Духовность и нравственность современной молодёжи

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра психиатрии и клинической психологии

Эссе на тему:«Духовность и нравственность современной молодёжи».

Выполнила студентка 2 курса лечебного факультета 4-ой группы Бобела А.Ю.

Современный мир находится в процессе глобальных крупномасштабных трансформаций, которые не могли не затронуть и российское общество. В условиях фактического расслоения российского общества, неравенства возможностей в получении образования, жилья, в исполнении воинского долга обостряются проблемы, связанные с молодёжью. И это при том, что в современных условиях трансформирующегося социума молодежь предстает как основной социальный ресурс с точки зрения стоящих перед обществом стратегических задач.

Молодежь определяется автором как специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и тд), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений, хотя на определенных и продолжительных этапах своего становления являющаяся одновременно объектом и субъектом общественного воздействия.

Другой особенностью современного молодежного сознания является нарастающее падение интереса к системе смысложизненных ценностей Это связано со сложностями модернизационного процесса, которые способствовали росту разочарования в любых смысложизненных ценностях и идеалах, а нарастание социальных проблем заставляло концентрироваться главным образом на жизненных вопросах. Универсальные ценности стали преобладающими

Кроме того, интерес к смысложизненным ценностям требует достаточно высокого уровня культуры личности, развития ее креативных способностей. Чем они выше, тем чаще встает перед молодым человеком вопрос о смысле его жизни Реальностью нынешнего дня является снижение общего уровня духовной культуры, что проявляется в отсутствии у многих молодых людей установки на духовное саморазвитие, на обеспечение полноты и всесторонности личности

Коллективные ценности отходят в молодежном сознании на второй план Молодые люди становятся все более прагматичными и рационально мыслящими Они ориентируются на богатство и карьеру, а возможность их достижения связывается с получением хорошего профессионального образования Профессиональный рост и карьера — третья по значимости проблема, волнующая студентов, после нехватки денег и учебы.

5 стр., 2187 слов

По обществу «Виды культур»

... человеческом обществе. Главная ценность – мораль . типологии культуры Типы культур, Основа классификации Культуры религиозные ... равенство перед законом. Это создало определенные перспективы для возвышения среднего ... Формы субкультуры разные – культура профессиональных групп (театральная, культура медиков и т.д.), территориальная (городская, сельская), этническая (культура цыган), религиозная (культура ...

Российская молодежь в своем большинстве принимает идеи демократического общества, свободы мнений, свободы выбора собственного пути По социально-политическим установкам и ценностным ориентациям она поддержала демократические преобразования Как реальность сегодня в России большинством молодежи признается свобода выражения своих политических взглядов, возможность поступать в соответствии с совестью и убеждениями, более трети ценят возможность участия в выборах и воздействия на политическую ситуацию в стране Молодежь является политическим резервом, прежде всего для сил, заинтересованных в проведении реформаторского курса

В основной массе молодежи преобладают настроения и действия, свидетельствующие о ее нацеленности на жизнь и работу в условиях общества с рыночной экономикой В целом молодое поколение быстро адаптируется к рыночным условиям и глубже входит в современную экономическую систему, чем старшее поколение.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Какова же сущность основных понятий и факторы развития духовно-нравственного воспитания.

В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами «душа», «дух», «духовность», которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность».

В педагогических источниках под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.

Под понятием духовность традиционно обозначалась совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью. В этой связи следует отдельно поговорить о религии как значимой части духовной культуры. Происхождение слова религия и его первоначальное значение до сих пор вызывают споры. Одни считают, что оно связано с понятиями «благочестие, предмет поклонения», другие возводят его к латинскому глаголу «связывать, соединять» (мир людей и мир сверхъестественный).

Для каждой традиционной национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является стержневым, культурообразующим фактором. Ее культурообразующая роль заключается в определяющем влиянии на содержание и формы всех сфер бытования культуры: духовной и материальной.

18 стр., 8751 слов

«Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании ...

... работы: Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Предмет исследования:, Задачи исследования: 1. Раскрыть основные понятия: «духовность», «нравственность», «культура». 2. Выявить особенности нравственного воспитания детей школьного возраста через народные ... полученной информации. Курсовая работа состоит из ... человеческой жизни, своеобразного ...

К сожалению, в системе мировосприятия большинства современных людей представление о религии отсутствует. Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере.

Следует особо подчеркнуть, что религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом. Религия важнейшая часть духовной и культурной жизни человечества на протяжении всей его истории.

Россия — многонациональная страна. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому новое поколение россиян, не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет обустраивать свою страну. Без элементарных знаний о религиозной стороне жизни невозможно правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего. Религии всегда были и продолжают оставаться стержнем в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо. Кроме того, без знаний о религиях трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную подоплеку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные, но нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества.

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев связывают духовность и нравственность. «Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты… Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека».

Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, — оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка. Формировать нравственность ребенка в семье — значит определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям: индивидуалистическим или общественным; вещно-предметным и духовным; добру и злу;созидательным и разрушительным.

13 стр., 6154 слов

Какова роль родительского наставления в жизни человека?

... наставления родителей порой играют решающую роль в жизни каждого человека. Никогда не проходят бесследно для ребенка слова родителей. Это необходимо понимать и учитывать при воспитании детей, ведь судьба их во многом в руках родителей. Вариант ...

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», — писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.

Говоря о духовно — нравственном воспитании, необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. В концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение воспитания подрастающего поколения, которое следует рассматривать как обязательный для государственных образовательных учреждений компонент педагогического процесса, охватывающий всех участников независимо от их социального происхождения, религиозной или национальной принадлежности.

При многообразии подходов к пониманию источников, механизмов и стадий развития духовности, общим для большинства исследований является тезис о том, что духовность не бывает спонтанной и достигается в процессе работы человека над собой. Если обозреть роль педагога-учителя в духовно-нравственном воспитании молодежи, то ей уделяется самое пристальное внимание. Так как важным фактором успешного развития как личности, так и всего образовательного процесса в школах, ВУЗах является личный пример учителя. Роль педагога, его нравственный и профессиональный авторитет имеет ключевое значение в деле воспитания духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Сегодня педагог берет на себя ответственность не только за образовательные достижения, но и за нравственное и гражданское воспитание молодежи, гуманизирует процесс воспитания и одновременно преобразует саму социальную действительность, учитывая весь человеческий опыт духовной культуры, народную мудрость поколений. Потребности современного общества возлагают задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

Воспитание – это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; духовно-нравственное воспитание личности – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которое осуществляется в системе российского образования. Педагогика считает необходимым развитие у человека духовность, ориентированную на доброту, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества и государства.

18 стр., 8697 слов

Культура, её значение в жизни человека и общества

... ценностей, и процесс человеческого творчества. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата всего общества. Такие характеристики можно давать бесконечно. Культуру ... на человека и стал означать его воспитание, образование, т.е. «возделывание человека». Уже у Цицерона появляется термин «культура» в понимании умственной деятельности. Культуре в этом ...

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности, всех ее духовных и физических сил, способностей; вести каждого к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Сегодня категории «образование», «обучение» и «воспитание» начинают пониматься как целостный, нераздельный процесс. Собственно говоря, без должной воспитанности учащихся эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функций. Подчеркнем, что речь идет о единстве, а не о параллельном независимом их осуществлении. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Современная культура перестала быть культурой отраслевой, она развивается под знаком интеграции, и взамен специализированному иерархизированному знанию должны прийти целостное знание, новые принципы и структура образования, ориентированные на формирование культуры человека.

Важную роль в духовно – нравственном воспитании играет государство и политический

Приоритетной задачей государства и политического строя, по моему мнению, является актуализация системы общенациональных ценностей. Духовно — нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленно на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых смысложизненных ориентиров, существенное повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему”.