Психоаналитическая символика по фильму А. Тарковского «Зеркало»
актуальностью
Критики отмечают, что фильм напоминает психоаналитический коллаж на тему стадии зеркала по Лакану — стадии, на которой ребёнок в 6-18 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, выстраивать и интегрировать собственный образ в воображаемом, но в реальности не обладает ещё полной властью над собственным телом и его разрозненными проявлениями.
В теме данного эссе раскрывается проблема отражения личности самого Тарковского. Первоначально предполагалось, что фильм будет чем то нечто вроде психоаналитического сеанса, где надо вспомнить свой самый постыдный поступок, самое трагическое или самое счастливое переживание; рассказать о любви к мужу и любви к детям. Фильм Зеркало — это фильм, в котором дан непосредственный образ времени, созданный путем показа мыслей-образов главного героя фильма Алексея. В фильме запечатлены воспоминания о событиях, которые произошли на самом деле и остались в памяти реального человека — Алексея, прототипом которого является сам Андрей Тарковский. Эти воспоминания отражают реальные события, произошедшие с ним, Алексеем, и его семьей, с его мечтаниями и фантазиями. Зеркало — глубоко личный и, можно сказать, саморазоблачительный фильм с автобиографическими моментами, которые вобрали в себя как произошедшее с ним самим, так и воспоминания, переданные через рассказы знакомых и через средства массовой информации. Тарковский показывает моменты своего детства, восстанавливая загородный дом, где он рос: большой бревенчатый дом с расположенным впереди него зеленым гречишным полем, он также использует старые фотографии и старые вещи: утюг с углями, старую вазу….
Как отмечает сам автор
Фильм «зеркало» заставляет глубоко и тонко прочувствовать материнскую любовь, неизменную во времени, великую историю родной страны, красоту родины и теплоту родного дома.
Образ матери.
…В дождь мать бежит в типографию, потому что ей показалось, что в весьма ответственное издание вкралась ошибка.
Семиотика кино: фильм как знаковая система (на примере «Зеркало» ...
... кино, авторское изобилует интертекстуальными связями. Фильм Зеркало - это автобиография. Режиссер повествует о своей собственной личной жизни, о событиях, которые произошли в его семье. Главный герой - Алексей, ... образом интересует семиотика, глубинные смыслы которой раскрывает в своей работе «Семиотика кино ... через свои сны и воспоминания. Мнимые и реальные ... свою любовь к ней. Мать, в этом фильме, - ...
…В войну мать торгует букетиками цветов на рынке, и сын с ожесточением помогает ей рвать на продажу эти скудные, некрасивые цветы.
…Ночью мать возвращается лесом с детьми, и ими овладевает безотчетный (хотя и вполне понятный) страх.
…Мать, ставшая уже бабушкой, приходит на ипподром, чтобы вместо дочери посидеть с внуком, и сын вспоминает, как его понесла и чуть не убила лошадь. Половина эпизодов — разрушение церкви, торговля цветами, ночной лес, ипподром составили свободный ассоциативный ряд, отношения героя с женой, в размолвках и душевной путанице разрыва отражающий почти зеркально разрыв родителей. И фильм начинается в момент, когда разрыв между отцом и матерью уже совершился и должен лишь стать бытовым фактом. На самом деле картина начинается с пролога: сеанс из лечения заики снят документально и является рудиментом телевизионного мышления. Не потому, что формально идет на экране телевизора, а по существу приема «прямой» передачи. Пролог по-своему перефразирует тему «исповеди», заявленную в самом общем виде как усилие освободиться от немоты, заговорить. В «Зеркале» несколько подобных замен, которые наглядно демонстрируют механизм того, что в психологии называется «замещением».
Эпизод со случайным прохожим, на минуту вынырнувшим из-за поворота, не только информация: это — не отец, отец не придет, он ушел из семьи. Этот странный лобастый человек как бы приносит с собой вибрацию жизни, богатство еще таящихся в будущем возможностей. Но выбор уже совершен молодой женщиной: одинокое, ревностное и самоотверженное воспитание детей.
Фильм имеет еще особую, неизъяснимую прелесть узнавания, тождества детских воспоминаний. Бревенчатые темные сени, пахнущие смолой, пылью и керосином; кружевные, вздутые ветром занавески; узкое стекло лампы-пятилинейки; слюдяное окошечко керосинки со скудным чадящим пламенем; и стеклянные кувшины, бессмысленно повторяющие традиционную форму кринки, в которые ставили букеты полевых цветов; и сама кринка с остуженным на погребе парным молоком, вся в крупных прохладных каплях;
— и волосы, небрежно уложенные узлом на нежном затылке,- вся эта смесь полугородского, полудеревенского быта в лесной, еще просторной тишине подмосковных и всяких прочих дач, все это хрупкое предвоенное бытие советского детства с редкой, почти волшебной вещественностью передано камерой оператора Г. Рерберга.
«Запечатленное время».
«Документальны» стихи Арсения Тарковского — отца Андрея,- которые читает сам Арсений Тарковский. «Документально» присутствие на экране старой матери. Но это же влечет за собой необходимость «двойной экспозиции» персонажа, когда один и тот же персонаж является в двух лицах или, наоборот, одно лицо выступает в двух ипостасях (троп чисто кинематографический).
Так, Игнат представляет себя, но и автора в детстве; так, актриса М. Терехова совмещает в себе молодую мать и жену героя.
Конспект НОД по ФЦКМ «Герои любимых мультипликационных фильмов» ...
... и хочет быть похожим. Родители, наверное, замечали, как их сын копирует своего любимого героя из мультфильма. А представьте, как ваш сын будет доволен, если он кумира увидит ... не запрещайте ему наслаждаться своими любимыми мультперсонажами. К тому же все эти персонажи добрые, обладают хорошими качествами, и учат деток только всему хорошему.
Режиссер предложил актрисе трудную задачу: воплотить один и тот же женский тип в двух временах — довоенную и послевоенную «эмансипированную» женщину. И она с ней справилась. Удивительна в Маргарите Тереховой эта старомодная, изящная и выносливая женственность наших матерей; удивительна и сегодняшняя ее сиротливая бравада своею самостоятельностью, свобода, обернувшаяся одиночеством.
«Тема любви».
Разумеется, способ рассказа, при котором история общая раскрывает себя через перипетии семейной истории, привычнее и оттого доступнее; так, в прекрасной новелле о типографии психологическая атмосфера подспудного страха сталинских времен преломляется через сюжет малой, в конце концов даже не существующей ошибки. Эти новеллы и запоминаются как «содержание» фильма.
«Разные измерения».
Два человека, равно травмированные войной,- военрук и мальчик — ведут свою маленькую войну на пяди школьного тира. А рядом, встык, хроника: солдаты, тянущие орудия по нескончаемой жиже военных дорог, нескончаемо идущие и идущие через грязь, через реки, через годы войны в вечность. История входит в микрокосм быта, не уменьшаясь до сюжетного мотива. Ее время течет иначе, чем на малых часах человеческого пульса. Мальчик стоит на пригорке, птица слетает к нему, и вот уже салюты победы, и труп Гитлера возле волчьего логова — надо ли удивляться, что пространство кадра расширяется до космического угла зрения картин Брейгеля?
Тема родины
Оттого и пусты в этом фильме вопросы — почему отец героя ушел из семьи? А почему Алексей не ужился с Натальей? Но ответа нет, в том и вина. Не оттого ли Алексей и оглядывается, как в зеркало, в невнятицу родительских размолвок, что в них всего и было внятного, что первая любовь? И несущественный перечень взаимных болей, бед и обид, монотонно перебираемый с Натальей, не искупает вины, не успокаивает совести и не утоляет жажды абсолютной любви, такой же вечной, как потребность в идеальной гармонии.
тема матери.
ощущение пространства-времени
все перипетии памяти: памяти-совести и памяти-вины
Так идеальным образом материнской любви, неизменной во времени
Говоря о психоаналитическом истолковании искусства
Что касается взглядов психоаналитиков на творчество Тарковского, то они сводятся к следующему:
1.«Зеркало»- ключевой фильм для понимания эдипальной проблематики творчества режиссера. Замысел «Зеркала» — в реконструкции внутреннего мира ребенка, который расширяется, включая в себя миры других людей, близких и далеких, современников и ушедших, а затем и всю человеческую историю
2.В творчестве Тарковского ярко прослеживается мотив жертвоприношения, начав с военного подвига в «Ивановом детстве» и классической трактовки самоотдачи гения в «Андрее Рублеве»
В заключение хотелось бы отметить, что кинематограф Тарковского насквозь семиотичен. Стена в конце «Зеркала», на которой собраны зеркала разного размера и вида,- все зеркала жизни,- семиотична в высокой степени. Можно истолковать мотивы. Способы и приемы Тарковского в любой присущей зрителю системе координат, начиная от психоанализа до социологии, истории, религии (христианской или восточной), символизма.. Искусство вообще символично; оно, как говорит Тарковский, «намекает на что-то, распространяющееся за кадр, на то, что позволяет выйти из кадра в жизнь».
Жизнь и творчество А.Тарковского
... фильме «Зеркало», где будут отражены многие впечатления детства — уход отца, трудности быта, эвакуация, школа, образ матери с двумя детьми на руках. Школьный аттестат Андрея Тарковского, хранящийся в ... экспедиции и связанной с ними романтики — прямого отражения в его режиссёрском творчестве, если не считать учебных работ во ВГИКе, не нашёл. 2. Учеба ...
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/mir-i-chelovek-v-zerkale-kino/
1.Антипенко, А.И. Андрей Тарковский в объективе Александра Антипенко / А.И. Антипенко. — М.: Русь-Олимп, 2007. — 224 с.
2.Божович, В. Поэтическое слово и экранный мир Андрея Тарковского /В. Божович. — В сб.: Мир и фильмы Андрея Тарковского, С. 116
.Болдырев Н. Ф. Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского /Н.Ф. Болдырев. — Челябинск: Урал-LTD, 2003. — 384 с.
.Бояджиева, Л. Андрей Тарковский — жизнь на кресте /Л. Бояджиева. — М.: Альпина нон-фикшн, 2012. — 317 с.
.Волкова, П. Д. Андрей Тарковский: Архивы, документы, воспоминания./П.Д. Волкова. — М.: Подкова; Эксмо, 2002. — 464 с.
.Гордон, А. В. Не утоливший жажды: Об Андрее Тарковском /А.В. Гордон. — М.: Вагриус, 2007.
.Гринсон, Р. Р. Техника и практика психоанализа / Р.Р. Гринсон. — М.: Когито-Центр, 2003. — 478 с.
.Кононенко, Н. Г. Андрей Тарковский: Звучащий мир ФИЛЬМА /Н.Г. Кононенко.- М.: Прогресс-Традиция, 2011. 288 с.
.Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. — М.: Искусство, 1990. — 400 с.
.Михалкович, В. И. Избранные российские киносны / В.И. Михалкович. — М.: Аграф, 2006. — 320 с.
.Неизвестный Тарковский: Сталкер мирового кино / Сост. Я. А. Ярополова. — М.: Эксмо, Алгоритм, 2012. — 304 с.
.Перепелкин, М. А. Слово в мире Андрея Тарковского. Поэтика иносказания / М.А. Перепелкин. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. — 480 с.
.Сальвестрони, С. Фильмы Андрея Тарковского и русская духовная культура /С. Сальвестрони. — М.: Изд-во ББИ, 2007. — 254 с.
.Салынский, Д. Киногерменевтика Тарковского /Д. Салынский. М.: Продюсерский центр «Квадрига», 2009. — 576 с
.Суркова, О. Книга сопоставлений. Тарковский / О. Суркова. -М., 1991, С. 140.
Рецензия на кинофильм Андрей Рублёв реж. А.Тарковский, 1966г
... кинематографистов, хотя ни имя Тарковского, ни название фильма в ней напрямую не упоминалось. В ответ Тарковский назвал статью в «Вечерней Москве» «инсинуацией», «чудовищной по своей несправедливой тенденциозности», расценив ... за тяжёлый труд, немного света в беспросветном и тёмном существовании. Андрей, успокаивая мальчика и слушая такой полный звук колокола, снимает с себя обет ...
.Тарковский, А. Мартиролог: Дневники /А.Тарковский. Ин-т им. А.Тарковского, 2008. 624 с.
.Тарковский, А. Ностальгия. Архивы и документы; воспоминания и статьи / Сост. Волкова П. Д.. — М.: АСТ; Хранитель; 2008. — 528 с.
.Томэ, Х. Современный психоанализ / Х.Томэ. Т. 1. Теория: Пер. с англ. = Psychoanalytic Practice. Principles / Общ. ред. А. В. Казанской. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 576 с.
.Филимонов, В. Андрей Тарковский. Сны и явь о доме. / В.Филимонов. — М.: Молодая гвардия, 2011. — 498 c.
Интернет-ресурсы
21.Анализ теории Тарковского давление времени на основе философии Жиля Делёза. Дэвид Джордж Менард // #»justify»>22.Интервью А. Тарковского парижскому еженедельнику «Фигаро-мэгэзин» в октябре 1986 года // #»justify»>.Савченкова, Н. Эдипов конфликт в творчестве Андрея Тарковского //#»justify»>.Михеева, Л. Феномены жертвоприношения и женственности // http://www.belintellectuals.eu