«Физики и лирики»! Кто не слышал это выражение? Причем, как правило, в смысле противопоставления. «Лирики» – этакие романтические, творческие натуры… И «физики» – прагматичные научные «сухари». Как говорил герой в одном известном фильме: «Обидно, слушай!». И мне тоже было обидно. Я – физик-информатик, но это не значит, что я не обладаю желанием заниматься творческим делом. Первое, что я сделала, это выбрала специальность – учитель. На мой взгляд, это одна из самых творческих профессий в мире. Художник пишет красками, скульптор лепит из глины или высекает из камня, поэт складывает обычные слова в чудесные строки, музыкант играет так, что отзываются струны в душе… А мы? Что делаем мы – учителя? Да все то же самое, только с более тонкой материей – ребенком, человеком, личностью. И в этом процессе важны не только мои творческие способности, но и способности детей, с которыми я работаю.
В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процес-са.Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное со-держание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы передачи информации: устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь – уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального мас-штаба. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становле-нию нравственного облика ЧЕЛОВЕКА.
В ГОСО в качестве базовых ценностей в содержании общего среднего образования определены:
1) казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;
2) уважение;
3) сотрудничество;
4) труд и творчество;
5) открытость;
6) образование в течение всей жизни.
На основе привития ценностей образования у обучающихся должны развиваться:
1) готовность к служению интересам Казахстана;
2) уважение и соблюдение норм Конституции и законов Республики Казахстан;
3) социальная ответственность и умение принимать решение;
4) мотивация к овладению государственным языком;
История развития школьного образования в России
... открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование ( ... и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы - например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы ... и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и ...
5) уважение культуры и традиций народа Казахстана, культурного многообразия мира;
6) приверженность идеям духовного согласия и толерантности;
7) позитивное отношение к окружающему миру и сохранению экологического равновесия;
8) творческое и критическое мышление;
9) коммуникативность и умение эффективно использовать информационно-коммуникационные средства и технологии;
10) мотивация к обучению и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.
Таким образом, сегодня все больше и больше говорят о развитии творческих способностей ребенка. Сейчас мало знать, надо уметь использовать знания в различных ситуациях, а для этого необходимы творческие способности. К счастью, эти способности не врожденный дар, а очень полезное и крайне необходимое приобретение. И развивать творческие способности надо с детства.
Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличию имеющихся уже у человека запаса навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.
Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.
Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии, определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Или, если сказать коротко, то творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач. Хорошо развитое воображение, которое проявляется в работе, в поведении человека, позволяет делать открытия и изобретения, создавать шедевры в различных областях искусства.
Что же надо, чтобы творческие способности ребенка развивались и позволили ребенку стать гармоничным и развитым человеком?
Личностные особенности творческого человека
... — «человека творческого». Цель данной работы — раскрыть личностные особенности творческого человека на основе обобщения различных подходов и методик к данной теме. В качестве объекта исследования нами были взяты такие психические свойства, как творческие способности и структурные ...
В своей работе я стараюсь для этого использовать следующее:
- Создавать ситуации выбора (процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения);
- Организовать сотворчество в детском коллективе, но с проявлением и развитием творческих способностей каждого;
- Использовать технологии развития творческого мышления;
— В казахстанском образовании провозглашен сегодня принцип функциональной грамотности,вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.