Проблема воспитания в романе И.А. Гончарова «Обломов»: опека как тактика воспитания в семье Обломовых

Эссе

Тема воспитания всегда была, есть и будет актуальной как для каждого человека в отдельности (когда-нибудь мы все обзаведемся семьей и детьми), так и для всего общества и института семьи в целом. Известно, что воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни. Естественно, исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка играет семья. Для любого ребенка, именно родители самые нужные и дорогие люди, без которых он просто пропадет в этом сложном мире.

Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.1 С самого рождения ребенок развивается как социальное существо и во взаимоотношениях с родителями овладевает правилами поведения, навыками общения, а также приобщается к человеческой культуре. Семья – это первый микромир для ребенка. Именно в ней складываются первые представления о мире, справедливости и несправедливости, добре и зле, ответственности и долге. Постоянное и естественное воздействие семьи на ребенка формирует его черты характера, взгляды, убеждения и, конечно, мировоззрение. У семейного воспитания есть определенная специфика, отличающая его от общественного воспитания. По своей природе семейное воспитание основано на чувстве. Как правило, изначально семья основывается на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Именно чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка всю его жизнь.

Тактики воспитания в семье.

В каждой семье складывается определенная система воспитания, в которую входит и постановка целей воспитания, формулировка его задач, а также использования методов и приемов воспитания, учет того, что дозволено допустить в отношении ребенка, а что – нет.

В педагогике выделяют 4 тактики воспитания в семье: диктат, «невмешательство», сотрудничество и опека. Поговорим о каждом типе отдельно.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. 2 Конечно, родители могут предъявлять требования к своему ребенку в соответствии с целями воспитания, нормами морали и конкретными ситуациями, в которых родителям приходится принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако есть те, которые всем видам воздействия на ребенка предпочитают приказ и насилие, что естественно вызывает у ребенка сопротивление: он отвечает на принуждение и угрозы лицемерием, вспышками грубости, обманом, а иногда даже откровенной ненавистью. И даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним ломаются и многие ценные качества личности, такие как чувство собственного достоинства, самостоятельность, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Чрезмерная строгость родителей, игнорирование мнений и интересов ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении к нему относящихся вопросов — все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель. Цель воспитания — формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, ... организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детском доме, интернате), образовательных (школе, гимназии, ...

Тактика «невмешательства» порождает в семье такие взаимоотношения, которые основываются на признании возможности и целесообразности независимого существования детей от взрослых. Суть в том, что могут сосуществовать два мира: мир взрослых и детей, и ни тем, ни другим не следует переходить границу, намеченную между ними. В основе этого типа взаимоотношений, как правило, лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество предполагает опосредованность в семье межличностных отношений общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно таким образом пресекается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. 3

Опека в семье предполагает систему отношений, при которых родители, удовлетворяя все потребности ребенка, ограждают его от всех забот, трудностей, проблем, принимая все это на себя. По сути, родители блокируют процесс активного формирования личности. Также они обычно отстранены от решения вопросов, касающихся лично их, и уж тем более, общих проблем семьи. Такие дети, как правило, оказываются неприспособленны к жизни в обществе и не готовы к столкновению с реальностью, что за порогом дома. И если диктат предполагает приказ, жесткий контроль, авторитаризм и насилие, то опека – заботу и ограждение от трудностей, однако, как ни странно, результат во многом совпадает: дети вырастают несамостоятельными, безынициативными и безвольными.

Влияние опеки как тактики воспитания на формирование личности И.И.Обломова

Читая роман И.А. Гончарова и подробно анализируя описание детства маленького Илюши Обломова, можно с уверенностью сказать, что его родители, воспитывая сына, применяли тактику опеки, что, как мы знаем, очень плохо сказалось на дальнейшей судьбе героя.

Детство Обломова было счастливым и беззаботным, его очень любили, он всегда был окружен вниманием, лаской и забой. Но в то еж время ребенка лишали возможности проявить себя. Он не мог сделать ни шагу самостоятельно, любая попытка Илюши к самостоятельному действию пресекалась, потому что для этого был “Захар и еще триста Захаров”.

3 стр., 1234 слов

Особенный ребенок в семье

... воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Родителям нужно, посоветовавшись с врачом, организовать четкий режим питания и сна и проводить систематические курсы лечения. Если воспитание такого ребенка в семье ... Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям ...

Мальчику не давали возможности узнать что-то новое, высказать свои желания и проявить способности. Родители оградили его от труда, приучили к праздности и развили в нем чувство превосходства над другими. Он даже не ездил на уроки в Верхлево, потому что «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь».

В результате он стал бездельником, не способный даже осмыслить свою жизнь, и потому скучал от всего, что ему приходилось делать. Он не понимал, зачем ему служить, и в итоге ничего лучше не нашел, как выйти в отставку. Также он не понимал, в чем смысл его учебы и впоследствии прекратил ее. Выезжая в общество, он не видел смысла в этом, и поэтому решил бросить все свои знакомство и стал целыми днями просто лежать у себя на диване.

Маленький Илюша очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала няня, и кроме которых он ничего в жизни не видел и не знал. В итоге Обломов научился только мечтать, а действовать, к сожалению, так и не научился. В то время как реальная жизнь проходила мимо, он проводил целые дни в бесполезных мечтаниях.

В том, что, став взрослым, Обломов остался таким же вялым, несамостоятельным и безынициативным, как было в детстве, нужно винить, я считаю, только его родителей, которые не давали мальчику почувствовать себя самостоятельным, что и привело его к абсолютной неготовности к жизни за пределами отчего дома.

Заключение

Семья играет в воспитании и становлении личности ребенка основную роль. Одна из главнейших функций семьи заключается в создании условий для развития его личности. Именно в семье происходит важнейший процесс социализации ребенка, что включает в себя познание им окружающей действительности, овладение навыками общения и приобщение его к человеческой культуре.

Говоря о семейных взаимоотношениях, нужно сказать, что в педагогике выделяют 4 типа тактик воспитания: диктат, «невмешательство», сотрудничество и опека.

В романе А.И. Гончарова можно увидеть, как пагубно повлияло на становление личности Обломова его воспитание, основанное на тактике опеки. Его огородили от труда и забот, не давали возможности проявлять себя и быть самостоятельным хоть в чем-нибудь, что и стало причиной того, что Обломов стал несамостоятельным, безынициативным и апатичным ко всему, что происходит вокруг.

Трудно поспорить с тем, что воспитание детей – очень тяжелый труд. Задача родителей не просто любить и уважать ребенка, но еще и предоставлять ему нужную свободу для реализации своих стремлений. Отсутствие такой свободы приведет к тому, что ребенок вырастет слабым и безвольным. Именно это произошло с главным героем романа Гончарова «Обломов»: Илья Ильич оказался не готов к взрослой жизни, далекой от мира детства.

Список использованной литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/o-seme-oblomovyih/

  1. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика — М., 1996
  1. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». — 1986. -№4. Карабанова О.А.,
  1. Варга А.Я. Типы родительского отношения. — Самара, 1997.
  1. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  1. И.А. Гончаров «Обломов» http://ilibrary.ru/text/475/index.html

1 Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». — 1986. -№4. Карабанова О.А., стр. 9

6 стр., 2799 слов

На что способен человек ради любви обломов. «Любовь в жизни Обломова

... А. Гончарова «Обломов» на литературную тему: «Способна ли любовь изменить человека?» (Итоговое сочинение) Любовь – замечательное чувство, пробуждающее в человеке все лучшие качества, наделяющее жизнь смыслом. Не зря тема любви так популярна ... нему и не испытывает. Может быть именно этим Гончаров хотел показать, что каждый человек оставляет свой след в жизни другого человека, хоть и в воспоминаниях. ...

2 Вайзман Н. Реабилитационная педагогика — М., 1996., стр. 72

3 Вайзман Н. Реабилитационная педагогика — М., 1996,стр. 79