Эссе хоровая музыка

(«Я – педагог дополнительного образования»)

«Музыка, это великий договор с Творцом»

М. Казиник

Пока культура, цивилизация находят удачные ответы, они развиваются, а когда перестают это делать – умирают. Главное – уметь найти верный ответ на вызов, пусть и случайный.

Много ли случайного в нашей жизни? Могу признаться: в моей – много.

Мои случайности

Случайно ли то, что я, обучаясь в музыкальной школе Алапаевска, проходя по тропинкам сада, находясь в стенах школы, постоянно ощущала повышенную ответственность? Ведь школа располагалась в доме, где часть детства провел великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Да, случайно.

Случайно ли то, что моя учительница по хору Елена Владимировна, оценивая, называла всех и меня, в том числе, как солистку хора «…народный артист СССР…, …заслуженный деятель культуры…»? Да, случайно. Мы себя и чувствовали на сцене как «Народные артисты» с большой буквы.

Случайно ли то, что мне пророчили математическое будущее, а я поехала поступать в училище им. П.И. Чайковского (г. Свердловск) «за компанию», как все? Да, случайно.

Случайно ли то, что приехав по личным делам в Екатеринбург, проезжая мимо Уральского государственного педагогического университета, я увидела рекламу для абитуриентов, решила продолжить свое образование и поступила на бюджет? Да, случайно.

Случайно ли то, что находясь в статусе домохозяйки в феврале 1999 года, я прогуливалась с ребенком мимо Детской школы искусств города Югорска, зашла к директору Анатолию Михайловичу и на свой прямой вопрос: «Вы нуждаетесь в преподавателях по хору? Я – хороший хоровик», в ответ сквозь улыбку услышала: «Нуждаемся». Да, случайно.

Случайно ли то, что на просьбу администрации подкинуть идею городского праздника, родился проект «Хоровые игры» и я стала победителем конкурса «Человек года – 2014»? Да, случайно.

Список случайностей можно продолжать. Но в этом ряду случайностей можно увидеть закономерность. Случайности – вызовы, которые бросает жизнь и на которые тебе нужно найти ответ.

И вот в результате случайностей, оказавшихся закономерностями, я – преподаватель, педагог дополнительного образования. Это тоже вызов: ведь от педагога все постоянно хотят, чтобы он давал знания и блестящие результаты, все знал, всех понимал и всему соответствовал. Он должен найти подход к каждому ребенку, уметь разрешить любые ситуации и дать ответы на любые вопросы. Например: «Что будет, если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес? Что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым?»

3 стр., 1415 слов

Проект мой идеал учителя. Конкурсное : «Идеальный педагог

... должна исключить метод принуждения. Опросив учеников, кто для них идеальный учитель, какие качества они ценят в педагоге, получила следующие ответы: идеальному педагогу свойственны такие черты характера, ... среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка. Педагогу необходимо уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание ...

Моя миссия

Понимание своей роли, миссии как педагога пришло постепенно. Каждый первоклассник, как молчащий до поры до времени музыкальный инструмент, ждет своего часа. Кто-то подобен нежной, трепетной скрипке, ведет свою партию тонко, проникновенно. Кто-то, как духовые, чувствует музыку физически, всеми легкими, на уровне вибраций. Кто-то, как ударные, испытывает удовольствие от акцентов, ритма, экспрессии.

Много потребуется приложить усилий, чтобы каждый ученик начал петь, заговорил на языке музыки и, может быть, исполнил в будущем свою лучшую партию. Важно, чтобы на хоре не было «молчащих» инструментов – глухих к музыке учеников, которых она оставляет равнодушными. Главное – интерес. А стопроцентное запоминание материала и изменение отношения к учебному процессу вообще является «побочным эффектом».

Сколько прекрасных ориентиров для моих ребят и для меня дает музыка! Но каким я должна быть педагогом, чтобы воспитать своих учеников высоконравственными, любознательными, творчески мыслящими людьми? Ответы на этот вопрос дают мне сами дети:

Они – любители неожиданных вопросов, требующие от меня глубоких профессиональных знаний, а значит, и непрерывного самообразования.

Они – цифровые аборигены, а это значит, что я должна быть с учениками на одной инновационной волне!

Они – живые и непоседливые, и я должна построить урок таким образом, чтобы потребность быть деятельными воплотилась на уроке в полной мере. Иначе – скучно!

Они – дети эпохи, когда информационные границы стираются, межкультурное пространство развивается, а, значит, моя задача быть медиатором между учениками и миром.

Если мои учащиеся воспринимают обучение на хоровом отделении как квест-игру, со своей неповторимой средой – «миром», в котором развивается действие, с разными уровнями сложности, то я – педагог – разрабатываю в реальном времени пошаговую стратегию с разными маршрутами под названием «МОЙ коллектив», «МОЯ школа».

Мой коллектив

Мой хор. Ты и все. Все и ты… Музыкальная гармония в хоре начинается с маленькой точки в центре класса. Там перед всеми учащимися – я – руководитель, дирижер. От меня зависит, как прозвучит мелодия: просто, обыденно или неожиданно, ярко. Оказавшись в хоре, начинаешь понимать, что каждый в этом мире должен найти свое место, спеть свою партию. Педагог отвечает за то, чтобы каждый учащийся на уроке проявил свою индивидуальность и вместе с тем ощутил себя частью целого творческого коллектива.

Я делюсь со своими учениками лучшим, что дарит мне музыка. Мы участвуем в различных музыкальных проектах города и округа, социокультурных проектах школы и, понимая ценность коллективного творчества, мы реализуем этот опыт в концертах своего класса. Здесь ребята становятся сценаристами и режиссерами, исполнителями и организаторами. Для нас дороги те минуты, когда в качестве благодарности мы слышим добрые слова и аплодисменты зрителей.

27 стр., 13217 слов

Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических ...

... литературы по проблеме исследования; Изучение и обобщение практического опыта по развитию вокальных навыков. Проведение экспериментальной работы по развитию ... музыка до XVII века развивалась в хоровых жанрах. Хоровому пению обучали на Руси в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах. ... церковного пения. Его знаменитые ученики Иван Нос, Федор Крестьянин основали школу Ивана Грозного. В ...

У каждого моего выпуска всякий раз новое звучание – своя музыкальная программа. Один «звучит» душевно и просто, как авторская песня. Для другого – творческая жизнь в хоре – шумный и безудержно-искрометный джазовый фестиваль…. И в этой неизбежной музыкальной эволюции я, как педагог, могу пребывать бесконечно долго.

Моя школа

«Мирная» моя «армия» – это администрация, коллеги, и, конечно, родители. Работа с родителями – непростая наука. Я открываю им то, в чем вижу смысл своей работы с детьми, узнаю, в чем видят смысл своей родительской «работы» они. Взаимодействуя как партнеры, мы определяем векторы сотрудничества. Приглашаю их на специальные (для родителей!) открытые уроки по хору, приглашаю принять непосредственное участие в отдельных номерах концерта, поддержать нас на конкурсах, флешмобах. Словом, учу детей вместе с родителями, и учусь у них.

Школьная жизнь вовлекает в водоворот событий, открытий, эмоций, выжимает тебя как лимон, отнимая силы, и дает второе дыхание, вдохновляя на новые свершения. Странная вещь, но в долгожданном отпуске, ты начинаешь скучать по радостному приветствию своих учеников, по громкому пению в коридоре школы, по их вопросам – а что дальше? В голову начинают приходить интересные мысли, планы, подбираю программу, постоянно пребываю в поиске…. Водоворот продолжается…

Мой мир

Почему я остаюсь в этом «безумном» месте под названием Школа, Коллектив? Потому что я вижу эти светлые, чистые детские глаза, слышу после многочисленных внеплановых репетиций и ответственных поездок на конкурсы восторженные отзывы, поздравления, встречные вопросы, один из которых звучит особенно: «А хор завтра будет?» Отвечаю: «Конечно, будет!» и понимаю, как важен для меня этот вопрос! Ведь если он возник, значит, ребятам интересны наши встречи! Они ждут новых открытий, общения, внимания, новой музыки в своем мире.

Музыка в моем мире – это одновременно вызов и подарок судьбы, одновременно образ моей жизни и моя профессия. Работа дает мне свободу для творчества, возможность при каждой встрече с детьми убедиться в колоссальной силе музыкального искусства и его воспитательных возможностях. Я стараюсь пополнить «нравственный портфель» детей всем тем добрым, настоящим и ценным, что когда-то во мне воспитали мои родители, моя школа и музыка.

Музыка в моем мире звучит повсюду. Она, как живой источник, дающий мне силы жить, творить и трудиться.

«Насильное обучение не может быть твердым,

но то, что с радостью и весельем входит,

крепко западает в души внимающим»

Василий Великий, греческий писатель