Тема: «Кукушка» (ненецкая народная сказка).
Педагогические цели: создать условия для развития внимания к собственным переживаниям, вызванным конкретным произведением, и умений передавать их; способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, обосновывать сделанные выводы фрагментами текста, рассказывать сказку от лица определенного персонажа.
Планируемые результаты:
- Предметные: соотносят иллюстрации с содержанием произведения; выявляют общность нравственной позиции в произведениях разных народов.
Личностные: проявляют положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания.
Метапредметные:
- Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесенных корректив;
- выполняют учебные действия в устной и письменной форме;
- учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
Игра “Угадай”.
Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру «Угадай». По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.
(“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка.)
Б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
Сатира Салтыкова-Щедрина (юмор в сказках, произведениях, творчестве)
... и продолжает восхищать читателей. Сочинение Сатира в произведениях и сказках Салтыкова-Щедрина Уже в школьные годы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин занимался написанием сатирических произведений. Основным видом его деятельности в тот период являлось ... новые горизонты для читателя. Умение автора аккуратно и грамотно подбирать слова для описания тех или иных ситуаций сложилось в сложную, но тем самым ...
В) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется : конь идет, соха орет, а человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
(“Каша из топора” – русская народная сказка.)
III. Сообщение темы урока.
- Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, если отгадаете загадку
Что за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
(Кукушка.)
(Слайд 2)Аудиозапись голоса птицы.
- Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.
Ненцы – Народ, составляющий основное население северных районов России.
(Слайд 3)
IV. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.
Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 4–16)
Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк, волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.
Работа со словарём. (Слайды 17,18,19)
Чум – палатка, крытая шкурами.
Малица – Верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
Сообщения учащихся о кукушке.
(Сообщения заранее подготовленных детей.)
1-й ученик.
2-й ученик.
3-й ученик
4-й ученик.
5-й ученик.
V. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись
(Слайды 24, 25, 26, 27)
- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
VI. Физкультминутка
VII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию.
- Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой? Подтвердите свой ответ словами из текста.
(Не слушались, не помогали, не шли за водой.)
(Беззаботными, злыми, глупыми.)
- Что же почувствовали дети, когда увидели, что мать превратилась в кукушку?
- Можно ли утверждать, что они были бесчувственными, безжалостными? (Нет.
Расстроились дети, что мать улетает, принесли ей воды. Они много дней бежали за ней, ноги в кровь изранили, значит, не были бесчувственными.)
VIII. Первичное закрепление.
- Почему мать превратилась в кукушку?
- Какие повадки кукушки объясняет эта сказка?
IX. Самостоятельная работа
- Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите.
IX. Обобщение. Рефлексия.
- В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”
Чему учит нас эта сказка?
Активное обучение биологии в форме дидактических сказок (работы ...
... классе. Из всех предметов больше всего она любила биологию. Однажды, делая биологию, она уснула… И вдруг она очутилась в необычном ... узнать, куда спешит кролик. Сказка о Розе и Турнепсе В одно из великолепных садов жили по соседству прекрасная Роза, из ... вместе с целлюлозой в одном направлении, вдоль клеточной оболочки. По их перемещению можно судить движение цитоплазмы. Движение цитоплазмы способствует ...
- Что вы взяли для себя из этого урока?
- Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?
XII. Домашнее задание.
Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”