а) Работа с толковым словарём: письмо, письмовник, эпистолярный.
б) Сообщение об эпистолярном жанре в художественной литературе.
Ход урока
I Мотивация познавательной активности
Чтение фрагмента книги А.Алексина «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле».
II Целеполагание
Наш урок будет посвящён письму. Мы вспомним всё, что знаем о письме, его композиции, видах и языке письма. Мы познакомимся с эпистолярным жанром в художественной литературе, с письмами литературных героев.
III Планирование деятельности
На уроке проверим домашнее задание, послушаем индивидуальные сообщения, поговорим по теме урока. Затем вы познакомитесь с эссе Л.Кэрролла о письмах и законспектируете её.
IV Формирование знаний и умений на репродуктивном уровне
1.Словарная работа (индивидуальное задание)
Письмо. 1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2.Умение писать. 3.Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи. 4.Манера художественного изображения.
Письмовник. В старину сборник образцов для составления писем.
Эпистолярный. 1. О литературных произведениях в форме письма, переписки. 2.Свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем.
2.Актуализация известного ( таблицы и презентация), Кто адресат, а кто адресант?, Какова типовая структура любого письма? (зачин – информационная часть – концовка), Какую роль играют части композиции?, Назовите виды писем (дружеские, деловые и т.д.)., От чего зависит вид письма? (цель, адресат), Охарактеризуйте стиль письма (сливаются особенности всех стилей).
Почему?
Почему в письмах используются разные этикетные средства?, От чего зависит выбор языковых средств?
3.Индивидуальное задание, Сообщение об эпистолярном жанре в художественной литературе.
V Формирование знаний и умений на конструктивном уровне
1.Проверка домашнего задания, Ученики читают письмо литературного героя, анализируют (устно) его по плану., Класс рецензирует ответы., План рецензии на устный ответ:
- правильно,
- последовательно,
- полно,
- примеры,
- речь.
2.Самостоятельная работа
Ученики читают и конспектируют эссе Л.Кэрролла «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма».
Психологизм в детской художественной литературе 20-30-х гг. (на ...
... работе впервые предпринимается попытка научного осмысления влияния произведений для детей, затрагивающих проблемы духовно-нравственного становления личности подростка, с точки зрения психологизма. Исследование художественных ... возрастной дифференциации определяют специфику литературы для детей и юношества. 1.1.Явление «детской» литературы [Электронный ресурс]//URL: ...
Учитель в это время выборочно проверяет домашнюю работу.
3.Обсуждение эссе, Что вас заинтересовало в эссе Кэрролла?, Какие признаки жанра эссе в работе писателя обнаружили?, Какова композиция эссе?, Какие языковые средства использует писатель?, Какие рекомендации даёт Кэрролл?
VI Рефлексия
Что нового узнали на уроке?, Чему научились?, В каких ситуациях пригодятся эти знания и умения?
VII Домашнее задание. Инструктаж
Творческая работа на выбор ученика.
1.Письмо читателя любому литературному герою «Грозы» Островского»
2.Эссе «Как писать письма в XXI веке»., Второй – третий уроки
Тема
Подготовка к сочинению в форме письма литературного героя., Язык героев пьесы А.Островского «Гроза».
Задачи
1.Образовательная:
- знать особенности языка героев «Грозы»;
- уметь анализировать особенности языка героев художественного произведения, создавать сочинение в форме письма литературного героя.
2.Развивающая:
- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное;
- усиление коммуникативных свойств речи, усложнение смысловой функции.
3.Воспитательная:
- формирование положительной «Я – концепции»;
- формирования умения сотрудничать в группе, оценивать свою и чужую работу.
Технология, Групповой способ обучения., Средства обучения
1.Наглядный материал, Таблица «Особенности языка героя художественного произведения»
Лексика |
Синтаксис |
Обращения. Тропы и фигуры. |
Средства оценки |
Разговорная, просторечная, религиозная, литературная. Синонимы, антонимы, фразеологизмы. Примеры. |
Виды предложений по интонации, по цели высказывания, по строению: простые, сложные, осложнённые. Примеры. |
Какие обращения в речи героя? Какие средства выразительности? Если не использует – почему? Примеры. |
Оценочная лексика, приставки, суффиксы. Примеры. |
Таблицы «Схема синтаксического разбора предложения», «Тропы и фигуры», «Схема лексического разбора».
2.Дидактический материал для лабораторной работы
См. ниже.
3.Справочный материал, Лингвистические словари, учебники И.Голуб, Разумовской, Дейкиной и Пахновой.
4.Вспомогательный материал, Шесть листочков с именами: Катерина, Марфа, Варвара, Борис, Тихон, Кулигин.
Ход урока
I Мотивация познавательной активности
Ученики по желанию читают домашние творческие работы.
II Целеполагание
Мы готовимся к сочинению в эпистолярном жанре по пьесе «Гроза». Чтобы написать сочинение в форме письма литературного героя, нужно знать особенности его языка.
III Планирование деятельности
Вы разбиваетесь на шесть групп для выполнения лабораторной работы. Жребий решит, какой персонаж будет у вашей группы. Каждая группа получает материалы для работы. Вы можете пользоваться всеми справочными материалами, таблицами. Учитель выступает в роли консультанта и помощника. В конце урока представители групп отчитываются в проделанной работе.
IV Организационный момент
Разделение на группы, выбор руководителей. Жеребьёвка. Раздача дидактических материалов.
V Лабораторная работа
Дидактический материал
«План проведения лабораторной работы в группе»
- Распределите в группе виды микроисследований.
- Выберите 3-4 монолога и диалога для анализа языка героя.
- Самостоятельная работа «Микроисследование ученика…».
- Запись выводов.
- Обсуждение результатов, коррекция.
- Создание черновика книжки «Результаты лабораторной работы группы…».
- Заполнение «Листа учёта работы группы…».
«Лист учёта работы группы…»
Имя персонажа
Ф.И.ученика |
Вид исследования |
Самооценка |
Оценка группы |
|
«Микроисследование ученика №1»
Имя героя. Лексика.
См. таблицы. Распредели типичные для героя слова по группам: разговорная, просторечная, религиозная, литературная. Выпиши примеры. Найди синонимы, антонимы, фразеологизмы (если есть).
Выпиши примеры. Как словарный запас характеризует героя?
«Микроисследование ученика №2»
Имя героя. Синтаксис.
См. таблицы. Найди предложения разных видов. Какие предложения типичны для героя? Выпиши примеры. Как синтаксические конструкции характеризуют героя?
«Микроисследование ученика №3»
Имя героя. Обращения, тропы и фигуры.
См. таблицы. Обращения в речи. Найди примеры и выпиши их. К кому и как герой обращается? Почему? Как это характеризует его?
Средства художественной изобразительности. Есть ли в речи героя тропы и фигуры? Найди примеры и выпиши их. Как это характеризует героя?
«Микроисследование ученика №4»
Имя героя. Средства оценки.
См. таблицы. Найди и выпиши слова со значением оценочности. Какие языковые средства создают эту оценочность? Как это явление характеризует героя?
«Результаты лабораторной работы группы…»
Языковой «портрет» героя…, Первая страница. Титульный лист: название, исследователи., Вторая страница. Содержание., Третья страница. Микроисследование №1.Лексика. Выводы., Четвёртая страница. Микроисследование №2. Синтаксис. Выводы., Пятая страница. Микроисследование №3. Обращения. Тропы и фигуры. Выводы., Шестая страница. Микроисследование №4. Средства оценки. Выводы., Седьмая страница. Общий вывод. Языковой «портрет» героя.
VI Отчёт групп
Представители групп читают «Результаты лабораторной работы группы».
VII Рефлексия
Какова была цель лабораторной работы?, Оцените работу своей группы., Мы достигли цели?
Мы собрали материал для сочинения. На следующем уроке попытаемся создать свой текст в эпистолярном жанре и представить его одноклассникам.
VIII Домашнее задание. Инструктаж.
1.Задание для групп, Оформление книжки «Результаты лабораторной работы группы».
2.Индивидуальное задание, Подготовить викторину по письмам литературных героев.
Четвёртый – пятый уроки
Тема
Обучение сочинению в эпистолярном жанре
в форме письма литературного героя
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/pismo-literaturnomu-geroyu-klass/
Задачи
1.Образовательная:
- знать языковой и психологический «портрет» персонажей «Грозы»;
- повторить особенности жанра и структуры письма;
- уметь создавать текст в эпистолярном жанре, редактировать, рецензировать, представлять своё сочинение классу.
2.Развивающая:
- овладение выразительными свойствами языка, обогащение и усложнение словарного запаса;
- развивать воображение;
- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.
3.Воспитательная:
- формирование положительной «Я – концепции»;
- формирования умения сотрудничать в группе, оценивать свою и чужую работу.
Технология
Развитие критического мышления средствами чтения и письма (стратегия «Пятиэтапная стратегия создания письменного текста»).
Средства обучения
1.Наглядный материал, Таблица «Пять этапов создания письменного текста»
1.Инвентаризация., Вспомнить всё, сложить в «кучу» всё, что знаем по теме.
2.Проба пера.
Самостоятельное написание черновика сочинения.
3.Редактирование., Работа в группе. Отзыв о текстах. Общие рекомендации.
4.Корректура.
Самостоятельное редактирование текста. Создание второго варианта черновика. Работа в паре. Взаимопроверка сочинения.
Таблицы «Типовая структура письма (композиция)», «Виды и стили письма», «Этикетные средства», «Языковые средства».
5.Презентация текста., Чтение перед классом. Обсуждение текстов.
2.Дидактический материал, Таблица «Отзыв о сочинении» (см. ниже).
3.Раздаточный материал
Шесть книжек «Результаты лабораторной работы группы» (языковой «портрет» Катерины, Марфы, Варвары, Тихона, Бориса, Кулигина).
4.Справочный материал, Лингвистические словари, учебники И.Голуб, Разумовской, Дейкиной и Пахновой.
Ход урока
I Мотивация познавательной активности (индивидуальное задание)
Ученик проводит викторину «Угадайте!». Чтение отрывков из писем литературных героев, нужно угадать автора и героя.
II Целеполагание
Сегодня мы учимся писать сочинение в форме письма литературного героя. Чтобы написать такой текст, нужно знать особенности языка и психологии персонажа.
Темы сочинения
1.Письмо Варвары Катерине после побега из дома.
2.Письмо Марфы родным после гибели Катерины.
3.Письмо Катерины Борису перед смертью.
4.Письмо Тихона Варваре после гибели Катерины.
5.Письмо Бориса сестре о жизни в Калинове.
6.Письмо Кулигина другу о нравах города Калинова.
III Планирование деятельности
Создавать сочинение будем, пользуясь таблицей «Пять этапов создания письменного текста».
IV Актуализация опорных понятий
Обратите внимание на знакомые вам таблицы
Ваши исследовательские работы о языке героев станут подспорьем для создания сочинения в форме письма.
V Формирование умений и навыков на творческом уровне
1.Инвентаризация
Выберите тему своего сочинения. Запишите словами и словосочетаниями (не предложениями) то, что вы знаете по теме. У вас получилась «куча» — материал, необходимый для создания сочинения.
2.Проба пера
А теперь приступайте к написанию черновика сочинения. Можете использовать дополнительные материалы.
Учитель тоже пишет свой текст.
3.Редактирование. Работа в группе., Объединитесь в группы. У каждого из вас есть таблица «Отзыв о сочинении».
Что мне понравилось в сочинении? |
О чём я хотел бы узнать подробнее? |
На чём остановилось моё внимание? |
Что мне хотелось бы исправить, улучшить? |
В группе все читают свои тексты, товарищи высказывают мнения и записывают рекомендации в таблицу. Типичные общие рекомендации представители групп записывают на доске.
4.Корректура
Сейчас все садятся на свои места и редактируют сочинение, учитывая рекомендации. У вас получилась вторая редакция черновика.
Работа в паре. Проверьте работу соседа на уровне орфографии и пунктуации. Объясните правила соседу, поставьте свою подпись.
5.Презентация
Черновики готовы. Представьте свои тексты классу (по желанию).
Обсуждение сочинений в позитивном ключе.
VI Рефлексия
Что нового узнали на уроке?, Чему научились?, В каких ситуациях пригодятся эти умения?
VII Домашнее задание. Инструктаж.