X. Ортега-и-Гассет «человека массы» сделал главным «персонажем» блестящего по форме философского эссе «Восстание масс» (1930). Введение этого понятия открывает простор для осмысления проблем «элемент массы», «латентная (потенциальная) масса», а также во многом создает основу для формирования нового, нетрадиционного подхода к изучению социально-массовых явлений.
Раскрывая свое понимание элиты, автор говорит об элите как об «избранном меньшинстве», высшем классе. Меньшинство он при этом понимает как совокупность лиц, выделенных особыми качествами, массу — как не выделенных ничем («средний человек», человек в той мере, в какой он не отличается от остальных и повторяет общий тип).
Ортега-и-Гассет упоминает черты, отличающие «избранных» от массы:
Масса — это те, кто подчиняется воле истории и лишен ориентиров.
У власти должны находиться элиты, так как массы к этому не способны.
У Ортеги речь идет об определенном типе человека, а не об общественном классе. Он делает специальную оговорку, что деление общества на массы и избранное меньшинство — это деление не на социальные классы, а на типы людей: в каждом классе можно найти и «массу», и настоящее «избранное меньшинство».
Массовый тип, псевдоинтеллектуалы преобладают ныне даже в традиционно элитарных группах, и, наоборот, среди рабочих, считавшихся раньше типичной «массой», нередко встречаются характеры исключительных качеств.
Масса — это множество людей без особых достоинств, ее элемент — средний, заурядный человек. Но не только лишь отсутствие талантов делает личность «человеком массы»: скромный человек, осознающий свою посредственность, никогда не почувствует себя членом массы и не должен быть к ней отнесен. Человек массы — тот, «кто не ощущает в себе никакого особого дара, чувствует, что он «точь-в-точь, как все остальные» и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все». Необходимые черты его — самодостаточность, самодовольство: в отличие от человека элиты, предъявляющего к себе строгие требования, он всегда доволен собой, «более того, восхищен», не знает сомнений, с завидным спокойствием «пребывает в глупости».
Может ли человек влиять на историю?
... человек влиять на ход истории? Роль личности в истории. В узком смысле, конечно, отдельно взятая личность может на что-то повлиять. Но, так или иначе, историю решают не отдельно взятые личности, на историю, ее ... ход, все-таки влияет народ, масса. ... он исполняет свой долг, им движет не жалание личной славы, ...
К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в его голове. Ему не дано проектировать и планировать, у него ограниченные творческие возможности, нет подлинной культуры, в решении споров он игнорирует основные принципы разума, не стремится держаться истины. Сложность, многогранность, драматизм бытия либо недоступны, либо пугают его.
Люди элиты
Ведущими признаками «человека элиты» являются:
- компетентность
- высокий профессиональный и культурный потенциал
- самосовершенствование
- творчество
- «служение» как осознанный выбор
А «человека массы»:
- теоретическая «заскорузлость»
- иллюзия самодостаточности
- отсутствие стимула к саморазвитию
- самодовольное «пребывание» в глупости
- «вожделение».
Первый исповедует ценности творчества, познания как служения общенациональным, общечеловеческим задачам, второй же привержен ценностям потребления, не выходит, в целом, за перспективу собственного одномерного существования. Цивилизация интересует его не сама по себе, а лишь как средство удовлетворения растущих вожделений.