Когда я был студентом

Мои воспоминания студенческой поры связаны, в основном, с положительными эмоциями и приключениями. Это был период познания людей разного мышления, мировоззрения, «полета», период борьбы с собой и сравнения своих представлений о себе и мире с тем, что окружало меня на самом деле… Я многое узнала о себе, «нащупала» свой возможный путь в социуме.

Стоит начать с того, что выбор в пользу высшего образования дался мне нелегко. В конце школьного обучения я не видела четкого места и диапазона своих действий в обществе, которые бы удовлетворили мои глубинные потребности, хотя казалось, что я еще в 9-10 лет определила их. В 16-17 лет я думала, что всё знаю (хотя подсознательно мы действительно всё знаем…), что мы живем с миром каждый сам по себе и друг в друге не нуждаемся. Так, в общем-то, думаю я до сих пор, но благодаря прохождению сквозь внутренние дебри и кризисы, сегодня я чувствую себя в мире довольно комфортно, с чувством удовлетворения части своих экзистенциальных потребностей.

Что же дала мне учеба в вузе? Во-первых, еще 5 лет самодисциплины и терпения. Только сейчас я понимаю, что это было сродни геройству: вставать каждый день рано утром, тратя в общей сложности до 3,5х часов в день на дорогу и транспорт, полный людей. Хотя это тоже было интересным опытом – наблюдать за десятками «персонажей» нашей жизни, пытаясь понять, кто чем дышит и чем полон.

Во-вторых, учеба подарила мне знакомство с интересными преподавателями, один из которых остается для меня загадкой до сих пор и вызывает тайное восхищение. Этот педагог был словно не из нашей эпохи: возвышенный, уравновешенный, несущий собой живой образ своего предмета. В этом человеке, казалось, нет ничего лишнего, он властен над собой полностью, а может, этой власти и не было вовсе? Когда достигнута высшая ступень человеческого достоинства, бороться уже не с чем…

Каждый преподаватель бессознательно «сканировался» мной, был словно под микроскопом. Теперь я понимаю, что любой человек в роли учителя на каком-то глубинном, архетипическом уровне воздействует на сознание ученика, помимо его воли транслирует, «внедряет» образ человеческой личности, поведения, менталитета, стиля общения. Мне был интересен и важен любой типаж педагога. Как удивительно было недавно узнать, что не все педагоги осознают свое влияние на студентов и, не видя плодов своего труда, испытывают разочарование и профессионально-личностный упадок!..

11 стр., 5100 слов

Анна в произведении На дне (Образ и характеристика)

... пьесы М. Горького «На дне» Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне») Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького “На дне”) Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» ... «Дети солнца» Отношение Горького к театру Сложная судьба русского писателя М.Горького А. М. Горький: Правда — Бог свободного человека ©2005—2020 Обратная связь Главные герои и их характеристика ...

Я рада, что меня учили педагоги, которые (теперь могут сказать с уверенностью) были настоящими, заинтересованными, знающими свое дело людьми! Часть из преподавателей ограничивались объемными, подробными лекциями, которыми я пользуюсь до сих пор. Часть из них уделяли большое внимание активным формам обучения, благодаря которым учиться было по-настоящему интересно и полезно! Именно через динамичные формы (тренинги, дискуссии, игры, мозговые штурмы) в нас пробуждался огонек творчества, познания, полета мысли и коллективного разума. Эти занятия сейчас вспоминаются ярким пятном, вспоминаются в подробностях, являются уже практическим умением и образцом эффективной формы активизации студентов и обучения. В них задействуется вся сущность человека, а это и есть залог успеха в обучении. Как любил и любит повторять один из педагогов: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».

В-третьих, чем запомнилась мне студенческая пора – это, собственно, самой студенческой жизнью, без которой учеба была бы лишь плотной, привлекательной оберткой без начинки, и никак не наоборот. Мы со студентами были друг для друга индикаторами, катализаторами, зеркалами, конкурентами, друзьями, опорой, компаньонами. Процесс учебы был пронизан нашими эмоциями, индивидуальностями, событиями, мечтами, коллективным духом и всё это становилось топливом для путешествия сквозь пары с 1 курса до получения диплома…

Хоть мы и не стали коллективом с большой буквы, но мы многое дали друг другу, и сейчас, в разговоре с нашими бывшими преподавателями, мы вспоминаемся в их памяти дружными и активными ребятами, каких сейчас редко встретишь. Что вспоминается мне: веселые посиделки в столовой, споры до криков и приступов истерического смеха, шутки, игры в переменах, постановка спектакля, прогулки вокруг университета, постоянное хождение в гости друг к другу с ночевками, командная игра в волейбол в течение трех лет, телефонные разговоры, смех и интересные беседы с преподавателями, страхи перед экзаменами, свадьбы и рождение детей. До сих пор мы периодически собираемся вместе, а с некоторыми однокурсниками я поддерживаю близкие, почти семейные, отношения. Я не могу знать, что было бы, если бы у меня в жизни не было этой группы студентов, но то, что мы меняли, раскрывали друг друга – это, конечно, несомненно.

В-четвертых, чем важна была учебная пора – это сами знания, структурирование мысли, дисциплина ума. Я помню, как во многом не соглашалась с излагаемым преподавателями материалом, выдвигала свои эфемерные, подчас нелогичные аргументы и как возмущалась непониманием со стороны педагогов и студентов. Именно тогда я поняла, что во многом мое мировоззрение не совпадает с большинством людей. Но совпадает ли оно на 100% хоть у кого-то?…

Я благодарная педагогам, которые заставляли нас читать и конспектировать первичные источники. Это было бесценное, «живое» чтение! Именно через произведения и научные труды педагогов и ученых я и прочувствовала педагогику и, отчасти, психологию.

4 стр., 1923 слов

Развитие творческих способностей у студентов в процессе обучения

... как развитие способности учиться. Образование есть то образование, что остается, когда все выученное забыто». Цель работы: охарактеризовать специфику творческого мышления и раскрыть основные условия развития творческого мышления студентов в процессе обучения и ...

Но, к сожалению, фундаментальных, глубинных знаний и представлений о мире людей и мироустройстве вообще университет мне не дал. Да и может ли? Их я черпала сама: из себя, жизни, анализа, чтения самой разной литературы.

В отношении написания трех научно-исследовательских работ (двух курсовых и дипломной) хочу сказать, что это были одни из самых непростых, но крайне важных занятий во время обучения. Писала все работы я сама, добросовестно и с интересом. Мне хотелось «открыть Америку» своими исследованиями, произвести фурор, объединяя многие знания разных наук, но, конечно, фурор я произвела только в самой себе, на что, собственно, и рассчитана, в первую очередь, исследовательская работа студента.

Дипломная работа научила меня структурно мыслить, глубоко и разносторонне копать, преодолевать эмоциональные дебри, открывать в себе скрытые ресурсы разного уровня, воплощать задуманные идеи в реальность.

Завершая экскурс в свои воспоминания и размышления, хочу сказать, что мне повезло со своим университетом, его уютными стенами, педагогической атмосферой и дружной группой. Но мне до сих пор кажется, что не пойди я в университет и не начни «насильно» адаптировать себя к большому социуму, то многое могло быть совсем иначе… И иной путь мог быть, по моим ощущениям, как ни странно, ничем не хуже настоящего. Но каким? Об этом я вряд ли когда-нибудь узнаю…

Дата написания: