Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность Художественность — это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.
Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет. В рамках это жанра можно рассматривать и документальный рассказ.
Очерк — это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк — самый объемный жанр, тогда ка в литературе — самый небольшой.
Очерки делятся на:
- 1. Описательные :
- а) путевые;
- б) событийные.
- 2. Сюжетные :
- а) портретные;
- б) проблемные.
Описательные очерки отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные — постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий.
Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может «за кадром», его повествование может быть просто «фоном», на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем — главным «оценщиком» .
В очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая. Логичность изложения, соблюдение классических языковых норм — присущи коммуникативно-классической прозе. Такая проза присутствует в основном в очерках Пескова В., Голованова Я. Эстетическая проза отличается высокой эмоциональностью изложения, присутствием в тексте ярких описаний. Такова проза очерков Алимжанова А. В очерке используются также три вида сюжетов:
МИФ О ЮГЕ В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА Пособие по спецкурсу для судентов-филологов ...
... кровождные разбойники-людоеды; Куприн сохраняет от первоначального смысла этого слова только один оттенок: листригоны – исключительны, они отличаются от обычных ... всего, гиперболична стихия, с которой приходится сражаться рыбакам. Рассказ о том, как выходили в море, когда дует ... «из сплава прозы и поэзии, правды и легенды возник один из лучших образцов русского лирического очерка» [57, с. ...
- 1. Простой сюжет — соответствующий естественному ходу события.
- 2. Пространственно-временной сюжет — это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях.
Например, в очерке Алимжанова А. «Трон Рудаки». Ассоциативный З. — когда сюжет произвольно меняется соответственно ассоциативным настроениям героев или автора. В очерке также важны такие элементы, как пейзаж, портрет и другие детали. Известны знаменитые очерки Уалиханова Ш. «Аблай» — портретный очерк, «Очерки о Джунгарии» — путевые очерки [«https:// «, 13].
Зарисовка — небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет. Виды зарисовок:
- 1. Пейзажная.
- 2. Ассоциативная — построенная на ассоциациях.
- 3. Портретная — портрет человека, или местности, явления.
В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций. Известны зарисовки о природе и животных Пескова В., которые публикуются в каждом пятничном номере газеты «Комсомольская правда» .
Эссе — жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.
Виды эссе по тематике:
- 1. Политические,
- 2. Экономические,
- 3. Литературные,
- 4. Публицистические. и др.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/hudojestvenno-publitsisticheskie-janryi/
В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный «поток информации». Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.
Г. К. Бельгер
Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк совсем исчез со страниц печати.