«Науку составляют знания, логически соединенные в систему и проникнутые идеею»
М. Куторга.
«Искусство (ехperimentum) — опыт, проба»
Перевод с латинского.
«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать»
Л. Н. Толстой.
Мною не случайно взяты в качестве эпиграфа характеристики терминов «наука» и «искусство».
При рассмотрении данной темы, на мой взгляд, необходимо обозначить некие критерии, согласно которым, в последствии, мы и сделаем заключение о принадлежности педагогической деятельности к одной из указанных сфер (или, соответственно, к обеим).
Сразу оговорюсь — я лицо не только заинтересованное (в силу принадлежности к данной профессии), но и абсолютно уверенное в том, что деятельность педагога не просто принадлежит к сфере искусства – она и есть искусство.
Но об этом позже, а сейчас давайте обратимся к теории вопроса.
Своим происхождением учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного разделения труда сформировался специфический тип деятельности, назначение которой — подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.
Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в. существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. Но правильно ли это? Мнения на этот счёт различны.
Например, профессор А. И. Пискунов отмечал: «Фактически в самой этой формулировке содержится уже логическая ошибка: наука не может быть одновременно и не наукой». В изданном в 1835 г. пособии «Руководство к педагогике, или науке воспитания» он писал: «Полное и систематическое изложение теории воспитания называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство… »
К.Д. Ушинский отмечал, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания.
«Лишь идея, а не техника и не талант, – подчеркивал Павел Петрович Блонский, – может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика». Такой же точки зрения придерживался А.С. Макаренко.
Филология: слово – практическая деятельность – знание – область ...
... смыслом, как это делает философия, а смыслом, живущим внутри слова и одушевляющим слово. Филология есть искусство понимать сказанное и написанное. Поэтому в область ее непосредственных занятий входят язык и ... лишь в тех вспомогательных дисциплинах филологии, которые не являются для нее специфичными. Филология, как мне представляется, никогда не станет «точной наукой»: в этом ее слабость, которая ...
С другой стороны, все люди — разные, к каждому нужен определенный подход. Кто-то лучше воспринимает информацию зрительно, а кто-то — на слух; кто-то будет стараться, чтобы получить одобрение, а кто-то — чтобы избежать наказания; форма подачи материала тоже может быть разной — одним нужен четко составленный план с основными пунктами, а другим — диалог с учителем, например.
Подводя итог сказанному, хочу обратиться к словам Д. Дидро: «Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Не это ли и есть ежедневный поиск педагога?
И разве не искусство — умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях, умение организовывать жизнь детей, умение требовать и доверять, умение играть с детьми, умение оценивать ситуацию с различных сторон, умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное, умение в случайном факте увидеть существенное, умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия, умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями, предусмотреть бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. На мой взгляд – это искусство! Искусство владения педагогическим мастерством. Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
А основа учительского мастерства — знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса. Без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Многовековой опыт обучения и воспитания подрастающих поколений, результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности – это и есть педагогическая наука.
Таким образом, очевидно, что педагогическая профессия, без синтеза обеих составляющих, никогда не даст полноценного результата. Мастерство в совокупности с творческим потенциалом – вот качества истинного педагога!
Я каждый день ощущаю себя и актрисой и учёным, и учителем и учеником, а самое главное – творцом нашего будущего поколения. И тут уж, поверьте, и без науки, и без искусства – никуда…
Искусство, религия и наука в целостной системе культуры
... старой науки и науки новой) (19 в) Суентизм (от scince) – вера во всесилие науки. Наука может все, антиклирикальная направленность (клирик – священник). Наука и религия пересекается только в самом человеке. Искусство язык искусства О явном прогрессе в искусстве ...
Закончить мне хочется словами замечательного педагога С. Соловейчика: “Воспитание и обучение
детей — это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика — наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство”