Всё дозволено! о методологии науки

С совершенно потрясающим товарищем я познакомился! Почему он произвёл на меня впечатление? Потому что я должен провести научное исследование и сразу мне расписали, что именно и как я должен сделать, чтобы оно считалось научным. Раз, два, три. Заскучал я. А тут тааакой весельчак! )

«Всем ученым известно, и Кун выразил это с большой силой и ясностью, что в реальной — а не в выдуманной философами — науке свирепствуют догматизм и нетерпимость. Фундаментальные идеи и законы ревниво охраняются. Отбрасывается все, что расходится с признанными теориями. Авторитет крупных ученых давит на их последователей с той же слепой и безжалостной силой, что и авторитет создателей и жрецов мифа на верующих. Абсолютное господство куновской парадигмы над душой и телом ученых рабов — вот правда о науке. Но в чем же тогда преимущество науки перед мифом, спрашивает Фейерабенд, почему мы должны уважать науку и презирать миф?» ©

«…наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки. Это одна из многих форм мышления, разработанных людьми, и не обязательно самая лучшая. Она ослепляет только тех, кто уже принял решение в пользу определенной идеологии или вообще не задумывается о преимуществах и ограничениях науки. Поскольку принятие или непринятие той или иной идеологии следует предоставлять самому индивиду, постольку отсюда следует, что отделение государства от церкви должно быть дополнено отделением государства от науки – этого наиболее современного, наиболее агрессивного и наиболее догматического религиозного института. Такое отделение – наш единственный шанс достичь того гуманизма, на который мы способны, но которого никогда не достигали.

8 стр., 3524 слов

Наука и естествознание, их место в культуре общества

... научного метода познания, его значимость, особенности и место в культуре общества. В настоящее время имеются два определения естествознания. 1. Естествознание - наука о природе, как о единой целостности. 2. Естествознание - совокупность наук о природе, взятое ...

Мысль о том, что наука может и должна развиваться согласно фиксированным и универсальным правилам, является и нереальной, и вредной. Она нереальна, так как исходит из упрощенного понимания способностей человека и тех обстоятельств, которые сопровождают или вызывают их развитие. И она вредна, так как попытка придать силу этим правилам должна вызвать рост нашей профессиональной квалификации за счет нашей человечности. Вдобавок эта мысль способна причинить вред самой науке, ибо пренебрегает сложностью физических и исторических условий, влияющих на научное изменение. Она делает нашу науку менее гибкой и более догматичной: каждое методологическое правило ассоциировано с некоторыми космологическими допущениями, поэтому, используя правило, мы считаем несомненным, что соответствующие допущения правильны.

Наивный фальсификационизм уверен в том, что законы природы лежат на поверхности, а не скрыты под толщей разнообразных помех. Эмпиризм считает несомненным, что чувственный опыт дает гораздо лучшее отображение мира, нежели чистое мышление. Те, кто уповает на логическую доказательность, не сомневаются в том, что изобретения Разума дают гораздо более значительные результаты, чем необузданная игра наших страстей. Такие предположения вполне допустимы и, быть может, даже истинны. Тем не менее иногда, следовало бы проверять их. Попытка подвергнуть их проверке означает, что мы прекращаем пользоваться ассоциированной с ними методологией, начинаем разрабатывать науку иными способами и смотрим, что из этого получается.» ©

Это из книги. Пол Фейерабенд

ПРОТИВ МЕТОДА. ОЧЕРК АНАРХИСТСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ.

Запомните это имя.

«Он выступал против единого, основанного на традиции, научного метода, обосновывая это тем, что любой такой метод ставит некоторые пределы в деятельности учёных, и, таким образом, ограничивает прогресс. Согласно его точке зрения, наука выиграла бы больше всего от некоторой «дозы» анархизма в научной теории. Он также считал, что анархизм в теории желателен, потому что это более гуманистический подход, чем другие научные системы, поскольку он не навязывает учёным жёстких правил.» ©

6 стр., 2632 слов

Основы военной науки

... войны и ведению военных действий; по предметно-проблемным признакам. В соответствии с познаваемыми закономерностями подготовки и ведения вооруженной борьбы военная наука включает: общие основы военной науки; теорию военного искусства (теорию ... и методов ... мысли, вооруженных сил, военного искусства, ... война или нет. Без вооруженной борьбы войны нет. Вооруженная борьба - это основная форма борьбы в войне. ...

И вот тут я понял, что Елена Факел была права. Анархизм это – хорошо.

Всё дозволено!

«Фейерабенд противопоставляет существу.ющим собственные принципы, полиферации – размножения – научных теорий и контриндукции. Первый выражается в том, что при столкновении теории с научным фактом для ее опровержения нужна еще теория, причем любая вводимая таким образом идея будет правомерна. Наука предстает как процесс размножения теорий и допускает сосуществование множества равноправных типов знания. Наличие универсального метода познания Фейерабендом отрицается. Критерии рациональности не абсолютны, они относительны, и нет таких, которые были бы приемлемы везде и всегда.

Контриндукция заключается в требовании вводить и разрабатывать гипотезы, которые несовместимы с широко признанными теориями или/и широко обоснованными фактами. Этот принцип, будучи возведен Фейерабендом в ранг методологической максимы, породил так называемую теорию «эпистемологического анархизма». ©

Он призывал применять наслоение смысловых контекстов, черпать альтернативные идеи из прошлого и привлекать вненаучные средства!

Ё! Моё!

«Глядя на современную науку «изнутри», необходимо признать его несомненной заслугой отказ от архаизирующихся идеалов классической науки, провозглашение так необходимых современной науке принципов: плюрализма, толерантности, права на творческий поиск каждого ученого, а не одной лишь избранной научной элиты – принципов, игнорирование которых может привести – и в отдельных направлениях уже приводит – научное познание к стагнации.» ©

Вот! Будущее России в таком отношении к науке. Тогда мы не «догоним и перегоним», тогда мы просто будем жить в другом измерении.

Ссылки.


Всё дозволено! Эссе о методологии науки.

21 стр., 10166 слов

Наука похвальна тогда когда приносит пользу. Цитаты о науке и ...

... необходимость в новой модели обучения, построенной нa основе современных информaционных технологий, реaлизующих принципы личностно ориентировaнного обучения, гумaнизaции обрaзовaния, духовно-нрaвственного воспитaннaя. В нaстоящее время невозможно ...