По литературе слово о полку игореве идея

Актуально ли «Слово о полку Игореве» в наше время

Эссе

Актуально ли «Слово о полку Игореве» в наше время

Работу выполнила: Сычова Елизавета,

ученица 10 класса

МБОУ «Школа №10»

г. Ростов-на-Дону

Руководитель: Данцова Лариса Алексеевна, учитель русского языка и литературы, педагог МБУ ДО ЦДЮТур МБОУ «Школа №10» г. Ростов-на-Дону

«Слово о полку Игореве» занимает важное место в культуре восточных славян в истории. Особенно, когда славянские народы претерпевают изменения во взаимоотношениях. В критические моменты необходимо обратиться к великому памятнику древнерусской литературы, объединяющему страны и славянские народы, «Слову о полку Игореве». Оно возвращает нас к истории Древней Руси и напоминает о том, что наши народы объединяет славянская культура, праязык и общая история. «Слово о полку Игореве» во все времена является актуальным произведением художественной литературы, основой братских языков русского, украинского и белорусского народов.

Современная Ростовская область объединяет культуру, фольклор, верования и язык восточных славян: русских, украинцев и белорусов. «Слово…»- это страница истории и нашего края, где происходила битва Игоря с половцами. В Ростовской области живут славянские народы, разделенные границами, но объединенные великим памятником древнерусской литературы «Словом о полку Игореве». А как известно, у культуры границ нет.

Я предлагаю взглянуть на памятник древнерусской литературы глазами современного читателя. «Слово о полку Игореве», памятник древнерусской литературы, было создано в 1185-1187 годах. Дошло до нас в рукописном сборнике первой половины 17 века. Вскоре после опубликования в 1800 году оно было переведено на разные языки. В первую очередь на языки братских народов: русский, украинский и белорусский.

Рассмотрим географию 9-11 веков от Дона и Днепра до Дуная, от Киева до Новгорода. Русская земля в «Слове о полку Игореве» — это территории современных России (Курск, Рязань, Суздаль, Владимир), Украины (Луцк, Киев, Переяславль-Хмельницкий, Владимир-Волынский, Новгород-Северский, Чернигов, Путивль) и Белоруссии (Пинск, Туров, Брест, Витебск, Гродно).

Также упоминаются другие географические названия Сурож – Судак (ныне в Крыму), Корсунь (ныне Херсонес в Крыму), Тьмуторокань (русское княжество на Таманском полуострове, которым управляли черниговские князья. События, описанные в «Слове…» происходили в Ростовской области недалеко от города Белая Калитва, недалеко от Украинской границы, на реке Каяле.

14 стр., 6887 слов

Слово о полку игореве чем интересно слово

... «темных» мест «Слова о полку Игореве». , Изучение «темных» мест «Слова о полку Игореве» Большинство из нас древнерусскую литературу знают только по одному великому памятнику – «Слову о полку Игореве». А. С. Пушкин в статье «О ничтожестве литературы русской» писал: « Слово о полку Игореве» возвышается уединенным ...

Итак, можно сделать вывод: язык «Слова…»- основа братских языков: русского, украинского и белорусского народов. Опираясь на историческую основу автор обращается к нам, далеким потомкам, с призывом объединяться. Читая эту поэму, каждый славянин испытывает гордость и считает его своим национальным произведением. В нём призыв к единению. Ведь необходимым условием процветания государства является мир и взаимопонимание между государствами, что очень актуально в наше время.

Ошибки при определении актуальности темы исследования

Рассмотрим, какие ошибки при определении актуальности темы исследования могут снизить оценку.

  1. Изменение порядка структуры. Важно помнить, что актуальность является частью введения. Она может находиться после предисловия или сразу после заголовка «Введение». Следом идут цель и задачи.
  2. Нарушение объема актуальности. Важно следовать следующим нормам: для научной статьи ‒ 1-2 предложения, для реферата ‒ 2-4 предложения, для курсовой ‒ не более половины страницы, для дипломной работы ‒ от половины до целой страницы.
  3. Отсутствие личного понимания значимости работы. Если студент заимствует актуальность темы исследования ‒ это всегда будет заметно.
  4. Несоответствие вводной главы основной части текста. Если вам приходится писать научную работу не так, как вы планировали или изменять ее ‒ переделывайте и введение, в том числе и актуальность.

Допущение таких ошибок может вызвать осложнения при сдаче готовой работы. Поэтому найдите несколько готовых работ схожих с вашей темой и прочитайте чужие введения. Также вы можете воспользоваться введениями из источников вашего библиографического списка. Поймите ключевой смысл и изложите своими словами актуальность темы вашего исследования.

Также важно правильно оформить работу в соответствии с Госстандартом. Посмотрите специальное видео, которое поможет вам правильно оформить дипломную работу.

Актуальность анализа поэтического произведения

Актуальность анализа поэтического произведения.

В настоящее время , когда большинство детей и взрослых общаются в основном в интернете , особенно актуальным становится обращение к слову , его значению. Поэтому я считаю , что на уроках литературы учитель часть уроков должен посвящать анализу поэтического текста . Уже в пятом классе дети должны знать такие литературоведческие понятия , как эпитет ,олицетворение , уметь не только находить эти художественные средства в стихотворении , но и объяснять , зачем они используются , что автор хотел этим сказать .

В восьмом классе на уроке анализа стихотворения можно использовать стихотворение В. Шефнера «Колыбельная» .

«Сторожихи спят в сторожках,

Спят коты и мыши,

Дождь в серебряных сапожках,

Пробежал по крыше .»

18 стр., 8536 слов

Методика работы с одаренными детьми на факультативных занятиях по литературе

... ребенок»; -обозначить критерии отнесения ребенка к группе «одаренных детей»; -обозначить особенности выявления литературной одаренности детей; -дать общую характеристику работы с одаренными детьми ... факультатива для работы с одаренными детьми. Методической основой исследования послужили методы сбора и анализа ... не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень ...

Учащимся нужно объяснить ,что художник рисует картину красками , а поэт- словами, мы с вами тоже сейчас нарисуем картину , которую представляем после прочтения стихотворения. Учитель может начать ,чтобы подтолкнуть ребят: «Представьте : ночь, тишина, все засыпает, и люди, и взрослые ,и дети , и животные. А дети продолжают : сторожихи , коты , мыши… Учитель помогает : «Да сторожихи , хотя им-то спать и не положено» .

  • Скажите ,какое слово повторяется?
  • Зачем автор повторяет « спят,спят»? Вспомните ,как называется стихотворение?
  • А какой звук повторяется?
  • Верно –с-ш .

Как мама напевает ,когда качает ребёнка , чтобы он уснул :«А-а ,ш-ш,с-с…».

  • Все спит .А что это?
  • Дождь…Что он сделал? Пробежал…
  • Каким мы представляем его?
  • Маленьким мальчиком ,шаловливым , который в серебряных сапожках куда-то торопится
  • Как вы думаете куда ?
  • Какое художественное средство использует поэт?/ олицетворение/
  • Вы слышите музыку дождя ?На что похож шум дождя?/нежный, серебристый/.А это какое художественное средство?/эпитет/

Можно послушать в записи шум дождя .А теперь нужно составить связный рассказ по этой части стихотворения, объединяя все сказанное ранее.

Позднее нужно продолжить анализ этого стихотворения . А как домашнее задание можно предложить записать анализ этого стихотворения .

У учащихся получится сочинение-анализ этого стихотворения .Конечно, в сочинении будут речевые ошибки. А для этого и существует редактирование текста . Учитель делает на полях пометы , а дети сначала в сочинении карандашом исправляют ошибки, а потом переписывают сочинение заново.

Кто-то обрадуется «четвёрке», а упорные будут ещё стараться , чтобы получить «пять».

Теперь ,анализируя следующее стихотворение С.Я. Маршака « Ландыш» , дети уже будут иметь навыки анализа стихотворения , а учитель будет продолжать их знакомить с другими художественными средствами : антитезой, сравнением, гиперболой и литотой ,градацией и другими.

Отдельный урок стоит посвятить определению размера стихотворения.

Как видите , начинать анализ поэтического произведения нужно с младших классов , с каждым годом совершенствуя его, этим мы развиваем речь ребенка, учим писать сочинение , редактировать его, а самое главное учиться говорить.

Очень интересно получается , когда по очереди школьники «рисуют» стихотворение. В старших классах при изучении творчества А.С.Пушкина школьники уже самостоятельно анализируют стихи поэта, связно рассказывают, делают доклады-анализы . Понимая слово , чувствуя его , учащиеся учатся выражать свои мысли , отстаивать аргументировано своё мнение .

Сочинение на тему: “актуальность произведений А. П. Чехова “

Всем известны маленькие рассказы А. П. Чехова. Писатель – один из немногих, кто смог в кратких формулах выразить отношение человека к жизни и занимаемому им положению. “Чехов написал 500 рассказов, и они, как осколки огромного зеркала, отразили огромную Россию… и прав был один из современников Чехова, сказавший, что если бы Россия исчезла вдруг с лица земли, то по чеховским рассказам ее можно было бы восстановить до мельчайших подробностей… ” – писал Л. Емельянов. А зачем нам, живущим, сто лет спустя после их появления эти маленькие

19 стр., 9325 слов

Природа нравственного в человеке сочинение по леди макбет

... Голован». Бойся человека, Бог которого на небе Б.Шоу. Организация урока. 1.Вступительное слово учителя. Очерк “Леди Макбет Мценского уезда” впервые опубликован в журнале “Эпоха” в 1865 году под названием “Леди Макбет нашего ... а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14). Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувствами. Бездна нравственного падения ...

осколки?

По ним мы можем воссоздать картину не только чеховской эпохи, но и современной России. Ведь те вопросы, что ставит Чехов в своих маленьких рассказах, актуальны и сегодня. Самое главное – ощущение своего места в мире.

Ведь как человек в том, или оном обществе поставит себя, так его и будут принимать окружающие. Ярким примером этим словам служит рассказ “Маска”. На бал-маскараде появляется маска, главный герой произведения.

Он устраивает скандалы в тихом уголке читальне на балу. Окружающие начинают возмущаться его поведением. Но как только он снимает маску, все узнают в нем местного

миллионера Егора Нилыча Пятигорова. И естественно, что только он мог позволить себе так вести себя.

Другие персонажи менее уверены в своем статусе. Хотя в начале рассказа они ведут себя вполне уверенно. “Я просил бы вас потише, – сказал один из интеллигентов, поглядывая на маску через очки. – Здесь читальня, а не буфет… Здесь не место пить”.

Представление в начале рассказа столкновение маски с интеллигентами носит иронический характер и не терпит ни малейшего компромисса. Кажется, что маска ведет себя вполне естественно и даже немного оригинально на бал-маскараде. Люди, забившиеся за столики с газетами, лишь портят атмосферу веселости и праздничности. Эту атмосферу и нарушает вошедшая маска.

Маска скрывает истинное лицо незваного гостя. Наверное, потому что “интеллигенты” и не собирались терпеть его хамство. В адрес маски звучали угрозы, но несмотря на это поведение его не изменилось. Разве эта ситуация не из нашей жизни?

Когда незнакомцу мы можем порой нагрубить без колебаний. Если же слова не возымели силу, то, как правило, мы вспоминаем наших именитых родственников и собственные заслуги. Так поступают и чеховские герои. Сатирическая подоплека высказываний гостей в сторону маски понятна, когда герой снимает маску. “В “Маске” хамелеонство раскрывается как своего рода болезнь общества”, – отмечал Л. Емельянов.

И имя этой болезни – угодничество. Человек в мире Чехова, и в современном обществе готов унизить себя, лишь бы оказаться вновь в выгодном положении. Идея заложенная писателем в рассказе, актуальна в любое время. Важным здесь оказывается не то, какое положение человек занимает, а то, как он ощущает себя в этом положении. Ведь лебезят и интеллигенты в рассказе “Маска”.

Облик любого человека скрывает маска, но за ней может быть как истинное, так и ложное лицо. Не следует слепо подчиняться силе обстоятельств, и тогда со временем не погаснет “способность к сопротивлению”. И такой человек не будет постоянно терять свое истинное лицо.

Основные значения термина в словарях

В словарях и энциклопедиях дано множество значений слова «актуальность», которое происходит от латинского слова actualis и переводится как «деятельный». Рассмотрим некоторые из них.

В Большой Советской Энциклопедии дано определение: «Актуальность — это важность, значительность чего-либо в настоящий момент, современность, злободневность». То есть само понятие временное, характеризует те моменты, которые волнуют людей в данное время.

6 стр., 2956 слов

Роль слова в жизни людей. Слово как средство общения

... могло заменять сочинение на заданную факультетскую тему. Пыпин, Мои заметки. Способ связи двух или нескольких самостоятельных слов и предложений. Роль слова в жизни общества Не ... человека оценивают по его поведению, манере разговаривать, на сколько он вежлив и тактичен. Элементарные слова «Здравствуйте!» или «До свидания!», указывают на высокий уровень социального этикета. Самое главное в ...

В философской энциклопедии дано следующее определение слова. Актуальность – это учение, идущее от древнегреческого философа Гераклита, которому приписывают известную фразу: «Всё течёт, всё меняется». Теория основывается на том, что жизнь постоянно движется вперёд, происходит становление, и жизни без изменений не существует.

Критерий актуальности

Для своевременного изучения и решения вопроса в науке применяют специальный параметр. Критерий актуальности показывает важные в данный момент исследования и отвечает на социальный заказ общества. Он динамичный, подвижный, зависит от обстоятельств и времени.

Актуальность работы – это параметр, показывающий степень несоответствия между спросом и предложением на практические рекомендации, научные идеи в настоящий момент.

Актуальность в гештальт-терапии

В середине XX столетия возник новый метод психотерапевтического консультирования, который основывался на стремлении человека к расширению формирования сознания, принятии ответственности за происходящее с собой и актуальности. В основе терапии использовался принцип «сознательного сознания»: проживание конкретной ситуации «здесь и сейчас» и осознанное присутствие человека в таком проживании. Терапевты в гештальте работают с теми проблемами, которые волнуют пациента в данное время. Осознание и концентрация на значимом настоящем – центральные понятия теории.

Актуальность – это принцип в терапии гештальт, показывающий, что самое важное и злободневное для человека происходит всегда в настоящий момент времени и именно в данном месте, где он находится.