«Язык и речь в сопоставительной системе»

Департамент образования города Москвы, Государственное бюджетное образовательное учреждение, Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Эссе

Язык и речь в сопоставительной системе, Подготовила Попова Н. В.

57 группа ИО

Преподаватель: к. пед. н. доцент, Безрукова О. А., Москва 2016

Явление языка как средства выражения мыслей, чувств, волеизъявления и важнейшего средства коммуникации, которые присущи только человеку, издавна интересовал философов, психологов, педагогов, филологов и т д. Именно в этом феномене ученые пытаются найти разгадку особого положения человека.

Сам по себе язык существовать не может, способом его проявления служит речь.

Фердинанд де Соссюр, швейцарский лингвист, впервые разграничил понятия «язык» и «речь». Под термином «язык» им определяется кодовая система знаков. Он сравнивал язык с другими знаковыми системами, такими, как военные сигналы в военно-морском флоте, азбукой для глухонемых людей или формами учтивости, просто он считается на порядок выше.

Учёные по-разному подходили к изучению и поразному определяли понятие знака, например, немецкий логик Готлоб Фреге, ввел различение между денотатом выражения и его глубоким смыслом, соглашаясь с тем определением, которое дал знаку Соссюр.

Кроме этих двух учёных проблемами языка занимались также: семиотик Чарльз Моррис, который был последователем Чарльза Пирса, английские лингвисты Чарльз Огден, Айвор Ричардс, которые в 1923 году в книге «Значение значения» представили наглядно знаковое отношение в виде, так называемого, семантического треугольника или треугольника референции.

Невозможно непосредственно наблюдать внутреннюю структуру языка, о ней можно судить только косвенно — на основании анализа продуктов использования языка человеком. Таковыми продуктами являются тексты независимо от формы их представления, устной или письменной. Анализ показывает, что язык имеет знаковую сущность, которая состоит в установлении соответствия между всем множеством значений, а также между всем возможным мыслительным содержанием известных высказываний и множеством звучаний, являющихся внешними знаками этих значений и содержательных единиц (смыслов).

17 стр., 8264 слов

По русскому языку : « Устная и письменная речь»

... лингвистические уровни, свойственные собственно устной и письменной формам речи. Для степени подготовленности устной речи релевантными оказываются признаки, характеризующие единицы фонетического, лексического и синтаксического уровней. Для письменной речи — соответственно, лексического и синтаксического уровней.1 Таким образом, ...

Лексические (вещественные) значения отражаются в знаменательных словах, называющих предметы, их действия и признаки или указывающих на них: аудитор, акционерный, приватизировать. Слово является наиболее простым средством называния (номинации) окружающих нас реалий. Именно оно осуществляет связь означаемого и означающего — воспринимаемого нами звукового комплекса, т.е. знака. Процессу номинации (называния) способствует грамматика, представляющая собой как бы механизм, который состоит, с одной стороны, из грамматических средств (например, суффиксов, окончаний) с присущими им значениями, а с другой — из грамматических правил. Словарь и грамматика — два взаимосвязанных компонента языка, которые действуют вполне согласованно, чем и обеспечивают выполнение всех присущих языку функций. Различие между словарем и грамматикой состоит не только в их структуре, но в способе хранения смысловых единиц, а грамматические формы и конструкции образуются для реализации конкретных коммуникативных задач по определенным правилам.

Грамматические правила по конечному результату их применения могут быть двух типов:

1) предписывающие, когда выполняются определенные условия. Например, в русском языке предписывающим является правило согласования, в соответствии с которым прилагательные ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся (альтернативная служба, альтернативное голосование, альтернативные выборы);

2) разрешающие, при наличии возможностей выбора, когда говорящий имеет право на употребление одного из нескольких вариантов грамматического оформления высказывания.

Рассмотрим теперь, что из себя представляет речь. По мнению Ф. Соссюра, речь — «индивидуальный акт воли понимания, в котором надлежит различать: 1) комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом с целью выражения своей личной мысли; 2) психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти комбинации»; Наиболее полно и определенно Соссюр определяет «язык»: «язык…это система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа, причём оба эти элемента знака в равной мере психичны».

В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание — внутренняя речь) или письменную. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом. Отличия речи от языка состоят в следующем.

Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве.

Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна.

В-третьих, речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.

4 стр., 1826 слов

Правильность речи: нормы ударения и грамматики

... нормы грамматики. 1. Понятия «правильность речи», «языковая норма» Правильность речи - это фундамент языковой культуры, без неё не может быть ни литературного художественного ... правильности речи: Хорошее литературное произношение (правила произношения и ударения, интонационные нормы); Грамматическая правильность речи (соблюдения норм морфологии и синтаксиса современного русского литературного языка, ...

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/na-temu-yazyik-i-rech/

  1. Баранов, М. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие/М.Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1993. – 287с.

  2. Безрукова О. А. и др. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие. М., Русская Речь. 2016 – 110 с.

  3. Введенская, Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/Л.А. Введенская. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 544с.

  4. Николаева, В.В. Эстетика языка и речи/ В.В. Николаева– Л.: Наука, 1979. – 216с.