«За рамками школьной программы. Мир через культуру.»

Тема: «Сердечность – кратчайший путь к человечности»

Работа Шамраевой Юлии

Руководитель: Абаева Римма Константиновна

Телефон ГБОУ СОШ №605:8 (812) 598-08-56

Телефон исполнителя: 8-911-795-43-41

Санкт-Петербург

2015

Культура во все времена являлась квинтэссенцией лучших человеческих качеств и способностей, выраженных в духовном и материальном наследии. В наше время культура — это, прежде всего, путь к милосердию и миру, к тому, чего обществу так остро не хватает. Люди погрязли в насилии, неистово пропагандируемом практически во всех областях средств массовой информации, в социальных сетях, которые являются местом скопления большого количества молодых людей. В итоге, вместо стремления к красоте и гармонии, человечество летит в бездну самоуничтожения и ненависти ко всему окружающему. Мы грязнем в гниющих болотах собственной ярости, остервенело захлебываясь неукротимым гневом. И самое печальное, что на костях этого исступленного бешенства взрастают новые поколения, которые не видели в своей жизни этого светлого, чистого лика культуры, способного излечить нас от тотального озлобления.

Проблемы общества, как мне кажется, формируются из-за подмены ценностей. В мире, где материальное поглощает духовное, доброта человеческая неизбежно нищает, уступая место денежному безумию. Мало кто, устремляясь вверх к достатку, находит в своей душе место для простых истин, для милосердия и любви. Излишнее рвение к богатству слепит глаза человеку, ни одна война не начнется без материальных вложений и денежной перспективы, эксплуатация природных ресурсов, истребление всего живого на планете – все это последствия культурной амнезии. А между тем, помимо глобальных проблем, существуют также незаметные на первый взгляд вещи, которыми составители подобных статей нередко пренебрегают. Это то, что окружает нас все время, дома, на улицах, на работе, это безразличие к чужому горю.

Есть ли надежда на избавление от этого недуга, поразившего все слои нашего общества? Я считаю, что существует такая возможность, следует лишь воспитать в себе способность сопереживать не только нашим близким, но и тем, кому это необходимо. Но ничто не способно обратить людей к сочувствию без их искреннего на то желания. И пробудить его помогут великие памятники культуры и искусства; проблемы, выраженные, к примеру, в литературных произведениях, главные герои книг классической русской литературы и даже рассказы о жизни самих писателей способны излечить изувеченные души, вернуть людской облик искаженным жаждой наживы лицам и, может быть, направить в нужное русло следующее поколение, жадно впитывающее обнаженные, выставленные напоказ общественные пороки.

3 стр., 1224 слов

Русский язык и культура речи — Актуальные проблемы культуры ...

... знания о понятии и предпосылках изучения культуры речи. 3. Рассмотреть сущность и специфику проблем культуры речи в современном обществе. 4. Систематизировать и обобщить существующие в ... центральных вопросов коммуникативного метода изучения культуры речи является проблема построения и описания системы коммуникативных качеств речи, которая решается путем вычленения и анализа основных типов ...

Несколько месяцев назад, мне довелось поучаствовать в жизни детей из социального центра, у меня была возможность передать им хотя бы малую часть собственного знания о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине в рамках школьной программы. Думаю, трудно было бы рассказывать о такой личности без достаточной подготовки, но, благодаря своей семье, домашнему культурному воспитанию, и, несомненно, школьному образованию это не составило для меня большого труда. Однако трудность состояла в психологических моментах. Я могу с уверенностью сказать, что расту в замечательных условиях, меня окружают точно такие же школьники, подростки из благополучных семей с отличными перспективами в будущем. Дети из центра не имеют ничего из выше перечисленного, но им удалось изменить мое мировоззрение в один миг. Ощущения от прикосновения к тому, что остается за кулисами рекламных роликов, выступлений напыщенных политиков и высоких речей «о прекрасном будущем» были подобны ушату с ледяной водой. Конечно, мы все слышали о неблагополучных семьях, сочувствовали им, кто-то по-настоящему, а кто-то – просто потому что так принято, не вдумываясь в суть проблемы. К встрече с реальностью было невозможно подготовиться.

Вопросы возникали сразу при встрече с этими детьми: что они видели в своей жизни кроме боли и оскорблений, злости и ненависти? О литературе, культуре, искусстве до попадания в центр никто из них и не слышал. Их асоциальные родители не дали им то, что имею я, поэтому на тот момент моей главной целью было восполнить упущенное в их воспитании, показать все самое увлекательное в личности самого известного поэта России, попытаться заложить интерес к изучению классической литературы, раскрыть ее лучшие стороны. Возможно, мой рассказ показался им слишком эмоциональным, чем отличался он от привычных рассказов на уроках литературы, так сказывались на нем мои смешанные чувства. Лучшей наградой было видеть их распахнутые от неподдельного интереса глаза, и эти взгляды, пожалуй, запомню я на всю жизнь. Каждый из них нашел в жизни Пушкина что-то интересное для себя: проблемы с родителями, жизнь в лицее, настоящая дружба, пронесенная лицеистами через всю жизнь, яркая история любви Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. И если хоть кто-нибудь из них на следующем уроке литературы ответит на вопрос учителя или заинтересуется другим писателем или откроет в себе потребность к чтению, это будет лучшей наградой для нашего общества, а мне хватило благодарных объятий на прощанье и радостных улыбок при следующей встрече.

3 стр., 1342 слов

В мире литературы. Сочинения, анализ, характеристики героев (3)

... это тоже нравственная ценность и на встречу с ней нужно придти духовно подготовленными. Мир литературы…Кого я вижу в нем? Я ... не однажды, а как Лев Толстой — всегда, всю жизнь. Мир литературы формирует наши убеждения, глубокие чувства, серьезные мысли, сложные мировоззренческие ... которая отказалась стать женой любимого ею всю жизнь человека во имя счастья детей. «Еще в детстве она научила меня ...

Но вопросы так и остались без ответа. Эти дети разве не имеют хоть малейшего шанса выбраться из окружающей их грязи? Не стоит отворачиваться от них и делать вид, будто у они имеют возможность выбора. Без мира культуры, без доброты и уважения не будет никакого общественного развития, а те, кто лишены этого с самого детства, без нашей помощи не смогут получить достаточное количество любви и заботы, чтобы иметь желание стремиться к чему-нибудь светлому впереди. Таким образом, наше будущее начинается прямо тут, с нашей собственной способности помочь, открыться навстречу нуждающемуся и показать ему все красоты мира без злобы и предвзятого отношения.

Легко судить о ситуации со стороны, можно бесконечно осуждать родителей брошенных детей, но ведь у них тоже есть своя история. Они такие же члены нашего общества, и задача культуры – не вычеркивать их из активной жизни, бороться за каждого, и дать им шанс на возвращение в социум, воспитание своих детей. В каждом человеке есть что-то хорошее, что требует своего раскрытия, и было бы жестоко и бесчеловечно списывать людей со счетов лишь из-за того, что они это упустили, избрали не тот путь, оступились. Добро и мир начинаются с низов, с неприметных на первый взгляд дел, и, прежде чем думать о высоком, нужно для начала увидеть то, о чем говорить не принято. Если мы хотим построить Сердечность, Уважение и Любовь, то не стоит нам забывать о тех душах, что уже покалечены грубостью и не совершенностью окружающего мира. Человек — это звучит гордо, но только в том случае, если он милосерден во всех жизненных ситуациях.