«Что роднит Обломова И.А. Гончарова и современного молодого человека?» материал по литературе

Эссе «Что роднит Обломова И.А. Гончарова и современного молодого человека?»

Каждый русский человек с разной степенью усилия воли пытается унять в себе Обломова: борется, подавляет, скрывает его на дне океана своей души, по крайней мере на людях. Какие же невообразимые по сути способности таит в себе общество: оно заставляет личность быть не тем, кто она есть! Однако в романе И.А. Гончарова Илья Ильич не участвует во всеобщем бесконечном сопротивлении самому себе, он без какого-либо недовольства принял столь соблазнительное проклятие, имя которому – лень .

Современному человеку некогда играть роль Обломова, ведь он занят просвещением и информированием себя при каждой свободной минуте. Большое количество источников сведений о мире создаёт иллюзию спешки, и нам, людям из настоящего, всегда недостаёт времени, в отличие от героя произведения, располагавшего им свободно. Только вот парадокс : имея такие, казалось бы, неограниченные возможности , современный человек зажат в рамках собственных прихотей, оторван от прекрасного начала своей родной культуры, ограничен духовно и интеллектуально. Конечно, лучше же списать готовое сочинение, нежели заставлять работать свой ум и сердце, не читать «скучную» классику, предпочтя книге просмотр остросюжетного фильма, отложить на завтра обещанное родным и близким, при возможности забыв о нём…

Всё это выливается в новую социальную болезнь духовную «обломовщину» .

Как отмечал Н.А. Добролюбов: «Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь – в настоящее время…». Думается, что данное социальное явление приобрело глубоко национальный характер: это уже особенность российского менталитета, черта нашего воспитания, часть духовной культуры. Да, именно так! Не стоит видеть в «обломовщине» только негативное начало, наоборот, следует осознать её суть, причины и попробовать направить эту подсознательную силу на созидание.

Немецкий философ Ф. Ницше указывает на аполлонистический и дионисийский истоки европейской культуры, проявляющиеся стихийно и одновременно. Если первый связан с рациональным в человеке, то второй сосредоточивает в себе чувства, порывы, желания. С Дионисом связана индивидуальность в культуре, следовательно, обломовский тип героя тоже уникален. Можно даже сказать, что Илья Ильич в своём роде – сердце национальной культуры, если уж Штольц – её разум.

3 стр., 1312 слов

Испытание любовью Обломова – романа Гончарова

... выбрав между Ольгой Ильинской и Агафьей Матвеевной Пшеницыной вторую женщину. «Испытание любовью Обломова» сочинение Любовь — претрудная школа жизни! Роман И. Гончарова «Обломов» — это роман о жизни вообще, со всеми ее сложностями ... какой силой и восторгом наполняет сердце Обломо­ва пение Ольги! Голос любимой возрождает все самое луч­шее в душе Ильи Ильича, его лицо освещается надеждой, он ...

Обломов – результат влияния на нас исторической памяти : со времён призвания на княжение Рюрика возникло непреодолимое желание переложить свои обязанности на других, не принимать решений самостоятельно. Это инстинктивное стремление не допускать никаких колебаний в свою размеренную жизнь и есть одна из основных черт «обломовщины» , влекущая за собой все остальные наши национальные «беды»: лень, праздность, откладывание «на завтра», невыполнение целей, заброшенные мечты , наконец. Это и есть добровольный отказ от той самой индивидуальности в себе!

Все указанные выше составляющие находят своё отражение в современном молодом человеке, но сможет ли он, столь схожий с Обломовым, сделать правильный выбор? Время покажет.

Стоит задуматься о том, что Илья Ильич, увековеченный литературный герой, виноват лишь в том, что однажды отказал себе в возможности быть счастливым , а герой нашего времени из-за пресловутой лени, добровольного невежества и осознанной утлости отказывает себе в возможности быть Человеком .

Использованные источники:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/geroi-oblomova-i-moi-sovremenniki/

  1. Гончаров И.А. Обломов / Иван Гончаров. – Москва : Эксмо, 2018. – 544 с.
  2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Гардарики, 2003. – 280 с.