Образ Ивана Калиты в русской истории
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями, удивляет противоречивость образа Ивана Калиты в русской истории, с одной стороны он великий князь московский (с 1325 года), а с другой стороны предстает перед нами как предатель русского народа, ставленником монгольского хана Узбека. Так давайте разберемся каков на самом деле образ Ивана 1 Даниловича Калиты.
Он является сыном московского князя Даниила Александровича, внуком князя Александра Ярославича Невского. Следовательно он исконно русский князь, но с другой стороны когда монголы вторглись в нашу землю Иван Калита решил, опираясь на монгольские копья и луки, расширить свои владения ценой предательства русской освободительной борьбы. И получил за это от Узбека ярлык (полномочие наместника) и военную помощь. В обмен он должен был подавлять все русские антимонгольские выступления, что и делал с изощренной жестокостью, как это и свойственно всем предателям своего народа. Историк Л.В. Черепнин утверждал что «Калиту не нужно идеализировать. Это был сын своего времени и класса, правитель жестокий, хитрый, лицемерный, но умный, упорный и целеустремленный». В источниках мы не найдем безусловного подтверждения образа Ивана Калиты. Однако не найдем и полного его отрицания. Как это часто бывает, краткие исторические документы оставляют возможность для самых различных токований.
Существует несколько подходов к данной проблеме, например Карамзин Н.М., первый русский историк писал что князь Иван – «Собиратель земли Русской». А про «хитрость» продолжал словами «снискал особенную милость Узбека и, вместе с нею, достоинство великого князя». В конце могущество Москвы, позволившее ей в конце 15 века обрести независимость от татар, есть «сила, воспитанная хитростью» (о потомках Калиты).
Другой историк С.М. Соловьев в противоположность Карамзину был сдержан в характеристике образа Ивана Калиты. Он вслед за летописью отметил лишь что Калита «избавил Русскую землю от татей». Вот таких образов великого князья по моему мнению предостаточно.
Историческое «862-972» (первые русские князья)
... варягов на княжение в Новгород (862). Согласно норманнской теории в образовании Русского государства варяжский элемент имел значительное место, т.к. первыми русскими князьями и большая часть их дружины ... годах на Константинополь, а также заключивший выгодные договоры с греками; Игорь (912 – 945) и Святослав (962 – 972), существенно расширившие границы Древнерусского государства. В истории ...
В энциклопедиях об Иване Калите пишут только с положительной стороны. Например, он был весьма милостив и всегда носил при поясе калиту, полную серебряных денег. И куда ни шел давал нищим, «сколько вынется».
«Иван Калита добился в Орде права самому собирать дань… С тех пор на Русь не присылали ордынских баскаков. Умелый дипломат, он несколько десятилетий ограждал русские земли от татарских нашествий».
Подводя итог отметим что наши знания об Иване Калите и его времени обрывочны и фрагментарны. Его образ – словно древняя фреска, израненная временем и скрыта под толстым слоем поздней масляной живописи. Путь познания Ивана Калиты есть путь кропотливой реставрации.
Нельзя Ивана Калиту оценить только с негативной стороны, потому что, в конце жизни он принял монашеский постриг и написал завещание, проанализировав которое, можно сделать вывод о моральных качествах правителя: смирении, доброте. Именно Калита стал основателем московской «большой политики», определил ее принципы, цели и средства. Он дал политический наказ своим сыновьям – сохранить любыми средствами ту «великую тишину», под покровом которой шло медленное «собирание Руси» вокруг Москвы.