когда они перестают читать». Д. Дидро
Нарушением чтения (дислексией) занимаюсь в рамках своей коррекционной работы на протяжении десяти лет, но проблема «не читающих» детей стала волновать меня на протяжении последних лет.
Проводя в начале года обследование устной речи у первоклассников я заметила, что у них нарушены все категории речи (грамматический строй речи, словарь, связанная речь и т. д.) . Актуальность проблемы чтения на сегодняшний день подтверждается множеством фактов.Современная действительность показывает : ученики практически перестали читать, кругозор становится все уже,результаты опросов педагогов свидетельствуют о следующем : часто современные школьники с трудом ориентируются даже в простейших понятиях, не знают истории своей Родины, на уроках наблюдается низкая подготовленность к устным предметам, и как следствие — узкий словарный запас. Учащиеся практически не могут подобрать синонимы к различным понятиям, значения фразеологических оборотов, метафор. У них нет желания читать.
«Почему?»
семейного чтения
семейное чтение
повсеместное
чтение детей
«человек читающий»
семейного чтения
Посещая родительские собрания постоянно веду беседы о ежедневном совместном чтении . Предлагаю родителям разработанные мной рекомендации и буклеты по возрастным особенностям речевой деятельности, особенности чтения у детей с ОВЗ . Совместно с учителем составляем список книг, рекомендованных для совместного чтения как маме ребенку , так и для самостоятельного чтения ребенку . Совместно с библиотекарем школы готовим выставки книг, поступивших в фонд библиотеки и презентации книг, вышедших в печать (новинки литературы)
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/moya-chitayuschaya-semya/
. В школьных уголках первоклассников постоянно обновляется выставка рисунков «Моя прочитанная книга» . Если ребенок посещает логопедические занятия, то он обязательно расскажет про прочитанную книгу, перескажет сюжет который изобразил в рисунке. В конце учебного года у первоклашек (3 первых класса) было проведено анкетирование «Совместная деятельность ребенка и взрослого» и получили результат :
- 39% детей вместе с родителями смотрят телевизор;
- 15% — играют в компьютерные игры;
- 2% — читают книги.
Прежде всего интерес был направлен на частотность использования книг, журналов, телевизоров, компьютеров как средств проведения совместного досуга детей и родителей.
Стихотворения А. Барто в чтении детей дошкольного возраста
... Стихотворения А. Барто в чтении детей дошкольного возраста: актуальность и воспитательное значение И сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек ... детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать ... школе. В конце 1968 г. вышла книга стихов А. Барто "Я расту". Стихи согреты добрым чувством ...
(2 класс)
- 28% детей вместе с родителями смотрят телевизор;
- 9% — играют в компьютерные игры;
- 14% — читают книги
- 11% — прогулки, выставки, театры, детские центры
«Читай-ка»
Вся проделанная работа оставляет пусть маленькую, но всё-таки надежду на то, что еще не всё потеряно.
семейного чтения
Читающий ребенок — символ будущего культуры.
«Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом», академик С. Капица о чтении и культуре .