Если душа родилась крылатой 8230 . По лирике Цветаевой
М.И. Цветаева является поэтом исключительно яркого дарования даже для плодотворной в поэтическом отношении эпохи «». Воспитанная в семье известного профессора-искусствоведа И.В. Цветаева, девушка получила не только весьма хорошее образование, но и с ранних лет обнаружила в себе непреодолимую тягу к творчеству.
Поэзия М.И. Цветаевой отличается внутренней цельностью и особой, неповторимой, экспрессивной стилистической манерой. О чем бы ни писала эта талантливая дочь российской музы, она делала это с такой пронзительной искренностью, с такой по истине неземной силой, что всем было очевидно, что у нее талант от бога.
М.И. Цветаева так рано осознала свое поэтическое дарование, что ей казалось, что она уже родилась вместе с ним.
Небольшое по объему стихотворение «Если душа родилась крылатой…» содержит всего шесть строк, но оно выражает весь менталитет цветаевской .
Первые строки произведения подчеркивают первостепенность темы творчества для ее личности и судьбы. Духовный план существования противопоставлен материальному. Поэтическое сознание решает эту проблему выбора однозначно: никакие бытовые проблемы его не пугают. Поэт существует лишь в мире идей, в бесконечной борьбе за истину и справедливость.
Стихотворение написано в 1918 г. Для России это время глобальных исторических потрясений: за плечами три революции, кровопролитная гражданская война.
Цветаева лаконично, но в то же время объемно передает общественное противостояние того времени:
Два близнеца — неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых!
Ощущая внутреннюю непримиримость этих двух образов, одновременно Цветаева видит и их сходство, даже называет их близнецами, ибо вооруженный протест и тех, и других одинаково страшен и беспощаден, жесток и дик для тонкого поэтического мировоззрения.
Стихотворение «Если душа родилась крылатой…» родилось из противоречий, недоговоренностей. Знаменитые цветаевские тире подчеркивают эту фрагментарность. Многочисленные восклицания раскрывают ранимую душу лирической героини. Как ни хотела бы ее крылатая поэтическая душа спрятаться от страшных, несущих зло мировых событий, на деле это все-таки невозможно. В возгласе «что Чингисхан ей и что — орда!» больше боли, чем бравады.
Реальный мир, диктующий человеку определенные законы бытия, приходит в столкновение с тонким миром души художественного склада. Цветаевская лирическая героиня не просто говорит, она кричит об этом.
Если душа родилась крылатой (по лирике М.Цветаевой)
... крылатая («Если душа родилась крылатой?»,1918). Именно со стихотворения «Не самозванка?» Цветаева обретает всё большую уверенность в настоящей силе своей Души. И уже в эмиграции, потеряв всё материальное: Господи! Душа ... по литературе «Если душа родилась крылатой…» «Если душа родилась крылатой…» (Образ М.И.Цветаевой в воспоминаниях современников) I. Введение Если душа родилась крылатой —, Что ей ...
Стихотворение «Если душа родилась крылатой…» написано М.И.Цветаевой еще в довольно юном возрасте. Оно как бы предвосхищает череду испытаний, которые в последствии выпадут на долю поэта.
М. Цветаева верила, что умрет на заре. Тема полета души в ее творчестве тесно связана с образом птицы, в которую воплощается эта душа после смерти:
На заре — наимедленнейшая кровь,
На заре — наиявственнейшая тишь.
Дух от плоти косной берет развод,
Птица клетке костной дает развод
(«На заре…»).
В тридцатые годы М.И. Цветаева все чаще думает о смерти. Однако если в юности эти мысли воспринимались как закономерный жизненный этап, то теперь в лирике Цветаевой слышится неприятие жизни как таковой, звериная сущность которой предстала перед ней во всей неприглядной сути.
Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить
С волками площадей, —
восклицает ее лирическая героиня.
Крылатая душа поэта воспарила в небо раньше срока, но поэтические творения Марины Ивановны — птицы высокого полета, образцы тонкого художественного вкуса и неординарного дарования. Экспрессивность ее произведений, когда стих порой существует на грани плача и крика, не может никого оставить, безучастным, равнодушным. Ее творчество породило целую литературную традицию, в русле которой пишут прекрасные стихотворения Б.Ахмадулина, В.Долина и другие прекрасные современные поэтессы.
Как правая и левая рука, Первой бабки
И при всем том она была очень жизнестойким человеком, жадно любила и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто — непомерные. Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке. Коньками по льду и кольцом на стеклах, И на стволах, которым сотни зим, И, наконец — Чтоб было всем известно! — Что ты любим! любим! любим! — Любим! — Расписывалась — Радугой небесной. Жизнелюбие Марины Цветаевой воплощалось прежде всего в любви к России и к русской речи. Но как раз при встрече с Родиной поэта настигла жестокая и непоправимая беда.
Ты! Сей руки своей лишусь,, До Эйфелевой, Наша совесть, Тоска по Родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » «Если душа родилась крылатой…» . Литературные сочинения!
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
М. Цветаева
Марина Ивановна Цветаева — большой, сильный и смелый талант. Стихи начала писать рано, с шести лет, печататься — с шестнадцати. Уже в юношеских стихах Цветаевой проявляется ее индивидуальность, свой стиль и слог.
В ранних стихах Марины Ивановны господствует песенное начало, звонкость и полная свобода поэтического дыхания.
Как правая и левая рука —
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает — и бездна пролегла
От правого — до левого крыла!
Мятежность и неуступчивость, желание все проверить самой отличают ее первые стихи. Цветаевой интересны истоки этой непокорности. Она хочет понять и осознать прежде всего себя, свое место в этом прекрасном разноголосом и многоцветном мире.
Жизнь и творчество М. Цветаевой
... самой и своему творчеству: ее судьба была слишком трудной, можно сказать, трагической. Но были в ее жизни и светлые минуты. 1911 год счастливый год моей жизни, скажет Марина Цветаева. В ... всем: жилье, прописке, издании книг, работе. Арест мужа, дочери Ариадны, сестры и друзей, война и эвакуация все это отразилось на душевном состоянии поэта. Цветаева искала глазами крюк. Ничто не ...
У первой бабки — четыре сына,
Четыре сына — одна лучина…
А у другой — по иному трахту! —
У той тоскует в ногах вся шляхта.
Обеим бабкам я вышла — внучка:
Чернорабочий — и белоручка!
В центре этого многокрасочного и многозвучного мира стоит столь же резко выявленный в своих национальных чертах образ лирической героини, от лица которой написаны все стихи,- женщины с “гордым видом” и “бродячим нравом”, носительницы “страстной судьбы”, которой “все нипочем”, которая не знает удержу ни в страсти, ни в отчаянии, ни в любви, ни в ненависти, а во всем жаждет только “безмерности”.
Другие — с очами и с личиком светлым,
А я по ночам беседую с ветром
Не с тем — италийским
Зефиром младым, —
С хорошим, с широким,
Российским, сквозным…
Стихия своевольства, душевного бунтарства, “безмерности” — вот та эмоциональная среда, вне которой нельзя понять ни поэзию Цветаевой, ни самого поэта. Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности и, хотя хорошо знала себе цену как поэту, ровным счетом ничего не сделала для того, чтобы как-то наладить и обеспечить свою литературную судьбу. И при всем том она была очень жизнестойким человеком, жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто — непомерные.
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке.
Коньками по льду и кольцом на стеклах,
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец — чтоб было всем известно! —
Что ты любим! любим! любим! — любим! —
Расписывалась — радугой небесной.
Жизнелюбие Марины Цветаевой воплощалось прежде всего в любви к России и к русской речи. Но как раз при встрече с Родиной поэта настигла жестокая и непоправимая беда.
Ты! Сей руки своей лишусь, — Хоть двух!
Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, Родина моя!
Первые четыре года после Октября Цветаева прожила в Москве. Писала много, но печатали мало, и знали ее лишь в узком кругу завзятых любителей поэзии.
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, —
Все жаворонки нынче — вороны!..
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
“Мой милый, что тебе я сделала?!”
Само — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
За все, за все меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала?!
В 1922 году ей разрешено было выехать к мужу за границу. Жили в Берлине, Праге, Париже. Вскоре к Цветаевой приходит осознание того, что за “белым движением” не стоит ни исторической, ни человеческой правды, а белоэмигрантская среда с ее мышиной возней и яростной грызней оказалась ей более чуждой и враждебной, чем Советская Россия.
Как писать сочинение
... такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Структура сочинения-рассуждения 15.2. ОГЭ по русскому языку: 1. Тезис. 2. Аргумент - пример 1 + комментарий. 3. ... аргумента: Во-первых, в предложении № ... говорится о ... (употребляется ..., используется такое средство как ...). Это свидетельствует о том, что ..., (это позволяет судить о том, что ..., это ...
До Эйфелевой — рукой Подать!
Подавай и лезь. Но каждый из нас — такое
Зрел, зрит, говорю, и днесь.
Что скушным и некрасивым
Нам кажется ваш. Париж.
“Россия моя, Россия, Зачем так ярко горишь?”
В жестоких лишениях и полном одиночестве Цветаева продолжала мужественно работать — писала не только замечательные лирические стихи, но и поэмы, стихотворные драмы, прозу. Поэзия зрелой Цветаевой монументальна, мужественна и трагична. Она думала и писала только о большом, важном; искала и прокладывала в поэзии новые пути. Стих ее со временем отвердевает, теряет прежнюю летучесть. Читать ее стихи между делом нельзя. Она поэт сложный, требует от читателя встречной работы мысли.
Наша совесть — не ваша совесть!
Полно! — Вольно! — о всем забыв.
Дети, сами пишите повесть
Дней своих и страстей своих.
В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, но жизнь не становится легче; одиночество, тоска, война сломили Марину Ивановну, она добровольно ушла из жизни.
Тоска по Родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой…
Прошли годы — и поэзия Цветаевой дошла до читателей. Лучшему из того, что написала она, “настал черед” — потому что настоящее в искусстве не теряется и не умирает.
На позапрошлой неделе еще выступала наконец-то со своим сочинением по Цветаевой. Еще где-то в ноябре!!! нам дали темы на выбор по поэтам. Каждый должен был написать сочинение на выбранную тему и потом читать в классе. Мне довольно сложно было выбрать, так как я в первый день, когда дали темы отсутствовала и уже многие мои любимые темы разобрали. Но потом я увидела, что есть одна тема по Цветаевой. И хотя звучала она слишком расплывчато и настораживающе («Если душа родилась крылатой» по лирике Цветаевой), но я долго не раздумывала и выбрала эту тему, просто потому, что она по Цветаевой.
Я люблю лирику Марины Цветаевой. Я иду в ногу с ней что ли…Я читаю ее стихи, которые она писала вв 16-17 лет и ее мысли в них очень схожи с тем, о чем и я думаю сейчас. Ахматову (там были и по ней темы) я тоже люблю и скорее вот именно уважаю. Есть у нее мной очень любимые стихи. Но она как бы для меня где-то там, высоко, в недосягаемости…А Цветаева близка, понятна и словно свой человек что ли…
Думала написать сочинение заранее. Хотела на (даже в Австрию книгу брала, чтобы писать), и на весенних потом. Но (какова все же человеческая сущность, а!!!) все откладывала и откладывала. И вот писала в ночь перед сдачей, на позапрошлой неделе. Вот так ведь бывает!!! Но, может, так оно и правильно…По крайней мере, в декабре я бы так не написала. Мне многое дали заметки о Контио…свободнее стало писаться. А тут еще такая тема, что вступление можно писать свободное. Да и все сочинение такое лиричное что ли…
Одним словом, сочинение удалось. Это не я так считаю. Я лично свои сочинения всегда перечитываю с отвращением, хотя меня за них и хвалят иногда. Какой-то мне язык примитивным кажется и вообще…Но за это сочинение меня вновь (после года почти паузы) похвалила наша учительница. Так сказала, когда я прочла: «, да, ребят? Вот скажите мне, среди тех, из которых вы будете 2 июня списывать, среди всех этих золотых и бриллиантовых будут вот такие?..Вот кому надо деньги платить, чтобы писали». 🙂 Я редко хвастаюсь, но в этот раз уж позвольте.
Как цитировать стихи в сочинении
... слова цитирующего, вводящие цитату в текст, то ставится точка. *** Точно сказал об этом Мария фон Эбнер-Эшенбах. «Неподражаемое как раз и вызывает большинство подражателей», — писал он. *** Если в конце ... привести цитату в сочинении? «Симпатичны Вы мне, Базаров. Пусть и несвоевременный Вы, но в Вас горит неподкупное, смелое сердце новатора и прогрессивного человека. Давайте желать. » Как привести ...
Вот само сочинение. Пусть здесь хронится. Когда-нибудь будет забавно это перечитать…
Сочинение на тему: «Если душа родилась крылатой»., Жаркою кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
(Марина Цветаева)
21 век. Москва. Город. Осень. Раннее утро. Торопится, движется толпа людей, спешат москвичи на работу, бегут, опаздывая, студенты на занятия. Одно и тоже каждый день, повседневность, будничность. Все смотрят в землю, на серый асфальт, такой же серый, как и предстоящий день. Но вот вдруг разливается звон колоколов, такой непривычный в современной Москве, но еще сохранившийся местами, такой светлый, щемящий душу, заставляющий задуматься, вспомнить… Поднимаешь взгляд, смотришь ввысь, и сразу в глаза бросаются ярко-красные, будто пылающие кисти рябины. И все вместе это тот час рождает только одну возможную, единственно верную ассоциацию — Марина Цветаева. Конечно, не все в этот момент вспоминают о ней, но и не я одна. Рябина, колокола, яркость впечатления, рваность слога, сила стиха и, несомненно, божественность дара — все это она. То самое утро, когда родилась Марина Цветаева, — значимая дата: в тот день родился настоящий поэт. Цветаева всегда признавала божественность своего дара, признавала его врожденность. «Если душа родилась крылатой»…Если она такой родилась, значит, она будет петь, она не сможет не творить, что и доказала Цветаева своим творчеством. Посмотрим же, как эволюционировала, развивалась, насыщалась и приобретала особые, только ей присущие черты муза Марины Цветаевой.
Уже в 21 год Марина пишет стихотворение «Моим стихам написанным так рано».
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Это стихотворение подчеркивает некую обреченность появления стихов Цветаевой. Ее стихи — это стихи, «сорвавшиеся» невольно, а потому такие естественные, легкие, тонкие, прочувствованные. «Что и не знала я, что я поэт», — эта строчка подтверждает божественность творческого дара поэтессы. Ее стихи, вот они, лежат написанные перед ней. Но она писала их не потому, что это модно, что это делали многие или просто от нечего делать. Нет. Она писала потому, что не могла не писать. Это было настоящее, нисшедшее свыше вдохновение. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», — утверждает Цветаева, и можно с полной уверенностью подтвердить ее пророчество уже в наши дни. Мне кажется, что в этой фразе не самодовольство, не уверенность, что ее стихи лучшие. В них просто естественное понимание того факта, что пишущееся спонтанно, случайно, легко, под вдохновением, обречено на то, чтобы пережить многие годы и сохранить свою прелесть и актуальность. «Формула — наперед — всей моей писательской (и человеческой) судьбы», — так говорила сама Цветаева про последнюю строчку этого стихотворения.
Образ лирического героя в стихотворениях М.И. Цветаевой / Цветаева ...
... данного явления или переживания с точки зрения самой Марины Цветаевой. Если, прочитав стихотворение Марины, вы поймете ее лирического героя, то вы узнаете в нем и саму поэтессу. Для того чтобы ... стихотворений, совершенно не похожих на прежние и открывших новые черты ее лирического дарования. Эти стихи словно ушли в подполье тайных интимных переживаний, выраженных изощренно-зашифрованно: Когда ...
В стихотворении 1918 года вновь появляется тема вдохновения.
В черном небе слова начертаны —
И ослепли глаза прекрасные…
И не страшно нам ложе смертное,
И не сладко нам ложе страстное.
В поте — пишущий, в поте — пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий,—
Дуновение вдохновения!
Слова подобрать помогает именно «черное небо», на котором и начертаны слова. По-моему, эта метафора означает, что чаще всего озарения приходят именно ночью и сопровождаются некой вспышкой («И ослепили глаза прекрасные») В этом стихотворении уже чувствуется, что это самое вдохновение, муза становятся более четкими, индивидуальными, наделяется какими-то чертами. Также здесь уже звучит «мы» («нам знакомом иное рвение»), то есть Цветаева уже осознает себя частью некого целого, мира поэтов.
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
Стихотворение написано хоть и тоже в 1918 году, но позже предыдущего. Здесь Марина Цветаева уже говорит не только о божественность поэтического дара, но и о его назначении. Поэты, по Цветаевой, те же открыватели, ученые. Они тоже призваны, чтобы открывать людям какие-то невиданные до того вещи, расширять их представление о мире. Другое дело, что открытия эти немного другого плана: «Певцом — во сне — открыты закон звезды и формула цветка». Поэты призваны открывать законы чудес и формулы красоты.
В стихотворении «Не смущаю, не пою» Цветаева рассуждает вновь о своем даре, говоря про свою правую руку: «Той которою пишу то, что Богом задано». Здесь уже появляется явное утверждение того, что движет ее рукою воля Бога. А также Цветаева замечает, что ее правая рука, именно та, которой она пишет свои стихи, «праведная», что значит безгрешная, нелживая. Мы понимаем из этого стихотворения, что помимо того, что муза Марины Цветаевой божественна, она еще и наделена праведностью, правдивостью, что дает понять читателю, что писать она будет только правду, в ее стихах не будет места притворству.
Однако Цветаева сама приходит к пониманию того, что писать стихи не так просто, это вовсе не механическое конспектирование мыслей и нужных слов, принесенных порывом вдохновения. Это тяжкий труд, причем не только моральный, но и физический. Так в 1922 году появляется фраза «выдышаться в стих». Именно «выдышаться». Цветаева, когда пишет стихотворения, вкладывает в каждую строчку целую лавину чувств. Если она пишет о боли, ей больно, о счастье — ей легко и светло. Так что мы понимаем, что творчество — это действительно труд, это ярая самоотдача.
Для чего пишут поэты
... Поэты не рождаются случайно: Они летят на землю с высоты, Их жизнь окружена великой тайной, Хотя они открыты и просты. Эти проникновенные слова побуждают к размышлениям: почему пишут поэты, ... тем в творчестве русских поэтов - тема поэта и поэзии, размышления о назначении поэта. Обратимся к стихотворению «Поэт». Пушкин сравнивает поэта с пророком, который должен ... твоей школы уже списали это сочинение.
Примечательно стихотворение Цветаевой, посвященное тридцатилетию «союза» поэтессы и ее верного письменного стола. В этой серии стихов звучит обращение к столу, как к одушевленному предмету, спутнику по жизни, помощнику во время невзгод. Цветаева благодарит стол за то, что он был всегда с ней:
Так будь же благословен —
Лбом, локтем, узлом колен
Испытанный, — как пила
В грудь въевшийся — край стола!
«В грудь въевшийся край стола», — эта фраза звучит болью, истощением, истязанием. Однако Цветаева согласна на эту жертву во имя творчества, не отрекается от своего дара из-за тяжести и страданий, которые оно несет. Напротив, она благодарит высшие силы за свой дар и обращается к столу: «Будь же благословен».
В цикле «Поэты» Цветаева рассуждает о пути поэта вообще и приходит к выводу, что «путь комет — поэтов путь». Она приравнивает путь поэта к пути кометы, делая акцент на то, что путь поэтов «не предугадан календарем», что он «жжет, а не согревает», «рвет, а не взращивает». В последнем стихотворении цикла самая последняя строчка, такая искренняя и полная отчаяния, вопрошает читателя, глядя на него жирным знаком вопроса на конце:
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший — сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью
В мире мер?!
Ответа на этот вопрос сама Цветаева не дает.
« Стихи мне нужны как доказательство: жива ли я еще?»