«Мой взгляд на воспитание» материал (2)

Эссе на тему: «Мой взгляд на воспитание»

«Воспитание в том и заключается, что более

взрослое поколение передает свой опыт, свою

страсть, свои убеждения младшему поколению.»

А.С.Макаренко .

Воспитательный процесс в значительной степени носит целеноправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

Кардинальные изменения. Которые произошли в жизни российского общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной и ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили свою привлекательность, новые ориентации не сложились.

Я считаю, что воспитание ставит перед собою три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей.

Знание должно быть не только механическим накоплением фактов, но и доказательством истинности каждого факта, построением обобщения, анализом процесса мышления.

Формирование характера, развитие воли достижимо только при условии широкой самодеятельности детей в труде, занятиях, играх.

Формирование способностей имеет важное значение, так как способность развитая до возможного совершенства, создает талантливых и гениальных людей.

Большинство людей обнаруживает в детском возрасте более или менее острый интерес к разным специальностям. Этот интерес часто заглушается принятой системой воспитания. А это и есть большая ошибка.

Сердцевина школьного воспитания – духовное, нравственное становление личности. При этом, с одной стороны, сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой – получает распространение воспитание направленное на поощрение самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, высокой культуры и гуманности.

Многие учителя осуждают школьное воспитание, основанное на регламентациях, подчинении и принуждении. Они решительно возражают против жестоких форм наказаний. Вот что пишет в этой связи французский педагог Б.Шлаен «Есть ли возможность избежать наказания? Едва ли. Ведь бывает ситуация, когда речь идет о справедливости, которая должна восторжествовать над грубостью, жестокостью, неуважением к старшим… Но хотелось бы, чтобы школа перестала быть источником конфликтов.»

13 стр., 6235 слов

Формирование и развитие современной гражданской культуры в России

... общество от целей формирования демократической гражданской культуры. Первостепенная роль государства выражается в формировании законодательной базы реформируемого общества. Основой перспектив развития гражданской культуры выступают законодательно ... формы и виды общения людей; весь спектр общественных организаций; система общественного образования и воспитания; средства массовых коммуникаций и ...

В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развиваются тенденции, связанные с гуманистической ориентацией в воспитании. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни школьника, стремлении обеспечить реализацию его возможностей путем создания комфортной психологической атмосферы, когда всемерно поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы детей.

Воспитание, формирование личности ребенка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.

Своих первых воспитателей человек помнит всю жизнь, они ввели его в мир знаний, показали и помогли ему понять сложные явления природы и общественной жизни.

Организуя воспитательные воздействия, педагог должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями.

« Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и в горе, в величии и унижении… Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния – а средства эти громадны!…» К.Д.Ушинский.

Обучение и воспитание – это два взаимосвязанных, взаимопроникающих процесса. Их нельзя разрывать. Но, по-моему, учить детей легче, чем воспитывать.

Воспитание – это процесс постоянного творчества. Учитель свои знания и опыт применяет к постоянно изменяющимся педагогическим ситуациям. Программа воспитания является примерной, именно поэтому каждый учитель является соавтором этой программы. Он используете в каждом классе по-разному, в зависимости от уровня детского коллектива, характера отношений между детьми, между детьми и родителями.

Результаты обучения легче обнаружить и сразу же внести необходимые коррективы в учебный процесс. Результаты воспитания обнаруживаются со временем, их нельзя заметить сразу. Труднее всего определить просчеты и упущения в воспитании.

2 стр., 526 слов

Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей (В. Сухомлинский)

... ребенка формируются модели будущей жизни и многое зависит от родителей и близких. Целью семейного воспитания для ребенка ... была добрейшим человеком и ... детьми. Недопонимания, пьянство, конфликты формирует у детей разные виды психологических отклонений. В результате дети вырастают агрессивными, озлобленными либо замкнутыми и не приспособленными к жизни. ... на выбор будущей профессии. Счастье детей ...

Воспитательная работа требует от учителя постоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпения и великой любви к детям, любви к своему делу.