., И с наступлением Лета, Скрылись из этого края.

Бронзовка жук изумрудный 1

Книга «Фейные сказки». Художник Ирина Гаврилова. Изд.Априори-Пресс. 2013 г.

А в шуточном стихотворении «Волк Феи» Бальмонт придумал для своей Ниники коротенькое продолжение известной сказки, где волк становится травоядным и мирно живёт рядом с феей.

7 стр., 3478 слов

Поэзия К. Бальмонта

... к книге, окруженным тишиной «всемирного молчания». Действительно, жизнь для Бальмонта по-прежнему — «кошмар», «царство льдов» (названия разделов), где поэт — «дух бесстрастный, дух бесприютный» — хочет «смерти одной». Это ... индивидуализма. Человек не только не способен вырваться из тьмы непознанной жизни («Повсюду сказка бледная — загадкой предо мной») — он не способен также познать других людей: ...

Бронзовка жук изумрудный 2

Книга «Фейные сказки». Художник Ирина Гаврилова. Изд.Априори-Пресс. 2013 г.

Лирический герой, недовольный преображением волка, уходит искать другого, злого, как бы говоря о возможности существования привычного сказочного мира, наполненного фольклорными персонажами:

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде

Пищали мыши и рылись в крошках., Старуха злая была строга. («У чудищ». Сборник «Детский мир» )

Дети легко смогут представить себе и сказочный лес, и узкую тропинку, и избушку Бабы-Яги, но у Бальмонта лирический герой опять вторгается в этот сказочный мир и нарушает его законы: «Узнаю тайны – и был таков».

В «Детском мире» Бальмонт продолжает переосмысливать и менять народные сюжеты. Дети любят в сказках счастливый конец, и в стихотворении «Заинька» Бальмонт переиначивает сюжет песенки Ф. Миллера о зайчике, которого убивает охотник. У Бальмонта заинька под охраной самой природы:

Заиньку белого вьюга бережет,, Заиньку полночь в обиду не дает

В третьей части книги («Былинки») природа — особенный персонаж. Интересно, что в сборнике почти все стихи посвящены осени и её переходу к зиме: «Весёлая осень», «Осенняя радость», «Осень», «Изморозь», «К зиме». О лете и зиме поэт писал мало. Осень же всегда связана с Весной:

Осень, я тебя люблю

Так же, как Весну. («Весёлая осень»)

Или:

Или:

Осень, в желтых листьях, в нежной позолоте,

Медленно колдует. Что нам суждено?

  Разве мы узнаем? Разве разгадаем?
  Будем ждать, что чары улыбнутся нам.
  Пляска мертвых листьев завершится Маем.
  Лютики засветят снова по лугам.(«Осенняя радость»)

Май упоминается постоянно: в системе образов Бальмонта весна тесно связано с самим детством. «Тот, кто любит утро мая, должен вечно ждать Весны». («Одуванчик»)

Образ маленького, чистого и кратковременного явления природы создан в стихотворении «Росинка». Оно традиционно входит в программу детского чтения в начальной школе.

Дрожащая росинка —, На тонком листке., Речонка дышала,, Шурша в тростнике

С помощью слов «дрожит», «тонком», «речонка» поэт рисует очень хрупкую картинку природы, значимость каждого явления.

Воображение рисует раннее прохладное утро, рассвет. Пограничное время суток, полутона и полу-краски. Он вглядывается в саму суть явлений, и росинка оживает, преображается:

В росинку гляжу я

И вижу, что в- ней

Играет, ликуя,

Так много огней.

Как росинка имеет своё огромное значение, так и маленький, детский мир «фейных сказок» вписывается во взрослую жизнь, существует и имеет свою ценность. Поэт-символист писал не столько для детей, сколько о самом детском мире — мире таинственном, прекрасном, «ином». По мнению А. Блока, в «Фейных сказках» автор сам «переселяется в детскую душу». Точнее ведь и не скажешь.

2 стр., 541 слов

Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении ...

... есть в осени первоначальной короткая но дивная пора есть в осени первоначальной короткая но дивная пора анализ стихотворения изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении тютчева есть в осени первоначальной анализ стихотворения тютчева как весел грохот летних бурь сочинение есть в осени первоначальной ...

Биография

К. Д. Бальмонт. О книгах для детей. Заметка. Впервые опубликовано: Весы. 1908. № 3.

Тексты