Творящая сила мысли

Тема очень важная в Гуманной Педагогике, а точнее центральная. Если ещё точнее, то это Сердце Гуманной Педагогики. Поэтому эти две удивительные картины Николая Константиновича Рериха, «Мысль (АУМ)» и «Чистота», мне захотелось представить здесь не потому, чтобы попытаться оформить эссе как можно оригинальней, а потому, что в этих картинах присутствует НЕЧТО, что нельзя передать словами. Это ТО, что является реальной СИЛОЙ, СИЛОЙ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ.

Однажды, в моей жизни был небольшой опыт. В реальном времени он длился даже не секунду, а какие-то сотые секунды. Но ощущения на уровне чувств не забываемые. Мгновенно куда-то ушла вся суета, удивительное внутренне равновесие, чувство какой-то неприступности и реальной силы, чувство всеобщности с миром, единства с ним, звонкой чистоты и понимание, что это какое-то незримое, фундаментальное ВЕЛИЧИЕ, которое невозможно ничем преодолеть. Причём это ВЕЛИЧИЕ активно действенное, но как-то по-особенному, как здесь на картинах. Мне кажется, что я стал лучше понимать непоколебимость тех, кто встал на Путь Всеобщего Блага. Кажется, я теперь понимаю, на ЧТО они опирались в своём духовном мире. Этот опыт не сообщал о возможных достижения духовного плана, а реально наделял ЭТОЙ СИЛОЙ.

Затем всё исчезло. Но понимание того, что МЫСЛЬ есть СИЛА осталось по сегодняшний день. Но только понимание, а не само ЧУВСТВО, как обладание этой силой. А вот на этих двух картинах оно присутствует и напоминает этот маленький, но столь значительный опыт. Где-то в Живой Этике есть интересные слова. Дословно их не помню, а приблизительно они звучат так: «Зачем годы, когда можно в одно мгновение перенестись над пропастью?!». Может быть, это о нашем духовном мире? О его реальных изменениях, которые приносят нетленные богатства. Но эти годы, думается, преодолеваются мгновением только потому, что человек смог во внутреннем мире отшлифовать лучшие этические грани своего духа. Гуманная Педагогика начинается в нашем сознании. С мысли о светлом строительстве, когда меркантильные цели ублажения собственного эгоизма побеждены или преодолеваются. Когда мысль не стелется по земле, а устремляется ввысь. Когда Космос становится Одухотворённой Реальностью не только на уровне рассудка, а именно на уровне глубоких чувств. Когда Лестница Иакова из художественного образа превращается в Реальность, которая соединяет Бытие и Небытие. А допущения, имевшие место в начале пути, открываются Несказанно Прекрасной Реальностью. Право, Педагогика, которая ведёт к Свету, как к Новой Реальности – Истинная Педагогика, а всё остальное просто подделка. Но без борьбы высот не взять. Сказано: «Царство Небесное силой берется». Только с точки зрения Гуманной Педагогики понятие «сила», думается, равняется понятию «Свет».

19 стр., 9109 слов

Воспитание младших школьников на традициях народной педагогики

... сделать процесс приобщения школьников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного ... опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего, в человечном, добром, гуманном ... сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых, дают основание предположить следующее: период ...

Духовное наполнение Светом не ожидает никаких земных богатств и дивидендов. Оно само Богатство. По этому поводу вспоминается притча, когда один монах получил дар озарения. Его спросили: «Что ты делал, когда озарение ещё не пришло?». Монах ответил: «Таскал воду, собирал хворост, молол муку». «А что ты делаешь сейчас, после озарения?». Монах ответил: «Таскаю воду, собираю хворост, молю муку». Не внешнее действие преображает жизнь, а в первую очередь внутреннее, которое опирается на чистые мысли и светлые чувства.

Конечно, духовная жизнь, это личное царство и оно закрыто для других. И изменения, которые в этом царстве происходят, требуют закона соизмеримости в отношении других людей. Не случайно Е.И. Рерих писала, что открыв формулу, не прокричишь её в форточку, ибо вред может перекрыть пользу. Но, тем не менее, никто из Великих Учителей на этом пути не опускал и не опускает руки. Да сложно. Да неимоверно трудно. Но путь к сердцам людей и к сердцу Ребёнка нужно искать. И напоминание о том, что чем выше поднимемся, тем больше и лучше сможем помочь – не случайно. А восхождение это начинается с мысли. С мысли о других, которая проходит тонкой гранью в наших сердцах. Как ни странно, устремляясь к Общему Благу важно не потерять путь духовного созидания. И удержание этого пути, как удержание нити Ариадны, потому что эта нить держит своё направление через мысли и чувства. Об этом умении предупреждал В.А. Сухомлинский, когда говорил, что борясь со злом, которое окружает ребёнка, мы не должны эту борьбу перевести на личность ребёнка. А ведь не просто. Зло всегда персонифицировано. Оно всегда исходит от конкретного человека, от конкретной личности. Вот тут-то глаза сердца должны быть особенно зорки. Нужно отличить наносное от жемчужины духа. И без утончённой мысли здесь не обойтись. В Живой Этике (Листы Сада Мории. Декабрь 2) есть такой монолог.

Знаю тебя, скребущийся в дверь,

Ты надеешься на плечах гостя проникнуть в Мой дом.

Знаю тебя!

Ты стал изысканным и находчивым, даже находчивее многих моих.

Ты прикрепил застёжки

И устроил одежды.

Ты даже изучил все слова Мои.

Слышу, даже повторяешь: РАДОСТЬ.

Но тут Я остановлю тебя.

Ты не дерзнёшь сказать – радость любви.

Твоя радость – радость ненависти.

Какое великолепное качество упоминается в этом монологе – находчивость. За ним стоят другие важные качества: зоркость, внимательность, умение уловить суть, подвижность ума и даже шептание прекрасного чувства – радость. Но во всех этих умениях недостаёт только одного – радости любви. А это и есть граница, отделяющая Свет от тьмы. Без этой радости любви не состоится защитное воспитание. Не устремится педагогическая мысль для помощи детям и Ребёнку. Ни «прикреплённые застёжки» ни «одежды» не должны обольщать нас в благородном труде. Точность и ясность мысли должны быть опорой в нашем духовном мире. А ещё честность с самим собой, чтобы «скребущийся» не смог проникнуть в святая святых и не подменил наше духоразумение на самовозвышение. Ведь мы только подходим к пониманию СИЛЫ МЫСЛИ. Мы ещё только пытаемся понять её законы, но борьба за детские души уже в полном разгаре. Поэтому нельзя забывать фундаментальную основу – честность с самим собой, чтобы не заплутать в лабиринте духовного эгоизма.

9 стр., 4272 слов

Жизнь и творческий путь С. Есенина

... По возвращении в Россию они расстались. На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином ... иначе, Есенин всегда оставался верен светлому, родному образу «золотой бревенчатой избы», - до самого конца своей творческой жизни. ... ряду певцов сельской жизни Есенин был и остаётся «последним поэтом». Проникновенность, глубокое чувство, поэтическая сила его стихов ...

И ещё одна светлая и строительная мысль на пути добра из книги Зов (§29): «Мой ученик обязан иметь глаз добрый. Надо в удвоенное стекло смотреть на всё доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе останемся прежними ».

Думается, надёжной охранительной мыслью от собственного эгоизма (а значит и от авторитаризма) будет сердечная мысль о Тех, кто уже давно направляет наше мышление к Свету и пытается исправить Путь Земли в этом же направлении. Мысль о Тех, кто давно стоит на страже Красоты Мира и бескорыстно трудится на благо человечества. Елена Ивановна на все хвалебные оды в её адрес ответила одной фразой: «Позвольте мне сойти с пьедестала». И это слова Учителя, который прошёл сложнейший опыт огненной трансмутации в земных условиях. Это её Женское Сердце утверждало, что без Красоты на земле нельзя. И эта Красота начинается с наших собственных мыслей.

Великий пример служения явлен воочию. Наша мысль должна устремиться по пути Блага, чтобы присоединиться к коллективному хору Благородных Сердец, которым Николай Константинович Рерих посвятил ещё одну картину — «Сожжение тьмы». И вслед за ними хочется произнести прекрасную формулу:

«Господи! Пусть будет Миру хорошо!»