Моя цветаева. Сочинения по русскому языку и литературе

Ребенок из интеллигентной профессорской семьи. Марина Цветаева начала свою

литературную деятельность в шестнадцать лет. Влияние матери, талантливой

пианистки, ученицы А.Рубинштейна, сказалось на любви к музыке, природе. Как

говорила сама Цветаева, стихи у нее были тоже от матери, она начала писать их

с шести лет. Свой путь и свою значимость в русской поэзии Марина, тогда еще

совсем молодая девушка, пророчески указала в одном из своих стихотворений.

Цветаева свой первый сборник стихов «Вечерний альбом» издала сама, в 1910

году, тогда она еще училась в гимназии. В сборник она включила свою лирику,

написанную с пятнадцати до семнадцати лет. Ее стихи с восторгом встретил

Максимилиан Волошин, заметил Валерий Брюсов. «Когда читаешь ее книги,

минутами становится неловко, словно заглянул через полуоткрытое окно в

чужую картину…», — так описывал Брюсов стихи Марины. В них были разговоры

с подругами, с сестрой, матерью, детская непосредственность, виделась в

размышлениях о жизни, смерти, любви.

Марина Цветаева была сложным и талантливым человеком. Держалась она

всегда особняком, как вспоминают ее знакомые, настоящим другом для нее

была сестра Анастасия, Ася. Рано утратив мать, Марина сразу повзрослела и

приобрела предчувствие трагического, пронизывающего ее стихи. После личного

знакомства с Цветаевой с удивительным поэтом и человеком Максом Волошиным

между ними возникает искренняя дружба. Она общается с московскими

символистами, участвует в деятельности издательства «Мусагет». Выступает с

Асей, читая свои стихи в два голоса, дуэтом. В дом приходят известные поэты,

Марина переписывается с В.Розановым.

Через два года после первого Цветаева выпускает второй сборник – «Волшебный

фонарь», а в 1913 году выходит сборник «Из двух книг», в котором собраны

лучшие стихотворения. Оба первых сборника – о доме ее детства, сказочном,

волшебном своем мире. В первых стихах есть и ее юношеское преклонение перед

кумиром – Наполеоном, и в связи с этим – восхищение творчеством Э.Ростана,

написавшем пьесу «Орленок» о сыне Наполеона.

После тех юношеских сборников не напечатали ни одного. Но стихи пишутся

28 стр., 13630 слов

Марина Цветаева: судьба, личность, творчество

... умерла. Марине Цветаевой было тринадцать лет. Детство кончилось. Учеба Марины Цветаевой проходила ... новых людях. Марина говорила смело, отметая все старое, отжившее…» « Марина была ... Фрейбурге, зародились две страсти Цветаевой – Наполеон и Россия. Тоска по Родине, ... Цветаевой оказался Пушкин. В пять лет она наткнулась в шкафу Валерии на «Сочинения» ... Цветаева стремилась понять их идеи, писала о них стихи, ...

и становятся все отточенней. В Борисоглебском Марина Цветаева живет до

эмиграции. Революция и разлучают Цветаеву с мужем: он

белогвардеец, остается за границей. Цветаева воспевает и поэтизирует белую

гвардию в книге стихов 191701921 годов «Лебединый стан», но одинаково

осуждает за и белых, и красных.

Поэтесса совершенно неприспособленная к быту, живет в ужасных условиях;

  • умирает от голода ее вторая дочь, Ирина. Лирика этого периода принизана

ожиданием известий от мужа, скорбью по умершему ребенку.

Марине Ивановне с дочерью Алей удается получить из-за границы весть от

Эфрона и уехать к нему в 1922 году. Вдали от России ее ждут бесконечные

скитания, безденежье, невозможность совместить творчество с заедающим

душу бытом. Но вместе с тем, впереди были и большие поэтические достижения.

Талант Цветаевой вдали от родины обрел мощную силу и зазвучал по-новому.

(339 слов) Поэзия – это удивительное сочетание букв, которое способно вдохновлять нас. Многие поэты покоряют наши сердца прекрасными стихотворениями, но, как часто бывает, каждый из нас предпочтет одного художника другому. И я так же отвожу место пьедестала для одного поэта, давно закравшегося мне в душу. Я однозначно могу выделить Марину Цветаеву и назвать ее своим любимым поэтом.

Серебряный век одарил нас восхитительными стихотворениями, а творения Цветаевой для меня каждый раз встают на первое место. Любовь к этому поэту началась со стихотворения «Книги в красном переплете». Это произведение так и пахнет детством, а запах той чудной поры у автора ассоциируется с книгами. Читатель узнает в Цветаевой юную любознательную девочку, которая перед сном переживала за героев Марка Твена. Любовь к чтению возросла в настоящий талант, и теперь, пробегаясь по строкам этого стихотворения, мы понимаем, «как хорошо за книгой дома!».

Другое стихотворение Цветаевой дает мне светлую надежду на достойную оценку любому творчеству. В произведении «Моим стихам, написанным так рано» кроются не только тема поэта и поэзии, но и ожидания, и перспективы раскрытия могущественного дара. Как говорил Пушкин, — «глаголом жечь сердца людей». Марина Цветаева верила, что ее стихотворения будут услышаны и прочитаны, даже если поначалу «их никто не брал и не берет!». Стихотворение наполнило меня верой в то, что качественному творчеству «настанет свой черед». Вкус предвкушения, которое Цветаева добавила в произведение, стал так сладок и душист, что и я начинаю мечтать о признании.

Исступленность чувств Марины Цветаевой многим приходится по душе. Обратимся к стихотворению «Тоска по родине». Даже удивительно, что, находясь в эмиграции, лирической героине было будто бы «все равно, где совершенно одинокой быть…», однако весь протест автора разрушают последние строки. Куст рябины как символ родины и искренней любви к ней одерживает верх над всей противоречивостью произведения. Цветаева признается в любви к своей стране иначе, и таким образом попадает в десятку.

Марина Цветаева удивительна тем, как она способна преобразиться в лирике. Сколько преемственности поколений мы встретим в «Бабушке», а сколько своеволия и непреклонности в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины»! Именно поэтому Цветаеву можно не любить, но уважать ее творчество обязательно нужно.

16 стр., 7634 слов

Сравнительная характеристика поэтического творчества М. Цветаевой и А. Ахматовой

... Пушкина на творчество поэтесс Среди блистательных имён поэтов серебряного века выделяются два женских имени: Марина Цветаева и Анна Ахматова. За всю многовековую историю русской литературы это, ... и трещины остались». А в 1965 году в беседе с И. Берлиным, выражая своё восхищение творчеством Цветаевой, Анна Андреевна сказала: «Марина поэт лучше меня». Знатоки жизни и творчества Ахматовой и Цветаевой ...

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

К Вам душа так радостно влекома…

О, какая веет благодать

От страниц Вечернего альбома!

Кто Вам дал такую ясность красок?

Кто Вам дал такую точность слов?

Смелость все сказать от детских ласок

До весенних, новолунных снов?

Ваша книга это весть оттуда,

Утренняя, благостная весть…

Я давно уж не приемлю чуда…

Но как сладко слышать: Чудо есть!

М. Волошин

  1. Марина Цветаева великий романтик Серебряного века.
  2. Особенности раннего творчества Цветаевой.
  3. Своеобразие тем и средств их воплощения в сборнике Вечерний альбом.
  4. Особенности лирики в сборнике Волшебный фонарь. Отклики в критике.
  5. Черты сходства и различия двух сборников Поэта.
  6. Место ранних сборников в поэтическом наследии.

    III. Значение ранней лирики в формировании Поэта

М. Цветаевой.

Марина Цветаева великий романтик Серебряного

века.

Творчество Марины Цветаевой — выдающееся и самобытное явление как культуры серебряного века, так и всей истории русской литературы. Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.

Сегодня Марину Цветаеву знают и любят миллионы людей: не только у нас, но и во всем мире. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалось неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек мгновенно стали крылатыми! На горизонте русской поэзии неожиданно вырисовывалась романтическая тень Поэта. То была стремительная женская фигура с крыльями стихов за плечами и гордым профилем. Если Ахматову сравнивали с Сафо, то Цветаева была Никой Самофракийской:

Ноши не будет у этих плеч,

Кроме божественной ноши Мира!, Нежную руку кладу на меч:, На лебединую шею Лиры.

Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития

природного дара. Такой яркой и трагической была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины ХХ века. Все в ее личности и в ее поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило за рамки традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению она принадлежала к кругу научно художественной интеллигенции. Огромное влияние на формировании взглядов будущего Поэта оказала ее мать. После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом, — скажет позже Цветаева.

С раннего детства Марина жила в мире героев прочитанных книг: исторических и вымышленных, литературных и реальных, одинаково страдая за всех. В жизни юная Цветаева была диковата и дерзка, застенчива и конфликтна. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорил: Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную простоту. Ее жизнь клубок прозрений и ошибок.

6 стр., 2732 слов

Друзья Пушкина в лицее. Самые счастливые и беззаботные годы в жизни поэта

... выпуск лицеистов, куда бы их не забросила жизнь, отмечали день открытия Лицея и вспоминали друг друга, Пушкин пишет о своих друзьях: поэте и декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, о мореплавателе ... Федоре Федоровиче Матюшкине, о погибшем на двадцатом году жизни в Италии ...

Удивительная личностная наполненность, глубина чувств и сила воображения позволяли Цветаевой на протяжении всей жизни, а для нее характерно романтическое ощущение единства жизни итворчества черпать поэтическое вдохновение из безграничной, непредсказуемой и в то же время постоянной, как море, собственной души. Иными словами, от рождения до смерти, от первых стихотворных строчек до последнего вдоха она оставалась, если следовать ее собственному определению, чистым лириком.

Лирическая героиня Цветаевой полностью отражает чувства и переживания самой Марины, так как она принципиально поставила знак равенства между собой и ее лирической героиней. Поэтому стихи Цветаевой очень личностные, им она доверяла свои чувства, свою жизнь. Цветаева всегда говорила, что она не поэтесса, а поэт Марина Цветаева, она не относила себя не к одному , так как всегда считала, что поэт в своем творчестве индивидуален. Со страстной убежденностью она утверждала провозглашенный ею еще в ранней юности жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть: ни от времени, ни от среды.

В своих стихах, в жизни, в быту, в любви она была романтиком. Все, что попадало в поле ее зрения, тотчас чудесно и празднично преображалось, начинало искриться и трепетать с какой то удесятеренной жаждой жизни. Однажды Марина случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность жизнь. Эти слова можно сделать эпиграфом к ее творчеству.

Марина была очень жизнестойким человеком. Она жадно любила жизнь и, как положено поэту романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные.

Своеобразие тем и средств их воплощения в сборнике Вечерний альбом .

Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки).

В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, собрала стопку стихов исповедь за последние два года и отнесла в типографию А. И. Мамонтова. Заплатив за печатанье 500 экземпляров, через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой картонной обложке под названием Вечерний альбом.

По сути, это был дневник очень одаренного и наблюдательного ребенка. Но от многих своих сверстниц, тоже писавших стихи, юная Цветаева отличалась в своем альбоме, по крайней мере, двумя чертами: во первых, ничего не выдумывала, то есть почти не впадала в сочинительство, и, во вторых, она никому не подражала.

Первым, кто сразу же прочитал Вечерний альбом и тотчас на него откликнулся, был Максимилиан Волошин. По его мнению, до Цветаевой никому в поэзии не удавалось написать о детстве из детства. О детстве обычно рассказывали взрослые сверху вниз. Это очень юная и неопытная книга, — писал Волошин.

Многие стихи, если их раскрыть случайно посреди книги, могут вызвать улыбку. Ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Если же прибавить, что ее автор владеет не только стихом, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения, импрессионистической способностью закреплять текущий миг, то это укажет, какую документальную важность представляет эта книга, принесенная из тех лет, когда обычно слово еще недостаточно послушно, чтобы верно передать наблюдение и чувство….

2 стр., 760 слов

Проблема роли книги в жизни человека сочинение по бондареву

... пишем непре­рывно и неустанно...» (Ю.В. Бондарев) Сочинение Автор прочитанного мной текста, писатель Ю. Бондарев, поднимает проблему роли книги в жизни человека, прежде всего самого писателя. По мнению автора, у каждого из них есть ... что многие писатели, ставшие при­знанными, много читали. К ним относятся М. Цветаева, И. Крылов, К. Паустовский и другие. Но и те, кто не счита ...

Для гимназистки Марины Цветаевой, тайком выпустившей свой первый сборник, такой отзыв был великой радостью и поддержкой. В Волошине она нашла друга на всю жизнь.

Одобрительно отозвался о Вечернем альбоме и Н. Гумилев. Марина Цветаева внутренне талантлива, внутренне своеобразна…эта книга, — заключил он свою рецензию, — не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов.

Строгий Брюсов, особенно похвалил Марину за то, что она безбоязненно вводит в поэзию повседневность, непосредственные черты жизни, предостерегая ее в опасности впасть в домашность и разменять свои темы на милые пустяки, сообщил о своих надеждах увидеть впредь в стихах Цветаевой чувства более острые и мысли более нужные, что задело самолюбие Марины. На его пугающий отзыв

Цветаева ответила стихотворением:

Улыбнись в мое окно,, Иль к шутам меня причисли, -, Не изменишь все равно!, Острых чувств и нужных мыслей

Мне от Бога не дано.

Нужно петь, что все темно,

Что над миром сны нависли…

  • Так теперь заведено. —

Этих чувств и этих мыслей

Мне от Бога не дано!

Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Хотя оценки М. Волошина, В. Брюсова, Н. Гумилева и казались завышенными, Цветаева их вскоре оправдала.

В этом альбоме Марины Цветаевой появляется молодая девушка, мечтающая о любви. Вечерний альбом это скрытое посвящение. Перед каждым разделом эпиграф, а то и по два: из Ростана и Библии.

Таковы столпы первого возведенного Мариной Цветаевой здания поэзии. Какое оно еще пока

ненадежное, это здание; как зыбки его некоторые части, сотворенные полудетской рукой. Немало инфантильных строк впрочем, вполне оригинальных, ни на чьих не похожих:

  1. Кошку завидели, курочки

Стали с индюшками в круг…, Мама у сонной дочурки, Вынула куклу из рук.

Но некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь безудержная и страстная Молитва, написанная Мариной в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года:

Христос и Бог! Я жажду чуда, Теперь, сейчас, в начале дня!, О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:, Терпи, еще не кончен срок., Ты сам мне подал — слишком много!

М.Цветаева — один из ярчайших представителей русской поэзии, и в частности, женской лирики.

Ее творчество не может оставить читателя равнодушным, потому что только она могла в необычной форме передать тонкие и неуловимые душевные движения женской натуры.

В стихотворениях Цветаева выражала свои самые сокровенные чувства и мысли, поэтому в ее лирике такая особенная доверительность, открытость. Действительно, в ее стихах перед нами как бы предстает ее жизнь:

7 стр., 3312 слов

Тема Родины в творчестве Цветаевой. Стихи о Родине Марины Цветаевой

... Марины Цветаевой о детстве в Тарусе, городе Калужской области, где на высоком берегу Оки находилась дача её семьи. Эта отсылка поддерживает недосягаемо-прекрасный мотив дома. Образ родины в творчестве Цветаевой ... холмом!» Сочинения Марина Цветаева – поэтесса, которой пришлось большую часть своей жизни жить за границей. По началу за границей она училась, а в дальнейшем, после революции, Цветаева ...

По тебе тоскует наша зала, —

Ты в тени ее видал едва –

По тебе тоскуют те слова,

Что в тени тебе я не сказала.

Часто в творчестве поэтессы используется мотив разлуки.

«Я не знаю ни одного поэта в мире, который бы столько писал о разлуке, как Цветаева. Она требовала достоинства при расставании, гордо забивая свой женский вопль внутрь и лишь иногда его не удерживая», — писал о ней Евгений Евтушенко. Строки из «Поэмы Конца» подтверждают эту мысль писателя и показывают всю несправедливость расставания и «глубину страдания» лирического героя:

Не довспомнивши, не допонявши,

Точно с праздника уведены…

Наша улица! – Уже не наша… —

Сколько раз по ней….

  • Уже не мы… —

Завтра с западу встанет солнце!

С Иеговой порвет Давид!

Что мы делаем? – Расстаемся.

Хотя советская литература не нуждалась в ее лирике, не понимала ее; Цветаева хорошо ощущала время, эпоху, в которую ей довелось жить. Поэтому в ее стихах такое внутреннее напряжение, надлом. Будто чувствуя трагические события, она пишет:

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Смерть для нее представляется как возможность избежать будущих страданий.

Думаю, самым важным достоинством М.Цветаевой является умение выражать невыразимое, передавать так состояние души, чтобы и читатели могли почувствовать то, что чувствовала она.

Наверное, поэтому ее имя осталось в ряду имен таких поэтов, как А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, А.Ахматова.

можно назвать пророческим одно из известнейших стихотворений Цветаевой:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Ответ оставил Гость

Марина Цветаева. Эффектно и даже вычурно звучит это имя, похожее на псевдоним. Но за цветочным именем — израненная душа, скитающаяся в бесконечности страстей. Везде — не дома, всегда — не богата и, в общем-то, не слишком удачлива. В маркитанском обозе своей неуёмной воительницы судьбы. Поэт Марина Цветаева.. . Именно поэт, слова «поэтесса» она не любила… Как многие поэты, Цветаева охотно верила «знакам судьбы». Полночь, листопад, суббота — она прочитала этот горестный гороскоп легко и отчётливо. Рябина навсегда вошла в её поэзию. Пылающая и горькая, на излёте осени, она стала символом судьбы, тоже горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения. Но уже тогда, в ранней юности, Марина Цветаева догадалась, что её поэзия по духу своему — мятеж, пожар, ракета, что она по сути своей — вперекор всему: и покою сна, и тишине святилищ, и фимиаму славы, и даже пыли забвения. О, она была уверена, что пожар всё равно разгорится, а стихам её «настанет свой черёд». Самое удивительное — это, конечно, её полнейшая уверенность, что сроки исполнятся: настанут дни (хоть через сто лет!) , и её стихи, те самые, что лежат «в пыли по магазинам», нечитанные, немые, погребённые, — они, как засыпанные пеплом угли, вспыхнут, и грозное зарево поэтического мятежа будет видно далеко окрест.

12 стр., 5971 слов

Жизнь и творчество М. Цветаевой

... самой и своему творчеству: ее судьба была слишком трудной, можно сказать, трагической. Но были в ее жизни и светлые минуты. 1911 год счастливый год моей жизни, скажет Марина Цветаева. В ... детски-простодушных и наивно-светлых стихов: Ты дал мне детство лучше сказки, И дай мне смерть в семнадцать лет… («Молитва») Как поэт и как личность Цветаева развивалась стремительно и уже спустя ...

Пророчество сбылось: Цветаева сегодня — один из самых любимых и читаемых поэтов. Она прожила менее полувека, начала серьёзно писать приблизительно в шестнадцать лет и за три десятилетия напряжённого непрерывного труда оставила такое литературное наследие, с которым по масштабу и духовной напряжённости мало что может сравниться. Сотни стихов, пьеса, более десяти поэм, критические статьи, мемуарная проза.. . Ею создан совершенно неповторимый поэтический мир, оригинальный голос её чисто и ясно звучит среди пёстрого многоголосья школ и течений «серебряного века». Её лирика — это непрерывное объяснение в любви по самым различным поводам, любви к миру, выражаемой требовательно, страстно, а иногда и с дерзо­стью гордого вызова. И это несмотря на то, что в поэзии Цветаевой есть немало упоминаний о бренности всего земного и мыслей о собственном конце.