Современное образование: состояние, проблемы и тенденции развития

состояние, проблемы и тенденции развития»

В настоящее время функции образования, школы и профессиональный статус педагога усложняются под воздействием происходящих в обществе изменений, вызванных новыми условиями. Что, безусловно, оказывает влияние на изменение требований и ключевых компетенций педагогов и учащихся.

Интеграция – есть первый принцип современного общества, и каждый человек находится в этом процессе. Интегрируется все: экономики, науки, культура, подходы и концепции. Одним из ключевых качеств компетентной личности в связи с новыми задачами образования становится такое личностное качество, как инициативность и готовность к переменам.

В условиях современного образования наиболее актуальным становится деятельностный характер и является залогом повышения эффективности образования. Важен переход на личностно-ориентированную и компетентностную модели. В современной российской школе использование личностно-ориентированной концепции является достаточно эффективным, так как осуществима дифференциация по различным уровням содержания учебной программы, форм занятий. Чтобы обеспечить индивидуальный подход к развитию учащихся введена система профильного разделения, это и является элементом компетентности модели образования.

Непрерывное пополнение, уточнение знаний, приобретение и осмысление новой информации, выработка новых умений и навыков становятся важнейшими предпосылками повышение интеллектуального уровня человека, уровня его жизни, насущной потребностью для любого специалиста. Идея непрерывного образования трансформировалась от потребности образования на всю жизнь в тезис – образование через всю жизнь.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

19 стр., 9129 слов

Проблемы и перспективы развития специального образования

... «Проблемы и перспективы развития специального образования». Объект исследования - развитие специального образования Предмет исследования - проблемы и перспективы развития специального образования. Цель работы - выявить проблемы и перспективы развития специального образования Задачи исследования: 1. Выявить актуальность и изучить состояние проблемы развития специального образования. 2.Дать ...

Теперь перейдем, непосредственно, к конкретным проблемам современного образования в России.

Первая проблема – финансирование. Современная образовательная система не может существовать без финансовой поддержки. Проблемы низких заработных плат являются не единственными в своем роде, не мало важна система распределения средств, исходящая из расчета количества учеников. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Вторая проблема —

Третья проблема —

Проблемой также можно обозначить

Каждая из этих проблем, а также другие проблемы современного образования, имеет свои пути решения путём внедрения различных тенденций.

К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Диверсификация проявляется в расширении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования. На этой основе возникает новое качество специальностей и дисциплин, методов и технологий в управлении образованием. Диверсификация образования проявляется в различных его характеристиках: организации, методологии, методике, технологии, контроле знаний. Не менее важной тенденцией является индивидуализация обучения, нацеленная на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. Такой подход может быть осуществлен посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей с использованием современных и перспективных средств информационных технологий, а также обучение по дистанционной форме.

Дистанционное образование – это не только технические новшества, это и социальная инновация, включающая эффективность образовательного процесса. Какие социальные функции дистанционного образования наиболее значимы? В первую очередь это резкое расширение для каждого человека возможности выбора оптимальных – по условиям жизни, психофизиологическим особенностям и социальному статусу – форм реализации конституционного права на получение качественного образования. Внедрение ИКТ – ответ на потребность современной цивилизации в массовом и непрерывном образовании, в повышении его качественного уровня в связи с возросшими требованиями к потребителю и производителю материальных и духовных благ.

13 стр., 6327 слов

«Технология проблемного обучения» статья по русскому языку (3 класс)

... проблемного обучения; Технологию проблемно-диалогического обучения можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего – на уроках изучения нового материала. Лично мне наиболее сложно бывает создать проблемную ситуацию на уроках русского языка. Кроме того, мало только создать проблему, ...

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не решают проблемы современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.