О духовно-нравственном воспитании школьников

Сульберекова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат»

О духовно-нравственном воспитании школьников…

Духовный — …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.

В.И.Даль «Толковый словарь», Нравственность, С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»

Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями.

Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. В процессе воспитательной деятельности участвует весь педагогический коллектив нашей школы. Но чтобы эта деятельность была наиболее эффективна, одного усилия педагогов не достаточно. Для этого также необходимо участие родителей и социального окружения.

На сегодняшний день вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем. Мы видим, как меняется интеллектуальное, духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. И не секрет, что дети получают крайне разное по своему качеству воспитание. Для большей части подрастающего поколения учителем является лишь жизнь, а доступ к получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно-нравственного становления существенно ограничен.

Что происходит с нашей молодёжью? Неужели, кроме бутылки пива, пачки сигарет и нецензурных выражений для них не существует больше ценностей? Дети развиваются на примерах поведениях взрослого человека, так было всегда. В целом родители заняты материальным обустройством жизни, да и в вопросах воспитания и детской психологии, в сущности, они мало сведущи. Вот и получается, что воспитывать получается спонтанно, от случая к случаю, по своему разумению и настроению. Воспитание постепенно приобретает насильственно-принудительный и карательный характер.

67 стр., 33126 слов

Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в ДОУ

... в ДОУ «Солнышко». Проанализировать результаты работы по патриотическому воспитанию у старших дошкольников с использованием средств фольклора в ДОУ. В работе ... содержания является нравственный компонент, направленный на патриотическое воспитание посредством фольклора; оно представляет ... В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и ...

В каждодневной жизни мы способны трезво рассчитать свои финансовые и материальные выгоды, выискивать пути к доходам и экономии средств. Но при этом совсем забываем о «вложениях» в грамотное воспитание ребёнка. А сколько стоят тысячи дней, проведённых в тёплой семейной атмосфере, которая изо дня в день наполняется радостью, гармонией, взаимопониманием? Во сколько мы оценим уютную старость, обласканную искренней любовью, пониманием и заботой умело воспитанных детей?

Хорошо, если по стечению обстоятельств или волею судьбы ребёнку повезёт и наставники, выводящие его в жизнь, окажутся ответственными воспитателями и культурными людьми, на которых можно равняться и с кого можно брать пример. А если нет? Что тогда? Кто с ранних лет подведет детскую хрупкую душу к прекрасному? Кто научит делать добро, глубоко понимать людей и свой внутренний мир? Кто поможет сформировать душу ребёнка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем отвращение к уродливым явлениям жизни?

Воспитание – многолетний, требующий терпения и знания труд. А многие ли родители, будучи занятыми людьми, готовы и способны справиться с такой задачей? Готовы ли они пожертвовать свободным временем и каждодневно прилагать усилия в этом направлении?..

Ребенок появляется на свет чистым, как ангел. Он сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия. И вот здесь-то нужно успеть воспользоваться врожденным чувством красоты и развивать его. Все зависит от нас, родителей. Народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь»

В последние годы люди стали бояться громких слов, избегать упоминаний о таких понятиях, как Родина, патриотизм, милосердие, национальная гордость. Оправдано ли это? Что творится с нашими душами?

Люди замкнулись в себе, стали чёрствыми. Забыли про Бога, про заповеди божьи, сердца стали чёрствыми. Нет никому дела до чужих проблем.

Как-то, возвращаясь с работы домой, стала свидетелем вопиющей картины. Дети, школьники, бросали камни в бездомного больного человека. Один камень прилетел ему в голову, разбив лицо. Остановился он, обтирая лицо дрожащими руками. Слёзы навернулись от такой детской жестокости? Что сделал этот несчастный человек им? Естественно, я не смогла молча пройти и не сделать замечания. Кто воспитывает таких детей? Ответ один – такие же бездушные родители. Далеко ходить не надо. Если взрослый человек, да «непростой», а служащий в системе защиты, в ситуации, где требуется мобильность, быстрое решение и помощь, посылает в «тридевятое царство», откуда заведомо возвращаются с пустыми руками. Причем сам, являясь виновником случившегося, не извинившись, просто сбегает, не оказав при этом помощи. Последствия случившегося пришлось исправлять вместе с пожилой мамой. Да, «не всякий мужчина, что в штанах ходит». А ведь это будущий отец, глава семьи. Беспокойно становится мне за подрастающее поколение.

Многие привыкли ругать школу, педагогов: «Мол, ничему не учат, не воспитывают». Хотя забывают, что очень многое идет из семьи, и самые первые воспитатели – это родители. Вспомните, раньше дворянские дети получали первоначально домашнее образование и воспитание. И ведь какие люди вырастали. И неважно, какой был век, человек должен оставаться человеком всегда. И если взрослые в детском возрасте не объясним ребёнку, что такое добро, милосердие, сострадание, то страшно представить даже, как может сложиться их судьба…

Прочла совсем недавно притчу о девочке без детства и плюшевого Зайца (о тяжёлом детстве, обиде на родителей, прощении).

И ведь есть над чем задуматься.

«У каждой маленькой девочки в детстве был свой любимый плюшевый Зайка. А у Алисы его не было. У её родителей не было денег купить ей любимую игрушку. А ещё у девочки никогда-никогда не было настоящего Детства. У других деток оно было счастливым, весёлым, ярким, а у Алисы оно было наполнено грустью и печалью. Её мама была тяжело больной, папа бесконечно занят. Девочке вместо игр нужно было ежедневно ухаживать за мамой, помогать ей, в то время как отец с утра до ночи зарабатывал на кусок хлеба. Можно сказать, что и отца у Алисы не было. Когда он приходил поздно домой, девочка уже крепко сопела носиком в подушку, прижимая крепко-крепко к себе кусочек самодельной игрушки, сшитой из меха…

Время летело быстро, родителей не стало. Алиса вышла замуж, и изо всех сил пыталась дать своим детям то, чего у неё самой не было — Детство. Она с мужем покупала им любые игрушки, выполняла малейшие просьбы, искренне считая, что в этом и заключается счастье ребёнка. Алиса выросла хорошей матерью, счастливой женщиной. И только по ночам ей до сих пор снился плюшевый Заяц, которого у неё не было в детстве. И родители, которых она очень любила, не смотря ни на что.

На своё День Рождение взрослая девочка Алиса пошла в магазин игрушек, взяв с собой своих деток и мужа. В тот день её заветная мечта с детства была исполнена – у нее появился свой самый-самый лучший и красивый плюшевый Зайка. Её счастью не было предела. С тех пор Алисе больше не снился Заяц. Теперь всё чаще в её снах к ней приходили её родители, такие родные и близкие, такие молодые и живые, что взрослой Алисе даже показалось, что сон становится явью…

В то утро женщина пошла в цветочный магазин, чтобы купить цветы и навестить своих родителей…»

Взрослым надо знать и помнить, что детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети очень чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Коль суждено дышать, Нам воздухом одним,, Давайте-ка мы все, Навек объедимся., Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся…

И сами сохранимся  1