Коллеги — педагогический журнал Казахстана (8)

Эссе на тему: «Классическая музыка в школе как средство развития интеллектуального уровня школьников».

Музыка способна оказывать известное воздействие на

этическую сторону души; и раз музыка обладает такими

свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в

число предметов воспитания школьников.

Аристотель

Когда дети приходят в школу, их в первую очередь учат писать и читать. Без этого нельзя. Это тот минимум знаний, без которого нет человека. Но этого мало. Человек должен и мыслить и чувствовать, уметь мыслить и чувствовать. Каждое умение надо воспитывать.

И тут неоценимую помощь может оказать музыка.

Музыка – могучий источник мысли. Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности.

Любой человек, окончивший среднюю школу, не только знает о существовании Пушкина, Абая, Лермонтова, Муканова, Валиханова, но и назовет их произведения и даже сможет что-то процитировать. Ведь этого нельзя не знать. Но вот когда звучит кюй Курмангазы, «Лунная соната» Бетховена, многие не могут сказать, что звучит и назвать композиторов.

И вот тут возникает вопрос: может ли человек, не владеющий не только каким- либо музыкальным инструментом, но даже своим собственным голосом, разобраться во всех тонкостях музыкального произведения, если оно не примитивно, если оно создано из удивительных хитросплетений различных голосов и инструментов?

Главная цель моих уроков – научить ребят, в первую очередь, искусству слушания музыки. Для решения этой задачи необходимо решить и другой вопрос – вопрос дисциплины. Вопросы, разговоры, касающиеся темы урока естественны, а во время слушания музыки должна быть абсолютная тишина. А как этого добиться? Как убедить в этом ребят? Я вижу единственный способ –

13 стр., 6243 слов

Жизнь значит чувствовать мыслить страдать. Жить значит чувствовать, ...

... есть красота жизни. Жить значит чувствовать, мыслить, страдать… Мы гонимся за карьерой, теряя близких людей. Испытав боль, мы начинаем страдать и переосмысливать ... Рушатся привычные родственные связи, и вместе с тем рождаются новые мораль и нравственность. С особым ... нечеловеческих условиях. Его страдания передаются читателям. И, несмотря на то, что между современностью и временем, описанным в ...

учитель должен быть сам предельно увлечен предметом своего рассказа и таким образом, увлечь своих учеников.

На своих уроках стараюсь поразить, увлечь, потрясти открытием, рассказать о произведениях так, чтобы ребята были предельно увлечены. Так как самое главное на уроках – научить слушать музыку. Ведь таким образом я закладываю фундамент, на котором вырастет подлинный интерес к музыке, а потом уже каждый может идти к ней своим путем.

Мало научиться слушать, нужно научиться и слышать то, что заложено в произведении. Надо научиться его понимать, осмысливать, а не просто ограничиться чисто внешним восприятием: красиво, приятно, сильно.

Из опыта работы я пришла к одному выводу. Никогда нельзя говорить: «Вы услышите в этой музыке…» Дело в том, что восприятие музыки дело весьма субъективное. И даже в «Танце с саблями» Хачатуряна вовсе не обязательно, что бы каждый слышал звон оружия и видел картины боя, а в произведениях Римского-Корсакова картины моря. После прослушивания «Полет шмеля» Римского-Корсакова некоторые ребята услышали завывание вьюги, бег сказочных персонажей. Я даю положительную оценку всех ребят, все они по-своему правы.

На уроках я стараюсь разнообразить формы рассказов о музыке. Так, урок, посвященный музыке Бетховена к трагедии «Эгмонт», я вела с учителем истории Гавришевской Н.А. ,она давала историческую справку о графе Эгмонте и Нидерландской революции, Я рассказывала о музыке Бетховена.

Прежде, чем познакомиться с творчеством М. Тулебаева, я дала ребятам задание почитать народную поэму «Айтыс Биржана и Сары». Учитель казахской литературы Оразбаева А.А. рассказала биографические данные из жизни двух знаменитых казахских акынов. Рассказ учителя я сопровождала фрагментами оперы.

Отличительной чертой творчества П.И. Чайковского является его близость к народному творчеству. В первую очередь предлагала послушать те произведения, в которых звучали народные песни, уже знакомые ребятам. Таким образом, симфоническое произведение стало более доступным к слушанию.

На каждом уроке я говорю о том, что композитор пишет о людях, о времени, о своей эпохе. Наглядным примером является «Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича, которая в основном была написана в осажденном Ленинграде и опера Г.Жубановой «Двадцать восемь», о легендарных сражениях казахстанцев-панфиловцев под Москвой. Неизгладимое впечатление на детей производит мое творческое задание о том, чтобы дети изобразили свои мысли, впечатления и переживания.

Знакомство с музыкальными жанрами, в частности с маршем, я начала со стихотворения С. Маршака «При упоминании о марше».

Из своего педагогического опыта я сделала вывод, что музыкальный педагог не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и историком, этнографом, знать русскую и казахскую литературу, живопись, чтобы решить необычайно увлекательную задачу – открыть красоту всех жанров , а главное классической музыки на уроках.