Дорогая Людмила Евгеньевна! Уважаемый мой учитель танца! Я спешу сообщить Вам о том, что волнует меня сегодня.
— Я благодарна Вам за Ваш труд, терпение, за любовь к прекрасному, за тот багаж, который Вы вложили в нас, своих учеников. Я хочу описать Вам в этой связи некоторые мои воспоминания. Итак, я вхожу в хореографический класс и попадаю в родную стихию. Яркие блики солнца отражаются в зеркалах… Весна! Пора пробуждения природы, чувств, эмоций. Настроение такое, что кажется ты можешь свернуть горы… Хочется жить, радоваться распускающимся почкам, пению птиц за окном, и думать о том, что все лучшее, что в тебе есть – идеи, эмоции, фантазии, ты должен вложить в душу своих воспитанников, учащихся твоего любимого класса.
В школьные годы активно проходит процесс духовного и эмоционального развития личности, осознается опыт предыдущих поколений и накапливается новый, формируются нравственные и эстетические идеалы.
Я все время думаю о том, как мне вырастить из этого маленького человечка настоящую, гармонически развитую личность?
Эстетическая культура. Она нужна при воспитании моих учеников. Эстетика прошлого и настоящего времени дала немало концепций, объясняющих влияние искусства на развитие способностей человека.
Среди них особый интерес представляет концепция Э. В. Ильенкова, выделяющаяся четкой разработкой именно тех теоретических положений, которые прямо отвечают запросам педагогики и эстетической культуры. В концепции утверждается та самая драгоценная способность, которая составляет необходимый момент творчески человеческого отношения к окружающему, творческое выражение или фантазия.
Я думаю, что искусство предназначено в основном не только для накопления информации о прекрасном, безобразном, трагическом, комическом, изящном, красивом, отвратительном и т.д., в самой действительности, оно существует не только для эстетического наслаждения, для своеобразной эстетической разрядки от забот повседневной жизни. Его основная задача заключается и в вынесении эстетической оценки отображаемому различными явлениями жизни, через них воспитание у детей эстетической культуры, инструментальных умений, навыков и в становлении духовной жизни человека. Именно искусство оказывает серьезное воздействие на формирование мировоззрения политических, нравственных взглядов человека, на выработку определенного отношения к труду, природе, семейной жизни и т.д.
Формирование человека культуры средствами музыкального искусства
... другой вид искусства» [9, с.90]. Таким образом, музыка, обладая специфическими особенностями, имеет всеобъемлющее воздействие на формирование гармоничного, высоконравственного, духовно-богатого человека отвечающего требованиям общества к человеку культуры. музыкальное искусство культура гармоничный Литература ...
Фактически в той или иной степени оно влияет на все или почти все стороны сознания и деятельности личности.
Как мне кажется, в воспитательном процессе, который организует современный педагог, взаимодействуют, обогащая друг друга три начала: момент самореализации, самоосуществления личности и момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые бы способствовали максимальному развитию индивидуально-творческого потенциала.
Обязанности воспитателя-педагога в этом процессе, как мне кажется — вовремя распознать насущные интересы и потребности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме, в котором функционирует такое педагогическое явление, как эстетическое воспитание. Еще Шекспир писал: « Быть таким или другим зависит от нас. Каждый из нас сад, а садовник в нем – воля. Расти ли в нас крапиве, салату, укропу, тмину, чему-нибудь одному или многому, заглохнуть без ухода или пышно разрастить – всему этому мы сами господа…»
Три дня назад я предложила ученикам своего класса анкету, в которую включила такие вопросы, как:
Чем ты любишь заниматься? (рисованием, пением, танцами и т.д.)
Какие кружки тебе нравится посещать?
Всегда ли ты занят делом, которое тебе нравится?
Интересуешься ли ты литературой и другими печатными изданиями?
После окончания школы кем хочешь стать?
У тебя богатая фантазия, воображение, изобретательность?
И я пытаюсь проследить интерес моих учеников к тому или иному виду искусства, попытаться понять, чем живет каждый из них. Я знаю, что, учась в специализированном классе ритмики, дети, конечно же, в большей степени отдадут предпочтение этому виду искусства, которые для них ближе, но многих из них увлекает музыка, живопись, театр.
Кем они мечтают стать в жизни? Строят ли планы на будущее? Что ждет их впереди? Вот вопросы, которые я задаю себе часто.
На протяжении веков в Европейском обществе постепенно утверждается мнение о необходимости всеобщего эстетического воспитания. Эстетическое воспитание – одна из сторон общего гуманистического воспитания, к которому относится забота о культуре человеческого тела, о культуре природных дарований и другие.
Эстетика (от греческого «чувствующий, чувственный») – философская наука, изучающая сферу эстетического, как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей.
Поразмыслив немного об эстетике, возникает идея создания в школах уроков эстетической культуры, пробуждая тем самым у детей любовь к искусству, культуре. Это даст нам возможность «врзастить» прекрасное поколение XXI века.
При этом думается важно помнить, что эстетическое образование и воспитание – это процесс формирования у учащихся эстетических знаний, умений, навыков, развитие эмоционально-чувственной сферы личности, ее творческих способностей, ориентации на глубокое осмысление интериоризацию общечеловеческих ценностей и личностных смыслов в убеждениях, действия, мотивы, установки личности, в ее эстетическую культуру.
Стареющая личность и образ жизни
... выявления предпочтений современного пожилого человека в пассивном или активном образе жизни. Настоящая работа посвящена процессу старения, старости и влиянию на нее образа жизни. В первой главе курсовой работы мы ... для них важны вопросы как физического, так и психологического здоровья. 1.Стареющая личность и образ жизни 1.1 Что значит стареть? Изучение вопросов, связанных с заключительным этапом ...
Еще И. Гете писал: «Человека формирует все великое». Любовь к прекрасному, и потребность в общении с прекрасным, в окружающей жизни, проявляется в бережном отношении к природе, в общении с искусством и изучении искусства, художественно-творческой самостоятельности и преобразовании условий жизни по законам красоты!
Законы, которые мы решаем, развивая эстетическую культуру, должны представлять собой интеграцию ценностных ориентаций ребенка, в купе с задачами их обучения, воспитания и художественно-эстетического развития.
Решение задач, мне думается, возможно, через развития:
- способности эстетического и художественного восприятия;
- эстетического и художественного вкуса;
- характера эстетических идеалов личности;
- способности художественного видения, интуиции;
- творческого воображения
- художественной деятельности.
Целью эстетического образования и воспитания школьников является развитие художественно-творческой деятельности, обеспечение общения и лидерства воспитанников, развитие их индивидуальных особенностей, создание специфических условий для формирования творческой личности с учетом особых, присущих только данному индивиду способностей. Как мне думается, ученик, обладающий эстетической культурой должен быть: образованным, воспитанным, культурным, деловым, предприимчивым, справедливым, порядочным, развитым, милосердным, добрым, гуманным, самостоятельным, решительным, физически развитым, обладать широкими знаниями, умениями в области искусства.
Для того чтобы решить эти задачи, нужно определить технологические подходы к организации воспитательного процесса, они заключаются в следующем:
- в разработке содержания и форм воспитательной работы;
- в специальной организации учебного процесса;
- систематическом изучении индивидуальных возможностей;
- оценке познавательных и творческих возможностей каждого ученика;
- создании условий для реализации опыта творчества каждого ученика, путем предоставления ему возможностей заниматься по выбору разнообразными видами деятельности и т. д.
Дорогая Людмила Евгеньевна!
Я думаю, что эти вопросы волнуют не только меня, они волновали и Вас.
И Вы научили нас в нашей работе стремиться дать на них возможно более полные ответы.
… Прозвенел звонок. Закончился классный час. Я осталась в классе одна с кипой анкет в руках. И я думаю вот, что: кем бы они ни были в жизни, но одно я знаю точно, что у каждого из них будет своя дорога, длинною в жизнь. И дети выбирают ее сами, может быть и с моей помощью. И тут, как нельзя, кстати в мыслях возникают слова Омара Хайяма: «Берегись, ибо жизнь – это сущность творенья, как ее проведешь, так она и пройдет».
Поэтому я убеждена, нам, педагогам нужно помочь нашим детям «сотворить» себя, вложив в них, столько знаний, духовности, добра, нежности, эстетических и культурных навыков, чтобы мы смело могли гордиться подрастающим поколением.