Ое. Есенин и вожди революции («Россия, кровью умытая»)

Эссе

(нарком Луначарский и Сергей Есенин)

«Есенин был человек с очень нежной душой, — чрезвычайно подвижной и очень легко откликающейся на всякие прикосновения внешней среды, и, как это у художника должно быть, кроме этой необыкновенной нежности и впечатлительности душевной, он имел талант чрезвычайно точно и свежо, по-своему, эти свои, столь быстро возникавшие и изменявшиеся настроения передавать. Не подлежит никакому сомнению, что обе стороны того, что делает поэта поэтом, у него были: большая, исключительная впечатлительность и дар поэтической речи — и при том не простой, а именно речи, насыщенной эмоциями, речи, при помощи которой можно передать переживания, возникающие при различных столкновениях с внешней средой. И как такой чувствительный манометр того, что происходит вокруг, он был достаточно замечателен, хотя сфера влиявших на него явлений была сравнительно узка. Как мастер слова он уже, несомненно, представлял собой выдающееся явление ». (17, С. 31–32).

А. В. Л У Н А Ч А Р С К И Й.

«Я боюсь духовного, а не телесного голода…»

…В Россию Айседору Дункан пригласил в 1921 году нарком Анатолий Васильевич Луначарский. Перед отъездом в таинственно-притягательную Московию жаждущие сенсаций журналисты Парижа и Лондона буквально кишели вокруг великой танцовщицы, отваживавшейся отбыть в страну лютых зим, лаптей, медведей, балалаек, а теперь вот ещё и революции да голодомора.

  • Не боитесь ли ехать в Россию, когда там нечего есть?

— Я боюсь духовного, а не телесного голода… Русские могут не иметь достаточно еды, но они твердо решили, что искусство и образование должны быть доступны всем!.. — Через несколько месяцев, уже в Москве, Айседора Дункан, отвечая на вопрос корреспондента «Юманите» о первых впечатлениях и перспективах, убежденно скажет: — Я оставила Европу, где искусство раздавлено коммерцией. Я убеждена в том, что в России совершается величайшее в истории человечества чудо, какое только имело место на протяжении последних двух тысячелетий. Мы находимся слишком близко к этому явлению, чтобы увидеть больше, чем только материальные последствия, но те, которые будут жить в течение следующего столетия, поймут, что человечество через коммунизм решило сделать огромный шаг вперёд… Только братство рабочих всего мира, только Интернационал могут спасти человечество».

Айседора Дункан: «Мой танец не танец прошлого, это – танец будущего… Я хочу учить ваших детей и создавать прекрасные тела с гармонически развитыми душами…»; «Мои три года жизни в России, со всеми их страданиями, стоили всего остального в моей жизни, вместе взятого! Ничего нет невозможного в этой великой стране…»

24 стр., 11824 слов

Современный танец как средство внешней и внутренней гармонизации личности

... в практике работы по хореографии. Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, также включает в себя список литературы, состоящий из тридцати восьми источников. Хореография — искусство танца. В ... внутренняя свобода и уверенность в себе являются занятия в различных спортивных и танцевальных студиях. Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно самореализоваться, добиться цели он ...

А.В. Луначарский: «Айседоре казалось, что если тело будет сделано легким, грациозным, свободно двигающимся, то это в значительной степени повлияет и на сознание людей и даже на их общественную жизнь».

…Вскоре после приезда Дункан в мастерской художника Якулова Есенин и Дункан познакомились… «Он читал мне свои стихи, я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка…». Сердечная дружба. Не пропускал ни одного спектакля Айседоры…

Есенин: — Ты тоже имажинист!

Айседора (недоумевающее): — Па – чи – му?

Сергей: — Потому что в твоем искусстве главное – образ!… – Was ist «обрасс»?

Шнейдер: (переводит, поясняет)…

Сергей : — Ты, Айседора, тоже имажинист. Но хороший. Очень хороший имажинист… Понимаешь?..

Айседора (кивает головой): — Да… Да…

Сергей (улыбчиво, с лукавинкой): — Ты – Rewolution! Понимаешь?..

Айседора: — Ты — ангел, Серёжа… Ангел — ведь тоже имажинист… Прочитай что-нибудь…

Есенин (с озорной грустинкой): Я обманывать тебя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном Отчего прослыл я скандалистом? Не злодей я и не грабил лесом, Не расстреливал несчастных по темницам. Я всего лишь уличный повеса, Улыбающийся встречным лицам. Я московский озорной гуляка, По всему тверскому околотку В переулках каждая собака Знает мою лёгкую походку…- (обращаясь к Шнейдеру): Переведи, пожалуйста…

Айседора (выслушав Шнейдера, протестующее): — Нет, нет, не шарлатан, не повеса, не скандалист… Не злодей… Может, чуточку – озорной гуляка… Читай, читай, мой ангел!..

Есенин : Каждая задрипанная лошадь Головой кивает мне навстречу, Для зверей приятель я хороший, Каждый стих мой душу зверя лечит. Я хожу в цилиндре не для женщин – В глупой страсти сердце жить не в смле, — В нем удобней, грусть свою уменьшив, Золото овса давать кобыле. Средь людей я дружбы не имею, Я иному покорился царству. Каждому здесь кобелю на шею Я готов отдать мой лучший галстук. И теперь уж я болеть не стану, Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом .

Айседора (хлопает в ладоши): — Серёжа!.. Ты – имажинист!.. Я – имажинист!.. Всё, что ты говорил, я переведу на танец… Пластика… Пластика… Музыка… Движение… Грация…Это будет катарсис, грациозное нечто!..

Есенин: — Айседора, это в самом деле замечательные планы…

Айседора: — Мой муж и я являемся революционерами, какими были все художники, заслуживающие этого звания. Каждый художник должен быть революционером, чтобы оставить свой след в мире сегодняшнего дня…

Есенин (иронично, но добродушно): Айседора… дорогая… ты, я вижу, не только имажинист больше меня, но и политик больше самого Анатолия Васильевича Луначарского…

Дункан: (воодушевляясь, выслушав перевод Шнейдера): — Есенин – самый великий из живущих русских поэтов…Эдгар По, Верлен, Бодлер, Мусоргский, Достоевский, Гоголь – все они оставили творения бессмертного гения… Есенин – тоже… (все трое добродушно смеются).

12 стр., 5715 слов

Взаимоотношения человека и природы у есенина. природа в лирике сергея есенина

... мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, по словам ... известием. Стихи Сергея Есенина я считаю близкими каждому русскому человеку, который действительно любит свою Родину. В своем творчестве поэт сумел показать и передать в своей лирике те светлые, ...

……………………………………………………………………………………….

дел М.М. Литвинову:

«Уважаемый тов. Литвинов! Будьте добры, если можете, то сделайте так, чтобы мы выбрались из Германии и попали в Гаагу. Обещаю держать себя корректно и в публичных местах «Интернационала» не петь. Уважающие Вас Есенин, Айседора Дункан».

Пути и перепутья, тупики и горизонты кичливой Европы… Берлин, Франкфурт, Висбаден, Гаага, Брюссель… Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция… Париж…

Парижские строфы… — Не искал я ни славы, ни покоя, Я с тщетой этой славы знаком. А сейчас, как глаза закрою. Вижу только родительский дом. Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню. Ах, и я эти страны знаю – Сам немалый прошел там путь. Только ближе к родимому краю Мне б хотелось теперь повернуть…

Прощальное слово Айседоры Дункан:

«Трагическая смерть Есенина причинила мне глубочайшую боль. У него были молодость, красота, гениальность. Не удовлетворенный всеми этими дарами, его отважный дух искал невозможного. Он уничтожил свое молодое и прекрасное тело, но дух его будет вечно жить в душе русского народа и в душе всех любящих поэзию. Протестую против легкомысленных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мною никогда не было ссор… Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием…».

Узнав о трагической гибели Айседоры Дункан 15 сентября 1927 г., А. В. Луначарский в беседе с И. Шнейдером говорил о необходимости написать воспоминания о Есенине и Дункан, обещал оказать помощь в подготовке издании рукописи книги…

А.В. Луначарский о Есенине

«Есенин пришел из деревни не крестьянином, а в некотором роде деревенским интеллигентом».

«Деревня, в красоте её пейзажа, — говорил А. В. Луначарский, — которую Есенин умел передать прекрасно, деревня, в которой опоэтизированы убожество и покорность, которые её присущи так же, как и природа, полная грусти, — эту вечно веющую над деревней, печальную песню уловил Есенин, и её прекрасными звуками, очаровательными складками, узорного плата народного он одевал все свои деревенские впечатления. А кроме того, всё это сильно пахло ладаном. Купола в значительной степени закрывали весь пейзаж. Почерпнутые из духовных книг сравнения, церковщина, во всем своем многообразии, глядели из всех углов. Эти поповские представления и сравнения пронизывают во всех направления поэзию Есенина первого периода. И они создали ему очень широкий успех». (17, С. 32–33).

«Такое было время, — говорил он, — что и у мужика готовы были «искать правды», и мистицизмом увлекались, и за новинками гонялись. Понятно, что на Есенина обратили внимание: «Вы слышали Есенина? Вы, душечка, еще не слышали Есенина? Послушайте, очень интересно». В меценатствующих на полкопейки кругах Есенин вошел в моду в качестве пейзана, пейзанского поэта: поет приятно, сладко — прямо как тульский пряник! — и притом несомненный мастер». (17, С. 33).

«Нельзя особенно серьезно рассматривать революционных настроений Есенина в период Октября, — говорил он. — Его эти события всколыхнули только на короткое время, и эта встряска потом прошла, ибо он не смог осознать действительную сущность пролетарской революции. Осознать эту сущность он мог только путем чрезвычайно усиленной работы над собой. Но он этого не сделал». Я не придаю большого значения тому, что в дооктябрьский и послеоктябрьский период у Есенина были порывы революционного чувства. Правда, он говорит: «Я — большевик» Но на самом деле это для него самого было довольно неясно. Он с восторгом говорил: «Пляшет перед взором буйственная Русь». Элементы разинщины и пугачевщины имелись в нашей революции, и эти элементы доступны пониманию крестьянства, в том числе и Есенина» (17, С. 33).

6 стр., 2723 слов

За что мы любим Сергея Есенина? Вспоминаем скандальные выходки поэта и хулигана

... поэзии, в котором я дважды приняла участие. Я рассказывала стихи одного и того же современного поэта А.Дементьева. Ведущие праздника говорили, что душа отдыхает во время чтения стихов. Я люблю поэзию, и всегда ... раньше не видела ее. (No Ratings Yet) За что я люблю стихи С. Есенина Другие сочинения по теме: Пейзаж Есенина – не мертвые, безлюдные картины. Пользуясь словами Горького, можно сказать, ...

Третьей полосой в творчестве С. Есенина А. В. Луначарский считал его душевное состояние в последние годы жизни, когда поэт стал ощущать не только свое болезненное физическое состояние, но и понимать, что у него «меркнет и его талант». Это был взрыв тоски, отчаяния и самоосуждения. А. В. Луначарский доказывал, что Есенин неоднократно предпринимал попытки выйти из этого состояния, указывал, что поэт

«хотел спастись. Он был искренен, когда говорил, что «хотел бы я, задрав штаны, бежать за комсомолом». Он и за Марксом сидел, зубрил, стараясь что-то понять. Но вещь эта была для него трудная: другое направление ума» (17, С. 36).

«Уже во второй период его жизни, — писал А. В. Луначарский, — ужас этот сквозил в обращении к людям, которые его топят в водке, уже тогда появилась снова тоска по деревне, выступает сознание, что, может быть, он уже не нужен, вообще не нужен людям, которые строят будущее. Это выступает все время в напечатанных и в особенности в ненапечатанных в то время (например, «Черный человек») стихах. Он видел свою гибель, его нежную, чуткую душу все сильнее угнетало это безвыходное, беспросветное крушение, в котором он винил, прежде всего, самого себя. Но он был, прежде всего, поэтом, и настроение это стало источником чудесных песен скорби» (17, С. 36).

Узнав о трагической гибели Айседоры Дункан 15 сентября 1927 г., А. В. Луначарский в беседе с И. Шнейдером говорит о необходимости написать воспоминания о Есенине и Дункан, обещает оказать помощь в подготовке издании рукописи книги.(20).

Сергей Есенин в духовном мире нашего современника… Есенинские уроки в школе… Есенин всегда и сегодня… Есенинское слово для «физиков» и «лириков»…

Ранняя осень в Подмосковье и на Рязанщине. Просветлённые, сквозистые березняки. Радужная позёмка опавшей листвы в дубравах, рощах и перелесках. Сентябрьские листопады. Журавлиные прощальные клики с поднебесья. Умиротворенный шум пустеющего бора. Всполохи калиновых гроздьев, пламя рябиновых костров.

Есенинские дни поэзии. Есенинские чтения… Конкурсы юных чтецов-декламаторов, юных художников-иллюстраторов, юных любителей песенного слова.

…По-байроновски наша собачонка

Меня встречала с лаем у ворот.

Ах, милый край!

11 стр., 5380 слов

«Художественное своеобразие поэзии Есенина. Какие особенности творчества Есенина

... лежит поговорка: «Светит, да не греет». Ho поэт не остановился на подобных перифразах. Лиризм и эмоциональность поэзии Есенина повлекли за собой своеобразное использование афористического склада русской ... поэту было всего 20 лет. В ранних стихах С. Есенина мы встречаем много таких зарисовок, которые можно назвать маленькими лирическими этюдами или картинами деревенской жизни. Сила Есенинской ...

Не тот ты стал,

Не тот…

Сергей Е с е н и н.

«Возвращение на родину». 1924.

Россия поклоняется Есенину –

за светлый ум кудрявой головы,

за песню, что нежна до потрясения…

Какие б ни сквозили непогоды, И как бы ни менялись времена,, Его душа в большой душе народа,, Как соль в морской воде,

растворена…

Ты не грусти, рязанская берёза!, Перечеркнув разлуку долгих лет,, К тебе сегодня

вылитый из бронзы,

Навечно возвращается поэт!.., И чтобы песен искренность весеннюю, Не дать в обиду больше никому,

Россия

поклоняется

Есенину –, Бессмертному поэту своему!

Евгений М а р к и н.

Сто лет назад

  • ..Трудно переоценить роль МГУ, кафедр университета в развитии есениноведения… Планируемый Есенинский международный дистанционный форум позволит обобщить опыт, исследовать творческую плодотворность традиций…