Мои размышления в японском саду камней сочинение

Японский сад камней, Японский сад камней

Как правило, они создавались при храмах или монастырях и предназначались только для созерцания. Пространство, в котором располагался такой сад, как бы искусственно замыкалось. И в нем, как в своеобразном микромире, очень продуманно и даже в некотором смысле изощренно группировались элементы природы — мхи и камни, песок и морская галька.

Возникновение и развитие идеи японского сада камней

Идея такого сада возникала из условий средневековой Японии как стремление к уединению, самоуглублению и самосозерцанию. У сада камней существует множество толкований сути. В нем соединились такие стороны японской культуры, как стремление к естественности и минимализму. Миниатюризация в японском саду основывается на врожденном символизме, столь свойственном японской культуре. Эти качества развивались в Японии на протяжении многих веков. И сад камней стал своеобразной квинтэссенцией этих принципов.

К этому предрасполагали и объективные причины. Если в Китае, в культуре, глубоко родственной Японии, которая, собственно, и дала основу для ее развития, могли возникнуть сады, предназначенные для прогулок, то на островах при вечной территориальной ограниченности прогулки становились все более условными.

Настоящие японские сады и сады камней, в частности, практически не требуют движения в пространстве. Смена ракурса, поворот головы, шаг в сторону — и перед вами возникает совершенно другая картина, порой наполненная иным смыслом.

Все делается с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. С разных точек зрения открываются для глаза новые перспективы, и каждый элемент, каждый камень занимают свое глубоко продуманное и точно найденное место. Основным принципом создания японского сада камней является гармоничное равновесие всех элементов. Однако они не должны быть одинакового размера, а в их размещении не должно быть симметрии.

сад Пятнадцати камней

Пятнадцать необработанных и неодинаковых по величине камней разбросаны по белому песку, вдоль одной стороны песчаного прямоугольника протянута деревянная галерея, с трех других он ограничен монастырскими стенами. С любой точки зрения видны только четырнадцать, пятнадцатый всегда скрыт от глаз посетителей. Этот гениально спланированный хаос символизирует своеобразную модель Вселенной, метафору познания. В этом саду, как во всем подлунном мире, всегда остается что-то непознанное, неизвестное, несосчитанное. Пожалуй, с помощью таких метафор ревнители дзэн-буддизма оттачивали свою способность открывать неожиданные стороны, казалось, хорошо знакомых явлений.

11 стр., 5311 слов

Градостроительство и архитектура Японии (2)

... сада с прудом и композициями из камней. Как нельзя красочнее демонстрирует сочетание традиционной японской архитектуры и ... и простоте. Все эти традиционные черты отражаются и в современной архитектуре японских ... и многое другое. В Японии много замечательных архитектурных и исторических памятников - огромных статуй и храмов Будды, пагод, парков, замков и дворцов князей и императоров. Архитектура японских ...

Композиционное построение японского сада камней

Камни тщательно подбираются по форме, цвету, фактуре. В композиции из них составляются следующие группы: основная, вспомогательная, «гостевая», связующая и т. д. Основная определяет всю композицию — высоту холмов, размеры и очертания водоема, размещение растений в саду. Вспомогательная подчиняется главной группе и подчеркивает ее основную идею. «Гостевую» группу называют так потому, что она композиционно не подчиняется главной, но как бы уравновешивает ее. Связующая группа выполняет задачу композиционного объединения сада с домом. Кроме того, в большом саду могут возникнуть еще и другие группы, не укладывающиеся в эти определения.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разностороннему треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фасаду дома, выходящему в сад, короткая — слева, а средняя — справа. Задача дизайнера состоит в том, чтобы объединить все эти условия одной общей идеей, почувствовать фактуру, возможности каждого камня, найти точное, соразмерное соотношение камней. Решения, приемы должны объединять и чувство пространства, и пластическое видение ландшафта, и глубокое ощущение фактуры камней.

Достаточно часто в японском саду используют стены, однако они нужны не для того, чтобы оградить пространство. Нет, стена в первую очередь — для усиления зрительного впечатления. Она может быть контрастным фоном для группы камней или своей однообразностью, монотонностью подчеркивать линию, многоярусность ландшафта. Ее ровная однотонность может привлечь внимание зрителей к интересному камню. В саду императорского дворца за таким камнем построена стена, но для того чтобы разнообразить, обогатить вид, в стене оставлено большое окно, через него зрителям открывается вся перспектива сада.

Большое значение для организации нашего восприятия придается линии — ведь по линии взгляд может как бы скользить, унося нас в недостижимые дали. Линия может привести нас к интересному элементу или отвлечь взгляд от физической границы, как бы искривить пространство, увеличивая размер сада. А иногда линию можно, напротив, сделать малозаметной.

Чтобы подчеркнуть красоту камней, их своеобразие и оригинальность формы, как фон используется не только песок, как, например, в классическом саду, но также и галька. Ровные гладкие камушки, диапазон цвета которых простирается от черного до белого, покрывают поверхность земли и создают дополнительный декоративный эффект. Плоская поверхность площадок, покрытых галькой, как бы разрисовывается линиями. Это можно сделать, расчерчивая, расчесывая граблями на тонкие волнистые бороздки.

Цель,принцип,приём.

Главный принцип, которым обязан руководствоваться дизайнер сада, — это подражание природным ландшафтам. Пейзаж не столько придумывается, сколько в нем воспроизводится увиденное в природе. Дизайнерское решение делает его более выпуклым, ярким, отчетливым. Необходима полная гармония с природой, климатом данной местности. Желательно использовать растительный покров и камни, характерные именно для этих мест. О гармоничности их, композиционности уже позаботилась сама природа. Создателю сада надо лишь подсмотреть это у нее.

12 стр., 5980 слов

Здания и сады китая как воплощение гармонии неба и земли

... Небо -- Земля -- Человек, определявшей специфику взаимоотношений человека и природы в Китае. Поскольку мир в целом виделся как единый живой организм, освоение принципов управления энергетическими особенностями пространства ... садов. Характерны в этом отношении знаменитые сады монаха Ши-тао («Сад десяти тысяч камней» и «Горная обитель слоистых камней»). ... предполагает визуальное воплощение образа (особо ...

Одним из главных приемов, используемых в японском саду камней, является асимметрия. Если говорить о первоисточнике — природном ландшафте, то часто ли нам приходиться видеть симметричные формы в природе? Практически никогда. А ведь окружающий пейзаж может тоже довольно активно вовлекаться в создание сада, конечно, если в нем есть что-нибудь заслуживающее нашего внимания. В природных условиях на Японских островах несложно найти такое обрамление для сада, в котором равноправно участвуют горы. Настоящий мастер сделает так, что горная цепь, а может быть, и сразу несколько горных цепей (ближняя и ряд дальних) будут казаться естественной оградой сада. Но на наших равнинах вряд ли удастся создать что-либо подобное. А вот использовать склон с открывающимся видом или живописность ближнего холма — это решение, достойное российского дизайнера.

Изначально созданный на небольшой территории, японский сад должен наполняться внутренними контрастами. Ведь мир, в понимании японцев, сочетает в себе светлое и темное, разумное и инстинктивное. Инь и ян, основные символы древней китайской философии, оказали свое влияние и на символизм, свойственный японской философии. Они постоянно взаимодействуют между собой. Ян, мужское начало, устремляется ввысь, а сфера инь, женского начала, — горизонтальность, приземленность. Поэтому часто в конструкции сада используются сочетания различных по своему построению композиций, темных и светлых пятен, цветовых контрастов, противостояние вертикальных и горизонтальных форм. Сад камней как явление философии сочетает в себе покой и движение, все перипетии житейского моря.

Итак, главная цель создателя сада — дать насладиться взгляду, насытив его разнообразными художественными впечатлениями. Но это только средство, а цель гораздо глубже. Сад — это микрокосмос, отражающий макрокосмос — Вселенную, он должен помочь посетителю почувствовать законы мировой гармонии. И в этом настоящий сад камней подобен любому другому произведению истинного искусства.

Естественность, природность прежде всего. Глубокая всеобъемлющая гармоничность окружающей среды и пространства сада.

Сложности выбора.

Выбор камней во многом должен определяться их соответствием натуральному, естественному облику. Камни как бы воспроизводят фактуру окружающего пространства, можно даже сказать, что они имитируют его. Хотя имитация должна быть максимально достоверной, не определимой ни на глаз, ни на ощупь. Не стоит забывать, что искусственность даже в самых маленьких количествах противоречит философии японского сада. То же самое можно сказать и о покрытии, занимающем основную площадь участка. Оно должно максимально вписываться в естественную среду. Растения, водопады, водоемы, окружающие основную композицию, не должны отнимать слишком большого внимания у ее главных героев — гладких валунов, обрывистых скал и живописных каменных композиций.

5 стр., 2027 слов

Философия и эстетика японского сада

... камня при создании сада в японском стиле должен быть только таким, как в Японии. Я позволю себе с этим не согласиться. И вот почему. Встречается довольно много людей, которым философия и ... традиционной японской садовой культуры. Таким образом, внушённое религией ощущение камня породило то, что мы можем назвать «искусство камня». Искусство камня, в свой черёд, вдохнуло в камни жизнь и дух, и этим лишь ...

Количество камней может быть большим или меньшим, здесь все зависит от величины участка земли, отведенного для сада, но обязательно нечетным. Наиболее оптимальным является нечетный ряд чисел от пяти до девятнадцати. Причем надо учитывать, что с возрастанием числа элементов задача дизайнера отнюдь не становится проще, пожалуй, даже наоборот. Если вспомнить те принципы, которые выдерживаются в настоящих японских садах камней, когда выстраивается одновременное видение всех элементов, кроме одного, то задача кажется почти невыполнимой.

Самой распространенной ошибкой при создании подобных садов в российских условиях является расчет на постоянный уход, а это не всегда осуществимо. И вот вроде бы великолепная композиция по прошествии одного-двух месяцев начинает постепенно деформироваться. Через полгода меняется столь существенно, что в ней уже трудно разглядеть первоначальный замысел ее творца. А все потому, что в основу были взяты какие-либо искусственные решения, приемы, не повторяющие естественный ландшафт, а меняющие его.

При создании использовалась статья с сайта: