Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В. Г. Белинский). По повести И. С. Шмелева «Солнце мертвых

1. Рассказ-воспоминание. 2. Точка зрения рассказчика и героев. 3. Судьба людей в условиях красного террора.

Свое сочинение мне хотелось бы посвятить повести Ивана Сергеевича Шмелева «Солнце мертвых». Творчество Шмелева само по себе долгое время было неизвестным в России, поскольку в произведениях этого автора было много нелестного для Советской власти. К счастью, ситуация изменилась. И сегодня все произведения И. С. Шмелева хорошо известны читателю. Без творчества этого писателя наше знакомство с литературой русской эмиграции было бы недостаточно полным.

Повесть И. С. Шмелева действует на читателя угнетающе. Невозможно спокойно следить за сюжетной линией. Возникает чувство неприятия той действительности, о которой говорит Шмелев. Однако не возникает даже и тени сомнения, что автор исказил действительность. Невозможно представить, что такое можно придумать. Сразу понимаешь, что писатель был очевидцем описанных событий.

Повесть рассказывает об обычном, заурядном, повседневном существовании человека в голодном Крыму после взятия его красными. Произведение получает название «эпопея», именно так назвал его сам автор. Повествование ведется от лица автора. Это рассказ-воспоминание о времени после прихода красных. Образ рассказчика имеет огромное значение. Ему принадлежит так называемая летописная функция — это «летопись ежедневных злодеяний красных», повествователь говорит о поведении тех, «которые убивать ходят». Летопись фиксирует все события. Из произведения мы узнаем о самых разных героях, судьбы которых не могут оставить нас равнодушными. Каждый герой обязательно высказывается о советской власти. На страницах повести кипит непрерывный митинг. Узнав точку зрения разных героев, мы получаем возможность осмыслить события с разных сторон. Например, если говорить о точке зрения доктора, то он оценивает их с социально-философской точки зрения. Доктор обращается к Достоевскому, через него осмысляет происходящее. Доктор рассуждает о «помойке» и о «вшивой революции». Это то самое «торжество воши», которое предсказал Достоевский. В повести мы встречаем такое определение происходящему: «дерзание вши бунтующей, пустоту в небесах кровяными глазками узревшей». «Пустота в небесах» — это отсутствие Бога. Повествователь также пытается осмыслить действительность. То, что происходит — это величайшее преступление против самой цивилизации, «возвращение» к пещерным временам. Читатель все больше убеждается в уникальной бесчеловечности эксперимента — революции и гражданской войны. Шмелев был очевидцем всего происходящего. И поэтому его произведение так правдиво и достоверно. Мы видим, как происходит крушение райского порядка. Крым — благодатный край, который оказался превращен в нечто чудовищное. В этом краю живут разные люди, многие из них оказываются выпавшими из исторического времени — пенсионеры. До настоящего времени жизнь в Крыму была настоящей идиллией. После прихода красных все изменилось.

10 стр., 4532 слов

Русская культура и революция

... состояния. 2. Кризис классической культуры и "русский культурный ренессанс" Многообразие боровшихся на политической арене сил, особый характер русской революции оказывали влияние на культуру, творческие и идейные искания ее деятелей, ...

Заслуживают пристального внимания описания животных. Они жили рядом с людьми, были окружены заботой и вниманием. Животные трогательно беззащитны: павлин Павка, корова Тамарка, курочки, которых не в состоянии съесть герой. Голод, который наступил в благодатном райском уголке, Крыму, не только отнял у людей возможность жить нормальной жизнью, но и лишил животных человеческой заботы. И домашние животные этого не понимают, по-прежнему держатся рядом с людьми, буквально вымаливают крохи пищи. В повести мы видим явное сопоставление идиллического уголка и разрухи, которая стала идиллией красных. Райский уголок превращается в место жестокого существования людей. Автор постоянно проводит сопоставление «вчера» и «сегодня», таким образом отражая суть всего происходящего. Созданы особые условия, которые противостоят обычному человеческому существованию. Мы узнаем, что доктор похоронил свою жену в домашнем кухонном шкафу, в котором еще остался запах варенья (именно там раньше, в мирное время, хранились банки с вареньем).

Доктор говорит, что ей будет не так тяжело с этим ароматом, который связан со счастливым мирным временем. Все высказывания героев, даже на первый взгляд незначительные, заставляют читателя с особой остротой осознать, сколько бед и несчастий принесла мирным людям революция. Еще несколько десятилетий назад повесть Шмелева «Солнце мертвых» не могла быть разрешена в стране победившего пролетариата. А теперь мы понимаем — это наша история. Кровавые и чудовищные страницы которой необходимо знать не менее пафосных и патриотических.

Если ограничиться точкой зрения доктора, то это крайне пессимистическое мнение — «дерзание вши бунтующей». Но если обратить внимание на точку зрения повествователя, то мы видим, что этого трагического определения явно недостаточно. Автор не может ограничиться таким познанием происходящего. Повествователь говорит о сомнениях в вере. Этим начинается повесть, возникает мысль, что и Бога нет.

Все происходящее заставляет повествователя усомниться в этом, он пытается объяснить, что пути Господни неисповедимы, что есть высший замысел, ради которого было послано в мир это проклятье. В повести есть внутренний сюжет — преодоление сомнений в вере самого повествователя. В итоге сомнение было преодолено, вера вновь обретена.

Автор чувствует боль своих соотечественников, оказавшихся в нечеловеческих условиях. Его страдания передаются читателям. И, несмотря на то, что между современностью и временем, описанным в повести — огромный промежуток времени, оно не может оставить равнодушным читателя. Повествователь не просто рассказывает свои впечатления, он делится своими мыслями о судьбе людей в условиях красного террора, о судьбе всей страны, которая оказалась во власти «вши бунтующей». Писателю выпало нелегкое испытание — стать очевидцем страшных событий. И это произведение стало закономерным и справедливым их итогом.

Роман-эпопея «Тихий Дон» — это произведение о ломке традиционного уклада жизни и быта донских казаков в период революции и Гражданской войны. Основное внимание уделяется семье Мелиховых, где все хорошо знают цену хлеба. Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейный уклад Мелиховых. Рушатся привычные родственные связи, и вместе с тем рождаются новые мораль и нравственность.

25 стр., 12490 слов

Трагедия Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

... Трагедия Григория Мелехова, в конечном счёте – именно в отрыве от революционного народа, утверждающего в жизни высокие идеалы нового общества. Разрыв Григория ... добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, ... Григория Мелехова, в закономерностях его становления художник увидел возможность рельефного раскрытия процессов, которые порождала революция ...

С особым проникновением Шолохов показал сложный, нелегкий путь главного героя Григория Мелихова.

Григорий — центральная личность в семье Мелиховых, и трагедия его судьбы переплетается с трагедией его близких, родных.

В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень — веселый, статный, сильный, зверевато-красивый. Григорий исключительно цельная, чистая натура. Он освещен светом, как бы исходящим из разных источников, — тут и кодекс чести и славы, и напряженный крестьянский труд, и удовольствие в народных гуляниях, и чувство первой любви.

Первая мировая война, несомненно, ожесточила сердце Григория, но не лишила его человечности. Именно в эти годы в характере Григория еще более проявляются независимость, гордость, чувство высокого человеческого достоинства.

Трагедия Григория отчасти в том, что он не может понять всей сложности и трудности установления новых норм жизни. Он обобщает сразу все дурные проявления «неравенства», «пьянства от власти» и отбрасывает вместе с ними остальное. Это его беда, а не вина, она закономерна для человека, который не в силах сразу и до конца осмыслить трудный путь революции.

Мелихову были свойственны колебания, но в отличие от многих, он почувствовал в существе революции нечто большее. Он борется не только за землю и волю. Григорий хочет знать, что нового даст Октябрь казакам не только в экономическом и правовом, но и в нравственном смысле.

Главный герой «Тихого Дона» мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта. Главное для Григория — поиск истины. По ходу сюжета он испытан тяжким крестьянским трудом у себя на хуторе и легкой, сытой жизнью в имении Листницких Ягодном, властью и карой, красными и белыми.

В тревожные дни революционных событий Григорий совершает немало ошибок. Он требует от жизни учета и анализа не просто деяний и поступков, но и побуждений, которые их вызвали. Временами в душе Григория спасительным факелом вспыхивает иллюзия третьего пути. Но эта дорога в годы суровых классовых битв оказывает несостоятельной. И в этом вина Григория, за что его ожидает, как и всякого трагического героя, возмездие.

Григорий идет своим путем, он искренне любит Аксинью, ради любви готов переносить тяготы жизни. Когда он не находит своего места на хуторе, он пытается найти счастье в семье, любви. Он честен перед собой и людьми, с которыми живет.

Однако в финале Шолохов не дает однозначного ответа. Автор подчеркивает противоречивость образа Мелихова. С одной стороны, душа Григория — как выжженная «черными полами» степь, с другой — он не утрачивает до конца «очарование человека». Григорий — человек, который много перечувствовал, перестрадал, пережил горькие утраты.

Участь Мелихова в банде Фомина жалкая, незавидная, но натура его и здесь остается такой же смелой и негнущейся.

Григорий Мелихов — гордая, вольнолюбивая личность. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим ходом жизни.

У него есть силы, для того чтобы воспитать единственно дорогое существо — сына. Мы верим, он будет жить по закону чести.

3 стр., 1018 слов

А.И.Солженицын. Жизнь и творчество

... над "Архипелагом ГУЛАГ" и другими произведениями. На фото: сыновья писателя Ермолай и Степан Солженицыны, Виктор Лозинский. 1992 г. Творчество, В 1959 Солженицын написал рассказ «Щ-854» о жизни простого заключённого из ...

Человеческая жизнь очень удивительна и коротка. Порой, проживая жизнь, мы так и не успеваем понять главного. У каждого из нас есть своя судьба, свое предназначение. Часто люди гоняться за деньгами, упуская самое главное — поистине богат не тот у кого есть деньги, а тот у кого чуткое сердце. Тот кто способен оценить красоту северного сияния, почувствовать свежесть утренней росы, насладиться запахом благоухающей розы, пройти все испытания вместе с героями любимой книги. Вот оно, настоящее богатство.

Мы гонимся за материальным ценностями, упуская самого главного…Мы начинаем ценить, только потеряв, но в этом и есть красота жизни.

Жить значит чувствовать, мыслить, страдать… Мы гонимся за карьерой, теряя близких людей. Испытав боль, мы начинаем страдать и переосмысливать свои поступки, цели, желания. Только пройдя все испытания, мы можем ощутить весь сладкий вкус победы. Мы страдаем от безответной любви, но вместе с этим она вдохновляет нас на подвиги. Мы живем пока чувствуем, мыслим, страдаем, ведь в этом и есть истинная красота жизни.

Помоги другу. Поделись ссылкой

Поэт и родина в лирике Ахматовой

Творчество незабвенной великой поэтессы Анны Ахматовой поражает своим разнообразием и глубиной. Она касалась не только насущных женских тем, чем стала родной многим представительницам слабого пола, но обращалась и к вечным проблемам бытия. Также Анна Ахматова не боялась отражать свое отношение к реальной действительности, что было в начале 20-го века не только трудно, а, прежде всего, и опасно. Потому что это было время величайшего выбора для страны – кто-то шел за новым строем, кто-то ратовал за старый. Представители двух этих лагерей становились злейшими врагами. И лишь немногим удавалось оставаться посередине и жить своей внутреннее неколебимой и свободной жизнью. У Ахматовой это получалось, потому что она была очень сильным и целеустремленным человеком. Так, она не раз заявляла, что не поддерживает тех, кто эмигрировал из России. Ахматова утверждала, что место человека там, где он родился, и ни при каких условиях не хотела покидать Родину.

Сочинение на тему жить значит мыслить чувствовать страдать

В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить Одним из таких людей стал Александр Исаевич Солженицын Российский читатель узнал о нем в начале шестидесятых после публикации в журнале “Новый мир” рассказа “Один день Ивана Денисовича” Это произведение ввело в литературу новую лагерную тему Б рассказе А И Солженицын стремился показать характер русского народа, лагерную жизнь глазами простого русского человека Потом писатель начинает работу над историческим произведением “Архипелаг ГУЛАГ”, материалом для которого служат письма узников сталинских лагерей После выхода в свет “Архипелага” А.И Солженицын был насильственно выдворен из родной страны Только через полтора десятилетия великий писатель получил возможность вернуться на Родину Б конце восьмидесятых состоялось возвращение А И Солженицына российскому читателю, благодаря тому же “Новому миру”, в котором начал печататься “Архипелаг ГУЛАГ” Стало ясно, что молчать о творчестве писателя нельзя Ведь Солженицын лучше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос “Кто мы есть?” А И Солженицын родился в семье зажиточных крестьян Специального литературного образования он не получил, но последние два предвоенных года проучился на филологическом факультете Московского института философии и литературы Был призван в армию, окончил артиллерийское училище Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А И Солженицына постигает арест, тюрьма и лагерь Сам Солженицын о своем аресте писал “Страшно подумать, что б я стал за писатель (а стал бы), если б меня не посадили” Лагерный срок окончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак, по приговору врачей жить оставалось меньше месяца Это был страшный момент в жизни писателя Б близости смерти, в ожидании своей участи А И Солженицын видел возможность постановки самых важных, последних вопросов человеческого существования Прежде всего – о смысле жизни Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью Но А И Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что “возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель” После выписки из Ташкентского онкологического диспансера в 1955 году А И Солженицын задумал написать повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях Реализована идея была только почти через десять лет Попытки напечатать “Раковый корпус” в журнале “Новый мир” успехом не увенчались, а в свет повесть вышла в 1968 году заграницей Б “Раковом корпусе” сталкиваются два героя Один, прототипом которого в какой-то степени служит сам писатель, Олег Костоглотов, бьющий сержант-фронтовик, ожидавший в онкологическом диспансере смерти и чудом спасенный Другой -Павел Русанов, ответственный работник, профессиональный стукач, посадивший в тюрьму немало безвинных людей и на их страданиях построивший свое благополучие Вспоминая о тех, чьими судьбами он несправедливо распорядился, он не испытывает угрызений совести, в его душе только страх перед возможным возмездием Споры Костоглотова и Русанова, их борьба за выживание идут в то время, когда рушится сталинская машина, и для одного это – луч света, а для другого – развал созданного по крупицам мира Немалую роль в осмыслении происходящего играет литература Костоглотов задумывается над отечественной словес-ностью Не случайно появился в палате томик Льва Толстого Писатель Солженицын напоминает о гуманизме литературы XIX века с его ;;главным законом;; Толстого – любви человека к человеку Между Русановым и Костоглотовым помещается “проповедник нравственного социализма” Шулубин На первый взгляд кажется, что он-то и выражает мечты самого писателя Но впоследствии А И Солженицын сказал “Шулубин, который всю жизнь отступал и гнул спину, совершенно противоположен автору и не выражает ни с какой стороны автора” Намного ближе автору старички Николай Иванович и Елена Александровна Кадмины, прошедшие через лагерь и обретшие опыт и глубину жизни Именно у них был Олег после того, как неожиданно, под воздействием рентгена, отступила странная болезнь Костоглотов знает, что после выздоровления его ждет вечная ссылка в Уш-Тереке, но он как бы заново учится ценить то, что дано человеку Б “Раковом корпусе” почти не видно гулаговской реальности, она лишь чуть-чуть приоткрывается где-то вдали, на-поминает о себе “вечной ссылкой” Костоглотова Будни ракового корпуса писатель рисует спокойными, сдержанными красками Здесь изображена жизнь, скованная не колючей проволокой, а самой природой Угроза гибели нависает над человеком уже не со стороны государства, а изнутри человеческого тела, вызревая опухолью А И Солженицын словно приветствует все живое, снимая паутину с того, что наполняет человеческое существование, согревает его Тему жизнелюбия писатель рассматривает и с другой стороны Самодовольное жизнелюбие Максима Чалого столь же слепо и цинично, как и отношение к жизни Павла Русанова. Этих людей не останавливают духовные ценности, они способны смять все на своем пути Им чужда идея раскаяния, одна из заветных для А И Солженицына, в них спит или отсутствует совесть, поэтому труден их путь к людям, к истине, к добру Это отчасти ответ на вопрос, который задает Олег Костоглотов “Какова все-таки верхняя цена жизни? Сколько можно за нее платить, а сколько нельзя?” Для Олега больничная палата стала школой Понятна тяга его к простой жизни В финале Олег после сомнений и колебаний все-таки отказывается от свидания с Верой Гангарт, которое могло бы стать решающим в их непростых отношениях Он боится внести разлад в уже надломленную судьбу Веры и понимает, что их разделяет его болезнь, его положение ссыльного Выразительна сцена, когда перед отъездом Олег заходит по просьбе Демки, больного соседа-мальчишки, в зоопарк, где пережитое заставляет видеть прообраз измученного общества Эта сцена как стон, как крик “Самое запутанное в заключении зверей было то, что, приняв их сторону и, допустим, силы бы имея, Олег не мог бы приступить взламывать клетки и освобождать их Потому что потеряна была ими вместе с родиной и идея свободы И от внезапного их освобождения могло стать только страшней” Повесть А И Солженицына “Раковый корпус” была выбрана мной для рецензирования, потому что она заставляет задуматься о смысле жизни, о вопросах истины и добра Солженицын пишет саму жизнь, и она предстает перед нами во всей ее наготе, в мельчайших подробностях Она балансирует на грани смерти Поэтому сам термин “жизнь” у Солженицына глубоко осмыслен и ассоциируется в первую очередь со страданием Причем это страдание не одного конкретного человека, а народа в целом

2 стр., 729 слов

Сочинения | Сочинения 11 класс. «Гордость и беззаветная любовь ...

... никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда ... и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на ... вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. “В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей ...

10 стр., 4705 слов

Люди «дна» и «хозяева жизни» в произведениях М.Горького 1890-х ...

... жизни. Решение этого вопроса построено у писателя романтически. Так, любимые герои уже раннего Горького (рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш» и другие) выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира. В «Старухе Изергиль» ... в личность. Гордость не любит все общепринятое и обывательское. Так, герои произведения «Макар Чудра», Радда и Лойко предпочитают ...

Сочинение по рассказу Солженицына “Один день Ивана Денисовича”

Главной мыслью Солженицына в произведении “Один день Ивана Денисовича” становится та, о которой не принято было говорить отрыто. В том, что страна во время военных действий и после них погрузилась в беззаконие и полную несправедливости жизнь. И о том, что люди место того, чтобы отправится домой, восстанавливать практически из пепла то, что осталось после войны вместо этого отправлялись под трибунал и в лагеря. Нужно было срочно возродить государство, обеспечив население больницами, детскими садами, школами, кинотеатрами. Но как это сделать, если не хватает средств? Очень просто! Нужно всего лишь загнать больше народа в тюрьмы, и с помощью заключенных, практически за копейки восстановить страну.

1 стр., 405 слов

Образ и характеристика данко в рассказе “старуха изергиль” горького, ...

... – главная задача его жизни. Люди были настолько счастливы, что выйдут из леса, что даже не заметили подвига в поступке молодого человека. Данко падая на землю, уже ... главного героя произведения, и тогда наш земля станет только лучше! Данко в рассказе Старуха Изергиль Горького ... Кроме того, герой рассказа человек, характерными чертами характера которого являются сострадание и сочувствие. Это ...

Сочинение: Жить значит чувствовать, мыслить, страдать. По рассказу Горького Старуха Изергиль

Если к словам известного критика В.Г. Белинского «жить — значит чувствовать, мыслить, страдать» добавить «любить и жаждать подвига», они обретут конкретный образ: самую романтическую героиню Горького — старуху Изергиль. Рассказ М.А. Горького «Старуха Изергиль» композиционно состоит из трех частей: исповедь самой Изергиль и две легенды, поражающие своей силой противоположностей характеров героев — Данко и Ларры. Данко и Ларра — герои-антиподы. Один живет и погибает во имя спасения людей. Ларра же, наоборот, живет только для себя и готов убить любого, кто не признает его желаний. Ларра, сын женщины и орла, красивый, гордый, смелый; вступает в конфликт с племенем и убивает девушку только за то, что она не захотела стать его наложницей. Язык Изергиль прост, ей ведь и невдомек, что, когда Ларра отвечал племени, что «хочет сохранить себя целым», он выражал целый ницшеанский комплекс: гордость, индивидуализм, эгоцентризм, презрение к простому человеку, отщепенство, разрушение морали «отцов». По мысли Изергиль, главным было зло, которое творил Ларра людям, и наказание, которое понес. Осужденный на одиночество, «отверженный», «выкинутый вон», «Ларра приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел». Его нельзя было убить физически, но можно было уничтожить морально. Но до осмысления всей тяжести наказания Ларра несколько десятков лет досаждал людям, творя беззаконие. Однако теперь в его глазах столько тоски, что «можно было бы отравить ею всех людей мира. Так с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти». В понимании Изергиль, «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Какова же жизненная позиция другого героя — Данко? Легенда о Данко имеет библейскую параллель — историю о том, как Моисей вывел древних иудеев из египетского плена на родину. Правда, Моисей сорок лет вел своих соотечественников, молясь о спасении народа, и, после того как Господь открыл пророку десять заповедей спасения души, Моисей начертал их на скрижалях как единственный и непреложный план устройства земной жизни и человечества, погрязшего в грехах самомнения, зависти, чревоугодия, прелюбодеяния, ненависти. Но Данко не Моисей. Данко вывел людей из непроходимого леса и смрадного болота, освещая им путь своим горящим сердцем. Однако Данко упал и умер, как только вывел людей на свободную землю. Но «люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает с трупом Данко его смелое сердце». Старуха Изергиль не осуждает людей за равнодушие по отношению к тому, кто ради них готов был погибнуть. Для Изергиль главным в человеческом существовании остается не благодарность ближних, а способность человека совершить тот или иной подвиг. Так, в семнадцать лет она отомстила румыну за предательство, уничтожив его хутор, мельницу и весь хлеб. Она меняет страны и возлюбленных, стремясь навстречу испытаниям. Ее жизненный путь проходит через турецкий гарем и болгарский монастырь. Спасая очередного возлюбленного Аркадэка, ей пришлось убить часового. Но, когда Аркадэк сказал, что будет ей всегда благодарен, ей стало скучно с ним, и она ушла. Ушла, потому что ей необходима была любовь, а не благодарность. Всю свою долгую жизнь старуха Изергиль чувствовала, мыслила, страдала, стараясь дойти до сути. Ей не понять мораль многих: «…Вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу, что же тут — судьба? каждый сам себе судьба!» Можно соглашаться или спорить со старухой Изергиль, вечным останется ее подход к жизни: «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать».

2 стр., 540 слов

Рассуждение Влияние языка в жизни людей

... иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». И всё же какое влияние на человека оказывает быстро изменяющийся язык? Непосредственное. Язык помогает выражению чувств и мыслей людей ... в речи, что уж говорить об остальных, и как ориентироваться если: « …одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер»…». Одна из показательных сфер деятельности, ...

Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

Похожие материалы:

  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? — —
  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? — —
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? — —
  • Примеры проблемных вопросов, входящих в 3-ю часть КИМов по литературе — —
  • В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») — —
  • Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») — —
  • Есть ли будущее у Григория Мелехова? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») — —
  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (по пьесе М. Горького «На дне») — —
  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Теория Родиона Раскольникова ее несостоятельность и крушение

Идея Раскольникова с самого ее зарождения была обречена на провал. Не потому, что она не верна, ведь на самом деле мир делится на “сильных мира сего” и “тварей дрожащих”, а потому что сознание главного героя не способно было выдержать зависимость свою от этой теории. Раскольников, неплохой теоретик, продумав все свои действия до мельчайших подробностей, не учел собственных человеческих качеств, он забыл о совести, стыде, естественном страхе, присущем человеку. Герой, по сути, решается не на убийство, а на великий акт самопознания, и вот теперь, после случившегося, в нем и разыгрывается страшная трагедия самоузнавания и самообмана. Чем больше он узнает себя, тем больше чувствует в себе присутствие человеческого начала, тем страшнее ему становится, тем дальше уходит он от желаемого результата, тем настойчивее пытается себя обмануть. Больше всего герой терзается своими мучениями.

Сочинение на тему “Певцы” Тургенева

Одним из самых запоминающихся и ярких героев данного рассказа является образ Николая Ивановича. Второстепенный персонаж проживает свою жизнь в обычной глубинке, владеет собственным кабаком, продает посетителям вино.

Автор отмечает, что Николай Иванович – дружелюбный и очень гостеприимный хозяин. Местные жители хорошо проводят свое время в его кабаке, так как у хозяина есть способность притягивать людей к себе. Общение с ним доставляет огромное удовольствие всему населению глубинки. Тургенев акцентирует внимание читателей на том факте, что вовсе не вино является причиной присутствия такого огромного количества гостей в этом заведении, это хозяин – главный виновник такого скопления народа. Местные жители очень уважают его.

Как я понимаю смысл названия романа «Война и мир»

На первый взгляд может показаться, что роман «Война и мир» назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805-1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения. Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово «мир» представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых — человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова «мир»: «мир» — состояние отсутствия войны и «мир» — человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма «мир».

Интересное образование

Поколение отцов в романе Тургенева “Отцы и дети”

Основной конфликт романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключается в идейном столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического. Представителем молодого поколения в романе является разночинец Евгений Базаров, проповедующий нигилизм – учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в идеологическом споре являются братья Кирсановы, которые, по мнению самого автора, представляют собой лучшую часть дворянства того времени. С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах. ” – так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в двести душ, которое он называет “фермой”.

Похожие материалы

  • «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А. П. Чехов)

Если к словам известного критика В.Г. Белинского «жить — значит чувствовать, мыслить, страдать» добавить «любить и жаждать подвига», они обретут конкретный образ: самую романтическую героиню Горького — старуху Изергиль.

Рассказ М.А. Горького «Старуха Изергиль» композиционно состоит из трех частей: исповедь самой Изергиль и две легенды, поражающие своей силой противоположностей характеров героев — Данко и Ларры. Данко и Ларра — герои-антиподы. Один живет и погибает во имя спасения людей. Ларра же, наоборот, живет только для себя и готов убить любого, кто не признает его желаний.

Ларра, сын женщины и орла, красивый, гордый, смелый; вступает в конфликт с племенем и убивает девушку только за то, что она не захотела стать его наложницей. Язык Изергиль прост, ей ведь и невдомек, что, когда Ларра отвечал племени, что «хочет сохранить себя целым», он выражал целый ницшеанский комплекс: гордость, индивидуализм, эгоцентризм, презрение к простому человеку, отщепенство, разрушение морали «отцов». По мысли Изергиль, главным было зло, которое творил Ларра людям, и наказание, которое понес. Осужденный на одиночество, «отверженный», «выкинутый вон», «Ларра приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел». Его нельзя было убить физически, но можно было уничтожить морально. Но до осмысления всей тяжести наказания Ларра несколько десятков лет досаждал людям, творя беззаконие. Однако теперь в его глазах столько тоски, что «можно было бы отравить ею всех людей мира. Так с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти». В понимании Изергиль, «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Какова же жизненная позиция другого героя — Данко? Легенда о Данко имеет библейскую параллель — историю о том, как Моисей вывел древних иудеев из египетского плена на родину. Правда, Моисей сорок лет вел своих соотечественников, молясь о спасении народа, и, после того как Господь открыл пророку десять заповедей спасения души, Моисей начертал их на скрижалях как единственный и непреложный план устройства земной жизни и человечества, погрязшего в грехах самомнения, зависти, чревоугодия, прелюбодеяния, ненависти. Но Данко не Моисей. Данко вывел людей из непроходимого леса и смрадного болота, освещая им путь своим горящим сердцем. Однако Данко упал и умер, как только вывел людей на свободную землю. Но «люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает с трупом Данко его смелое сердце». Старуха Изергиль не осуждает людей за равнодушие по отношению к тому, кто ради них готов был погибнуть. Для Изергиль главным в человеческом существовании остается не благодарность ближних, а способность человека совершить тот или иной подвиг. Так, в семнадцать лет она отомстила румыну за предательство, уничтожив его хутор, мельницу и весь хлеб. Она меняет страны и возлюбленных, стремясь навстречу испытаниям. Ее жизненный путь проходит через турецкий гарем и болгарский монастырь. Спасая очередного возлюбленного Аркадэка, ей пришлось убить часового. Но, когда Аркадэк сказал, что будет ей всегда благодарен, ей стало скучно с ним, и она ушла. Ушла, потому что ей необходима была любовь, а не благодарность.

Всю свою долгую жизнь старуха Изергиль чувствовала, мыслила, страдала, стараясь дойти до сути. Ей не понять мораль многих: «…Вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу, что же тут — судьба? каждый сам себе судьба!»

Можно соглашаться или спорить со старухой Изергиль, вечным останется ее подход к жизни: «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать».

В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить Одним из таких людей стал Александр Исаевич Солженицын Российский читатель узнал о нем в начале шестидесятых после публикации в журнале “Новый мир” рассказа “Один день Ивана Денисовича” Это произведение ввело в литературу новую лагерную тему Б рассказе А И Солженицын стремился показать характер русского народа, лагерную жизнь глазами простого русского человека Потом писатель начинает работу над историческим произведением “Архипелаг ГУЛАГ”, материалом для которого служат письма узников сталинских лагерей После выхода в свет “Архипелага” А. И Солженицын был насильственно выдворен из родной страны Только через полтора десятилетия великий писатель получил возможность вернуться на Родину Б конце восьмидесятых состоялось возвращение А И Солженицына российскому читателю, благодаря тому же “Новому миру”, в котором начал печататься “Архипелаг ГУЛАГ” Стало ясно, что молчать о творчестве писателя нельзя Ведь Солженицын лучше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос “Кто мы есть?” А И Солженицын родился в семье зажиточных крестьян Специального литературного образования он не получил, но последние два предвоенных года проучился на филологическом факультете Московского института философии и литературы Был призван в армию, окончил артиллерийское училище Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А И Солженицына постигает арест, тюрьма и лагерь Сам Солженицын о своем аресте писал “Страшно подумать, что б я стал за писатель (а стал бы), если б меня не посадили” Лагерный срок окончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак, по приговору врачей жить оставалось меньше месяца Это был страшный момент в жизни писателя Б близости смерти, в ожидании своей участи А И Солженицын видел возможность постановки самых важных, последних вопросов человеческого существования Прежде всего – о смысле жизни Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью Но А И Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что “возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель” После выписки из Ташкентского онкологического диспансера в 1955 году А И Солженицын задумал написать повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях Реализована идея была только почти через десять лет Попытки напечатать “Раковый корпус” в журнале “Новый мир” успехом не увенчались, а в свет повесть вышла в 1968 году заграницей Б “Раковом корпусе” сталкиваются два героя Один, прототипом которого в какой-то степени служит сам писатель, Олег Костоглотов, бьющий сержант-фронтовик, ожидавший в онкологическом диспансере смерти и чудом спасенный Другой – Павел Русанов, ответственный работник, профессиональный стукач, посадивший в тюрьму немало безвинных людей и на их страданиях построивший свое благополучие Вспоминая о тех, чьими судьбами он несправедливо распорядился, он не испытывает угрызений совести, в его душе только страх перед возможным возмездием Споры Костоглотова и Русанова, их борьба за выживание идут в то время, когда рушится сталинская машина, и для одного это – луч света, а для другого – развал созданного по крупицам мира Немалую роль в осмыслении происходящего играет литература Костоглотов задумывается над отечественной словес-ностью Не случайно появился в палате томик Льва Толстого Писатель Солженицын напоминает о гуманизме литературы XIX века с его;;главным законом;; Толстого – любви человека к человеку Между Русановым и Костоглотовым помещается “проповедник нравственного социализма” Шулубин На первый взгляд кажется, что он-то и выражает мечты самого писателя Но впоследствии А И Солженицын сказал “Шулубин, который всю жизнь отступал и гнул спину, совершенно противоположен автору и не выражает ни с какой стороны автора” Намного ближе автору старички Николай Иванович и Елена Александровна Кадмины, прошедшие через лагерь и обретшие опыт и глубину жизни Именно у них был Олег после того, как неожиданно, под воздействием рентгена, отступила странная болезнь Костоглотов знает, что после выздоровления его ждет вечная ссылка в Уш-Тереке, но он как бы заново учится ценить то, что дано человеку Б “Раковом корпусе” почти не видно гулаговской реальности, она лишь чуть-чуть приоткрывается где-то вдали, на-поминает о себе “вечной ссылкой” Костоглотова Будни ракового корпуса писатель рисует спокойными, сдержанными красками Здесь изображена жизнь, скованная не колючей проволокой, а самой природой Угроза гибели нависает над человеком уже не со стороны государства, а изнутри человеческого тела, вызревая опухолью А И Солженицын словно приветствует все живое, снимая паутину с того, что наполняет человеческое существование, согревает его Тему жизнелюбия писатель рассматривает и с другой стороны Самодовольное жизнелюбие Максима Чалого столь же слепо и цинично, как и отношение к жизни Павла Русанова. Этих людей не останавливают духовные ценности, они способны смять все на своем пути Им чужда идея раскаяния, одна из заветных для А И Солженицына, в них спит или отсутствует совесть, поэтому труден их путь к людям, к истине, к добру Это отчасти ответ на вопрос, который задает Олег Костоглотов “Какова все-таки верхняя цена жизни? Сколько можно за нее платить, а сколько нельзя?” Для Олега больничная палата стала школой Понятна тяга его к простой жизни В финале Олег после сомнений и колебаний все-таки отказывается от свидания с Верой Гангарт, которое могло бы стать решающим в их непростых отношениях Он боится внести разлад в уже надломленную судьбу Веры и понимает, что их разделяет его болезнь, его положение ссыльного Выразительна сцена, когда перед отъездом Олег заходит по просьбе Демки, больного соседа-мальчишки, в зоопарк, где пережитое заставляет видеть прообраз измученного общества Эта сцена как стон, как крик “Самое запутанное в заключении зверей было то, что, приняв их сторону и, допустим, силы бы имея, Олег не мог бы приступить взламывать клетки и освобождать их Потому что потеряна была ими вместе с родиной и идея свободы И от внезапного их освобождения могло стать только страшней” Повесть А И Солженицына “Раковый корпус” была выбрана мной для рецензирования, потому что она заставляет задуматься о смысле жизни, о вопросах истины и добра Солженицын пишет саму жизнь, и она предстает перед нами во всей ее наготе, в мельчайших подробностях Она балансирует на грани смерти Поэтому сам термин “жизнь” у Солженицына глубоко осмыслен и ассоциируется в первую очередь со страданием Причем это страдание не одного конкретного человека, а народа в целом

Другие сочинения:

  1. А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, И, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной Жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться беззаветно. Он Не только жил, но и писал. И оттого Read More ……
  2. А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию. И хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, он не только жил, но и писал. Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, Read More ……
  3. В своем творчестве А. С. Пушкин с удивительным мастерством сумел раскрыть самые лучшие стороны своей души – светлый оптимизм, веру в жизнь (несмотря на ее горести и заботы), гуманизм в самом лучшем смысле этого слова. Величием созданных им произведений, своей Read More ……
  4. Почти всегда на вопрос “Как поживаешь?” мы отвечаем “Хорошо” или “Нормально”. Говоря так, все мы имеем в виду приблизительно одно и то же: в данный момент в основных сферах жизни у нас все в порядке – не произошло никаких негативных Read More ……
  5. 12 февраля 1974 года А. И. Солженицын опубликовал обращение к интеллигенции, к молодежи, ко всем соотечественникам, в котором он призывал бороться с насилием в Советском Союзе. Когда насилие в стране набирает силу, оно кричит: “Я – насилие! Разойдись, расступись – Read More ……
  6. В СССР в сталинский период под негласным запретом нахо­дились книги Ф. М. Достоевского, не переиздавался и стал прак­тически библиографической редкостью “Толковый словарь жи­вого великорусского языка” В. И. Даля. Когда Солженицын находился в спецтюрьме № 16 (“Мар­финская шарашка”), где работал как Read More ……
  7. Солженицын начал писать в начале 60-х годов и получил известность в “самиздате” как прозаик и беллет­рист. Слава обрушилась на писателя после опубликования в 1962-1964 годы. в “Новом мире” повести “Один день Ивана Денисовича” и рассказов “Матренин двор”, “Случай на станции Read More ……
  8. Как много прекрасных чувств на земле! Но самое дорогое и возвышенное – это, несомненно, любовь! Каждый поэт и писатель для того и пишет свои произведения, чтобы раскрыть людям глаза на то, чего они не видят или не хотят чувствовать. Прекрасной Read More ……

Жить-значит чувствовать, мыслить, страдать

Сочинение. «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать» (В.Г. Белинский).

(По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

Если к словам известного критика В.Г. Белинского «жить — значит чувствовать, мыслить, страдать» добавить «любить и жаждать подвига», они обретут конкретный образ: самую романтическую героиню Горького — старуху Изергиль. Рассказ М.А. Горького «Старуха Изергиль» композиционно состоит из трех частей: исповедь самой Изергиль и две легенды, поражающие своей силой противоположностей характеров героев — Данко и Ларры. Данко и Ларра — герои-антиподы. Один живет и погибает во имя спасения людей. Ларра же, наоборот, живет только для себя и готов убить любого, кто не признает его желаний. Ларра, сын женщины и орла, красивый, гордый, смелый; вступает в конфликт с племенем и убивает девушку только за то, что она не захотела стать его наложницей. Язык Изергиль прост, ей ведь и невдомек, что, когда Ларра отвечал племени, что «хочет сохранить себя целым», он выражал целый ницшеанский комплекс: гордость, индивидуализм, эгоцентризм, презрение к простому человеку, отщепенство, разрушение морали «отцов». По мысли Изергиль, главным было зло, которое творил Ларра людям, и наказание, которое понес. Осужденный на одиночество, «отверженный», «выкинутый вон», «Ларра приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел». Его нельзя было убить физически, но можно было уничтожить морально. Но до осмысления всей тяжести наказания Ларра несколько десятков лет досаждал людям, творя беззаконие. Однако теперь в его глазах столько тоски, что «можно было бы отравить ею всех людей мира. Так с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти». В понимании Изергиль, «ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Какова же жизненная позиция другого героя — Данко? Легенда о Данко имеет библейскую параллель — историю о том, как Моисей вывел древних иудеев из египетского плена на родину. Правда, Моисей сорок лет вел своих соотечественников, молясь о спасении народа, и, после того как Господь открыл пророку десять заповедей спасения души, Моисей начертал их на скрижалях как единственный и непреложный план устройства земной жизни и человечества, погрязшего в грехах самомнения, зависти, чревоугодия, прелюбодеяния, ненависти. Но Данко не Моисей. Данко вывел людей из непроходимого леса и смрадного болота, освещая им путь своим горящим сердцем. Однако Данко упал и умер, как только вывел людей на свободную землю. Но «люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает с трупом Данко его смелое сердце». Старуха Изергиль не осуждает людей за равнодушие по отношению к тому, кто ради них готов был погибнуть. Для Изергиль главным в человеческом существовании остается не благодарность ближних, а способность человека совершить тот или иной подвиг. Так, в семнадцать лет она отомстила румыну за предательство, уничтожив его хутор, мельницу и весь хлеб. Она меняет страны и возлюбленных, стремясь навстречу испытаниям. Ее жизненный путь проходит через турецкий гарем и болгарский монастырь. Спасая очередного возлюбленного Аркадэка, ей пришлось убить часового. Но, когда Аркадэк сказал, что будет ей всегда благодарен, ей стало скучно с ним, и она ушла. Ушла, потому что ей необходима была любовь, а не благодарность. Всю свою долгую жизнь старуха Изергиль чувствовала, мыслила, страдала, стараясь дойти до сути. Ей не понять мораль многих: «…Вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу, что же тут — судьба? каждый сам себе судьба!» Можно соглашаться или спорить со старухой Изергиль, вечным останется ее подход к жизни: «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать».

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

Линская Ксения, руководитель Колядина Евгения Владимировна

В.Г. Белинский говорил о том, что «жить – значит чувствовать, мыслить, страдать». Я не могу не согласиться с его мнением, потому что жизнь не может быть интересна, если человек не испытывает ярких чувств и эмоций. Значительную роль могут играть не только положительные эмоции, но и отрицательный. Страдание имеет большее влияние на становление личности. А умение анализировать, мыслить формирует внутренний мир человека, его отношение к окружающему.

Многие отечественные писатели не могли не отразить в своих произведениях проблему поиска смысла человеческой жизни. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой задействовано множество персонажей. Но нельзя не заметить, что автор неравнодушен к одной из своих героинь – Наташе Ростовой. В первый раз Наташа появляется перед нами в возрасте тринадцати лет, жизнерадостная, не сдерживающая эмоции, с блестящими от счастья глазами. Душа её открыта для каждого, она с большой охотой делится своими эмоциями с другими. Родители Наташи Ростовой не запрещали дочке выражать себя таким образом, поэтому в более старшем возрасте она обладала одними из наилучших качеств человеческой души. Она была отзывчивой и восприимчивой к чужим бедам. Ей свойственно было сострадание, которое проявилось во время войны, когда Наташа не пожалела отдать все подводы для того, чтобы перевезти раненых. Со всей силой человеческой души Наташа могла и любить, и страдать. Справедливо сказать, что Л.Н. Толстой именно на примере Наташи Ростовой показал идеал жизни. Этой героине можно противопоставить Григория Печорина из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Нельзя сказать, что Печорин не жил, но он не открывал свои чувства, как это делала Наташа. Возможно, это связано с тем, что Печорин боялся испытать боль и встретить непонимание после того, как откроет свою душу кому-то. Герой много времени тратит на осмысление своих чувств и чужих поступков. Печорин находится в постоянном поиске своего месте в мире. Даже можно сказать, что это для него стало неким смыслом жизни. Он не боялся менять окружение и места своего пребывания. И после каждого разочарования Печорин всё равно не сдавался.

Литература показывает нам примеры тех людей, которые не боятся жить, испытывать различные чувства, не боятся боли и страдания, анализирующих свои поступки и ищущих смысл жизни. Поэтому чтение художественной литературы помогает нам понять, что «жить – значит чувствовать, мыслить, страдать».