Откликнулся на призыв ВРИО главы Дагестана В.А.Васильева об участии в конкурсе «Мой Дагестан – 2018».
Давать советы властям, сидя на диване: что и как надо делать – это все могут. А вот сделать самому, нести ответственность за свою работу, уйти, если не справился – к сожалению, таких фактов очень мало или вообще нет.
Призыв к участию в конкурсе управленцев — призыв о помощи и откликнуться на него – дело чести. Убежден, что среди дагестанцев найдутся тысячи достойнейших претендентов на замещение всех должностей. Понимаю, что шансы пройти такой конкурс не велики. Но все же решил поучаствовать. Вряд ли такой как я нужен во власти. Ну, извините – какой есть!
Написал эссе к конкурсу. Формат эссе, определяемый условиями конкурса, ограничен двумя страницами. Поэтому решил более развернуто изложить в сети свой опыт и видение проблем республики.
Весь постсоветский период руководители всех уровней в республике подбирались по какому-то непонятному принципу личной преданности своему шефу. Компетентность, образовательный уровень, профессионализм становились скорее препятствием, нежели стимулом для прохождения на государственную или муниципальную службу. В органах власти республики долгое время лелеяли и взрастили мощную коррупционно-клановую гидру, охватившую все сферы жизни общества: государственное и местное самоуправление, образование и здравоохранение, экономику и финансы, бизнес и предпринимательство, правоохранительные органы и даже спецслужбы. Все стало продаваться и покупаться, должности передавались по наследству, фальшивые дипломы давали бездарю возможность занимать высокое положение в обществе. Правовой нигилизм властей, правоохранительных органов привело к формированию и навязыванию властями населению особого формата взаимоотношений, основанного на коррупционных схемах. Коррупция охватила все жизни общества, стала тотальной. Не осталось человека в Дагестане, хотя бы косвенно, не вовлеченного в коррупцию. Принятие «правил игры» стало вопросом выживания. Государство поддерживало такое положение и, казалось, даже прилагало усилия, чтобы не допустить развития региона.
Безответственность властей и снисходительность федеральных властей к безответственности региональных органов власти – вот главная проблема Дагестана. Но, пожалуй, наиглавнейшая проблема нашей республики – это, всё-таки, ложь властей. Говорить правду стало признаком дурного тона. Говорят, один из руководителей республики краснел во время своих докладов, потому что приходилось врать. И это его качество приводилась как положительная черта, которая выгодно отличала его от других руководителей. До чего дожили, если для правителя свойство «врать и краснеть» является положительной характеристикой!
Новгородская республика
... как законодательного органа власти. В XI-XIII вв. вече имело наибольший набор признаков законодательного органа, отдаленно напоминавшего законодательный орган парламентской республики. 1. История возникновения Новгорода Новгородская республика в период ...
Были времена, когда всё стало оцениваться только относительно к самому нижнему, наихудшему параметру. И всегда приводился довод: «Ведь, это лучше чем было раньше!». Но и на этом не остановились — наступили времена, когда «нащупали дно» и, даже там «стали стучать снизу».
Оказываются даже фальшивые дипломы бывают «настоящими» и «липовыми». «Настоящие» – это те, которые проходят проверку на достоверность в архивах ВУЗов. Это значит, что «студент», не посетивший ни одну лекцию или семинар, не явившийся ни на один экзамен, в течение 5 лет «исправно переводился из курса в курс, а в зачетку проставлялись оценки. Тотальная ложь привнесла в жизнь много абсурдов. Вот чему удивляется нынешнее руководство нашей республики – сами выходцы из других регионов. «Они удивляются, а мы так живём!» — комментирует один автор.
В Дагестане много исключительных и свойственных только ему особенностей. Но эти особенности только на первый взгляд кажутся странными и при внимательном рассмотрении можно разглядеть в них более прозаические причины.
До середины нулевых в Дагестане платеж от одного банка в другой проходил по архаичной системе бумажных авизо. Абсурдность ситуации в том, что платеж между клиентами двух банков в Ботлихе, физически расположенных в одном километре друг от друга, проходил за срок от 5 до 10 дней. И это притом, что еще в конце 90-х в Дагестане имелись все условия для полного перехода к электронным платежам – системе намного более защищенной, чем «доисторические» авизо. Такой казус объяснялся высокогуманными соображениями руководителей соответствующих структур, якобы озабоченных судьбами тысяч банковских работников (ЦБ), остающихся без работы в случае перехода к современным системам банковских расчетов.
Одной из подобных особенностей настоящего времени является наличие множества барьеров на пути прохождения бюджетных денег. Это как посты ДПС. Нужны ли эти «посты»? Если их убрать, защищенность платежной системы только увеличится, т.к. исключается «человеческий фактор». Но чиновничий луддизм всё еще очень силен.
Моя борьба с «системой»
Крупномасштабное хищение ботлихских земель с последующей продажей для самовольного строительства, преступная халатность и попустительство, абсолютная безответственность и безнаказанность руководителей органов местного самоуправления (ОМС) побудили меня в начале 1998 года стать депутатом Ботлихского сельского Собрания. Усилия по прекращению массовых правонарушений в сфере землепользования натолкнулись на жесткое лобби со стороны кланов, стоявших за руководством местной власти. Инициировал в соответствии с законом отзыв главы местной администрации. Однако известные события 7 августа 1999 года помешали этим планам.
Вторжение боевиков в села нашего района объединили коренных жителей села, которые встали на защиту своих земель. Утром 07.08.1999 г. собрался сход жителей села, в котором было принято решение о создании народного ополчения и избран штаб обороны села. Был избран заместителем начальника штаба. 7-8 августа 1999 г. штаб обороны села Ботлих оказался единственной силой, организованно выступившей против незаконных бандформирований (НБФ).
Оттепель конца 1950-х начала 1960-х гг
... власти и органах управления на местах. Глубоким заблуждением Сталина было утверждение о том, что в СССР уже построено социалистическое общество и ... нигилизм". Внутренняя культура советского общества развивались по цитатам И.В.Сталина. И в делах ... следовали указаниям И.В.Сталина. Последние годы жизни И.В.Сталин усиленно ... обороны. Его заместителем были назначены выдающиеся Маршалы Советского Союза Жуков и ...
И только 9 августа, с назначением В.В.Путина ИО председателя правительства РФ, начались масштабные действия государства против НБФ. Поэтому было странно, что на встрече с Президентом в Махачкале 13 марта не было ни одного члена штаба обороны Ботлиха.
В 2004-2005 гг. коренные ботлихцы снова встали на защиту своих земель, на этот раз, от посягательства республиканского чиновничества, давшего согласие без учета мнения коренного населения, построить в Ботлихе военный городок. Принимал в нем самое активное участие. В результате республиканские власти определили меня как руководителя противостояния. В мае 2005 года республиканские власти «организовали» серию моих командировок с целью вывода из Ботлиха. В ходе одной из них (в Санкт-Петербург) под угрозой применения силы была разблокирована, продолжавшаяся около 40 дней блокада местным населением строительства военного городка. Единственными требованиями ботлихцев к властям были — выполнение закона.
Горжусь своим участием в этой борьбе против чиновничьего произвола под прикрытием государства! «Осведомленные» лица говорят, что в результате участия в этом протесте, я попал в некую категорию «противников государства». Вопрос в том – кто те, кто причисляет меня к противникам государства? Не от этих ли «государственников» ВРИО очищает Дагестан. Истории свойственно периодически пересматривать свое отношения к событиям…
В июле 2005 г. был приглашен на работу Советником Председателя правительства РД. При устройстве на работу, заполняя анкету в отделе кадров, в графе национальность написал «Ботлихец». Три дня начальник ОК звонил и предлагал изменить свою «национальность», пока я не объяснил ему, что он своими требованиями нарушает статью 26 Конституции РФ.
Главной задачей, возложенной на меня на этом посту было – минимизация ущерба коренным жителям села в результате строительства военного городка. К сожалению, достигнутые договоренности между правительством РД и высокопоставленными представителями министерства обороны РФ, направленные на развитие инфраструктуры Ботлиха, трансформировались в проекты, выгодные лично руководителям органов местного самоуправления и военно-строительных организаций. В результате, спустя более десятка лет, обнажились проблемы очистных сооружений, мусороперерабатывающего завода, объездной дороги Ботлих-Ансалта, проблема питьевой воды. Об этом я писал в своем «Открытом обращении к ВРИО Васильеву В.А. в связи с предстоящим визитом в Ботлих» (см. ).
Эти же проблемы я поднимал постоянно и при прежних руководителях, но почему-то прежде они не вызывали интереса у властей.
В 2010 году снова стал депутатом Ботлихского сельского Собрания. Главная цель «депутатства» — наведение порядка в органах сельской власти и вопросах землепользования. На вопрос кандидата в депутаты райсобрание — ныне главы района о том, почему я выдвигаюсь в сельское Собрание, а не в районное, ответил: «Если удастся собрать здоровое ядро в сельской власти, то мы наведем порядок и в районе!». Не прошло и года МО «Сельсовет Ботлихский» стало весьма заметным даже на республиканском уровне, благодаря грамотным специалистам – выпускникам ведущих московских ВУЗов и другим жителям села, откликнувшимся на предложение о наведении порядка органах местного самоуправления. В тот наисложнейший период становления системы местного самоуправления, МО «Сельсовет Ботлихский» первым во всей республике разработало административные регламенты, стало проводить антикоррупционную экспертизу локальных правовых актов, были разработаны и приняты множество положений, регламентирующих вопросы жизнедеятельности сельчан. Для освещения деятельности органов местной власти муниципалитет стал выпускать газету, был создан сайт, в котором размещались все локальные правовые акты, административные регламенты, были планы создания местного — сельского телевидения…
Градостроительная политика в контексте реформы местного самоуправления
... государственными органами власти и местным самоуправлением, а также между муниципальными образованиями разных типов. Однако и здесь есть повод для тревоги. Озабоченность вызывает наметившаяся тенденция централизации полномочий (и, соответственно, имущества) на уровне районов ...
Однако, кипучая деятельность сельских властей на фоне собственной «серости» не нравилось районному истеблишменту, который склонил в свою сторону, назначенного нами главу села… Шантаж, угрозы, запугивания, криминальные методы давления, незаконные распоряжения об увольнении – множество подлых приемов было обрушено на «зарвавшихся» специалистов, которые отстояв в суде незаконность своего выдавливания, всё же ушли не выдержав «грязи» и, успешно пройдя конкурсы, были приняты в республиканские органы власти.
Главные проблемы Дагестана
1.Кадры . Подбор кадров по личной преданности, отрицательная селекция в кадровой политике. Технологическое отставание государственных органов и органов местного самоуправления. Чиновничий «луддизм» по отношению современным технологиям.
2.Вопросы землепользования и самовольного строительства.
3.Правовой нигилизм властей
4.Местное самоуправление.
- -Доступ населения к информации о деятельности органов местного самоуправления (ОМС).
Официальные сайты ОМС, наполнение сайтов;
- -Несправедливая бюджетно-финансовая основа местного самоуправления. НДФЛ распределяется следующим образом: 62% — району, 2% -сельскому поселению. Раньше было: 30% и 10% соответственно. Райцентры, являясь сельскими поселениями, дают более 70% собственных доходов муниципального района. Взамен район дает райцентру мизерную сумму в виде дотаций. Если бы 64% НДФЛ распределялись хотя пополам: 32% — району, 32% — сельскому поселению, то многие райцентры могли бы стать бездотационными. При этом, особого влияния на дотационность района это не оказало бы, в виду ничтожной доли собственных доходов в общих доходах района;
5.Образование
6.Недоступность банковских услуг для субъектов малого предпринимательства.
- -Попробуйте получить банковскую гарантию на обеспечение заявки, контракта, финансирование исполнение муниципального или государственного контракта, как это делается в соседних регионах: Ставрополь, Астрахань и др.?
- -Отсутствие государственной поддержки МП;
7.Госзакупки
- -Госкомитет по закупкам как форма централизации госзаказов. Нужна ли такая централизация закупок? Не порождает ли ли это монополию в данной сфере? Устанавливаемые в Техзаданиях требования невозможно правильно оформить – всегда можно найти повод для отклонения участника закупок. Как результат – отсутствие реальной конкуренции, 99% контрактов заключаются по первоначальной цене или с символическим понижением на 0,5 – 1%.
- -ФАС по РД. Коррупциогенность при рассмотрении жалоб (см. моё открытое письмо руководителю УФАС по РД К.Кубасаеву о возможной коррупциогенности в действиях ФАС ).
7 стр., 3415 слов
Авто диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02 диссертация ...
... вытекающий из опыта земства, состоит в настоятельной необходимости передачи функций его непосредственного жизнеобеспечения самому обществу, в лице советов, муниципалитетов, призванных воспринять, продолжить и развить лучшие традиции органов самоуправления. При всех ...
8. Национальный вопрос.
Национальный вопрос по своей значимости – один из важнейших. Но для его решения власть должна созреть, стать ответственной перед народами Дагестана. А ожидать, что «варяги» возьмутся за решение наших «внутрисемейных» проблем, не стоит.
5