Отличие элиты от массы

X. Ортега-и-Гассет «человека массы» сделал главным «персонажем» блестящего по форме философского эссе «Восстание масс» (1930). Введение этого понятия открывает простор для осмысления проблем «элемент массы», «латентная (потенциальная) масса», а также во многом создает основу для формирования нового, нетрадиционного подхода к изучению социально-массовых явлений.

Раскрывая свое понимание элиты, автор говорит об элите как об «избранном меньшинстве», высшем классе. Меньшинство он при этом понимает как совокупность лиц, выделенных особыми качествами, массу — как не выделенных ничем («средний человек», человек в той мере, в какой он не отличается от остальных и повторяет общий тип).

Ортега-и-Гассет упоминает черты, отличающие «избранных» от массы:

Масса — это те, кто подчиняется воле истории и лишен ориентиров.

У власти должны находиться элиты, так как массы к этому не способны.

У Ортеги речь идет об определенном типе человека, а не об общественном классе. Он делает специальную оговорку, что деление общества на массы и избранное меньшинство — это деление не на социальные классы, а на типы людей: в каждом классе можно найти и «массу», и настоящее «избранное меньшинство».

Массовый тип, псевдоинтеллектуалы преобладают ныне даже в традиционно элитарных группах, и, наоборот, среди рабочих, считавшихся раньше типичной «массой», нередко встречаются характеры исключительных качеств.

Масса — это множество людей без особых достоинств, ее элемент — средний, заурядный человек. Но не только лишь отсутствие талантов делает личность «человеком массы»: скромный человек, осознающий свою посредственность, никогда не почувствует себя членом массы и не должен быть к ней отнесен. Человек массы — тот, «кто не ощущает в себе никакого особого дара, чувствует, что он «точь-в-точь, как все остальные» и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все». Необходимые черты его — самодостаточность, самодовольство: в отличие от человека элиты, предъявляющего к себе строгие требования, он всегда доволен собой, «более того, восхищен», не знает сомнений, с завидным спокойствием «пребывает в глупости».

15 стр., 7108 слов

Может ли человек влиять на историю?

... человек влиять на ход истории? Роль личности в истории. В узком смысле, конечно, отдельно взятая личность может на что-то повлиять. Но, так или иначе, историю решают не отдельно взятые личности, на историю, ее ... ход, все-таки влияет народ, масса. ... он исполняет свой долг, им движет не жалание личной славы, ...

К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в его голове. Ему не дано проектировать и планировать, у него ограниченные творческие возможности, нет подлинной культуры, в решении споров он игнорирует основные принципы разума, не стремится держаться истины. Сложность, многогранность, драматизм бытия либо недоступны, либо пугают его.

Люди элиты

Ведущими признаками «человека элиты» являются:

  • компетентность
  • высокий профессиональный и культурный потенциал
  • самосовершенствование
  • творчество
  • «служение» как осознанный выбор

А «человека массы»:

  • теоретическая «заскорузлость»
  • иллюзия самодостаточности
  • отсутствие стимула к саморазвитию
  • самодовольное «пребывание» в глупости
  • «вожделение».

Первый исповедует ценности творчества, познания как служения общенациональным, общечеловеческим задачам, второй же привержен ценностям потребления, не выходит, в целом, за перспективу собственного одномерного существования. Цивилизация интересует его не сама по себе, а лишь как средство удовлетворения растущих вожделений.

Причины проявления агрессии и насилия, Хосе Ортега-и-Гассет пишет о том, что массы везде и всюду вторгаются насилием.