» Дорогу осилит идущий»

Эссе

Третьякова Наталия Александровна,

заведующий

информационно-библиотечным центром

МБОУ СОШ № 71

г. Ижевск, Удмуртская Республика

Дорогу осилит идущий…

Всё началось как всегда очень неожиданно, меня попросили помочь ребятам подготовиться к республиканскому конкурсу буктрейлеров. И было это начало в 2011 году.

Появились первые вопросы: «Что это?», «Как это реализовывать?», «Правильно ли мы действуем?»., Первые работы, первые слезы разочарования, первые победы. Все было впервые…, Как привлечь ребенка в проект? Что сделать, чтобы ему было интересно творить?

Все эти вопросы возникали на протяжении нескольких лет. Методы проб и ошибок. Создание интересных проектов и команд для создания этих проектов внутри школы, конференции, защиты проектов, награждение победителей, совместная работа с педагогами литературы и информатики по популяризации чтения и многое другое. Все это являлось для нас составляющей частью наставничества.

Согласно педагогическому словарю определение наста́вничество —

Наставник — это человек, который становится для ребенка значимым, который дает ребенку нить, связующую его с внешним миром, дает ему шанс найти себя в этом мире, готовит к самостоятельной взрослой жизни, посвящает ему свое время, знания, силы, заботу и любовь. Роль наставника для учеников – помочь ухватить, улучшить свою жизнь, прорваться сквозь вязкость быта для того, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны. Текущий момент – праздничный или торжественный, рутинный или повседневный, слишком краток, чтобы ним пренебрегать. Упущенные возможности или недооцененные моменты в жизни – именно то, о чем жалеют люди в зрелом возрасте. Но есть и хорошая новость – умению чувствовать жизнь здесь-и-сейчас можно научиться. Причем для этого не обязательно радикально меняться. Небольшие перемены в образе мышления помогут приобрести способность жить в настоящем как тогда, когда все были детьми. История знает множество наставников, способных вдохновлять даже через сотни лет. Они словно проводники – вбирают опыт учителей, пропускают его через призму собственной философии, опыта, а после – делятся с миром своими умозаключениями. Омар Хайям, Антон Макаренко, Далай Лама XIV и Билл Гейтс – они в свое время были учениками, прежде, чем стать духовными лидерами или наставниками. Учителя были у обычных мастеров и императоров, а сегодня без упоминания имен наставников не обходится ни одна церемония вручения, будь то премия по журналистике либо диплом окончания колледжа. Писатель и мотивационный оратор Ник Вуйчич написал в своей автобиографии: «В те моменты, когда вы задумываетесь над возможностью реализовать свои планы, положитесь на людей, готовых стать вашими наставниками».[2]

План действий был разработан. Я понимала, что нужна система, которая бы позволила реализовать все задумки и действительно помочь ребятам окунуться в интересный мир творчества. Обратилась за помощью к педагогам информатики и литературы. Был создан внеурочный образовательный проект «Мир IT -технологий», благодаря которому мы начали готовить ребят к конкурсам. Данный интегрированный образовательный внеурочный проект «Мир IT технологий» был рассчитан на развитие коммуникативных и исследовательских умений учащихся, навыков проектирования и работы в команде, освоение и повышение уровня владения информационными технологиями, на формирование у обучающихся положительного отношения к чтению. Участие в проекте позволило ребятам расширить кругозор, способствовало развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, также проект способствовал освоению новых компьютерных программам, таких как киностудия Windows Live, Компас 3D-моделирование, Galameo , Power Point , Lego Mindstorms EV3 и т.д. Проект был организован в рамках мероприятий, направленных на развитие и подготовку к конкурсам различного уровня. Именно работа с информационными ресурсами, анализ текста, особенности поиска информации в сети Интернет, освоение новых технологий помогли обучающимся сформировать навыки работы с информацией.

Главное в проекте, было мотивировать ребят на результат, умение увидеть перспективу и развиваться по всем направлениям. Немаловажную роль в этом сыграли родители и администрация школы.

Первое, что я сделала после написания проекта, вышла на родительское собрание, заручилась поддержкой родителей и педагогов. И мы начали творить.

Для того, чтобы ребенок начал действовать, конечно же приходилось подавать собственный пример, изучить видеотехнологии, заниматься самообразованием, общаться с ребятами с соцсетях, иногда даже до позднего вечера… Методом проб и ошибок, мы начали выстраивать систему общения, обучения. Любой участник проекта мог обратиться за консультацией и помощью, и если я, как наставник не могла помочь ребенку, то искала выходы из сложившейся ситуации обращаясь к коллегам.

Главная проблема современных детей состоит в том, что они мало читают. Развить мышление, грамотную речь, увлечь современного подростка чтением, для меня эта задача была наиболее важной, так как конкурсы связаны непосредственно с этой тематикой. Например, для проекта «3 D моделирование» я разработала список произведений, которые ребята должны были прочесть и на основе произведения создать модель в программе «Компас 3 D ». Затем у нас проходила защита проектов. Ребята рассказывали, какие сложности возникали у них при работе с данной программой или текстом.

Для того, чтобы выявить наиболее интересные работы, задействовали все классы, участвовавшие в проекте. Все защиты проектов проходили в информационно-библиотечном центре и кабинетах информатики. Была организованна школьная конференция «Мир IT -технологий», по результатам которой ребят ждали призы и награждение.

Самая первая работа для участия в республиканском конкурсе буктрейлеров была выбрана по наитию, и она оказалась очень слабой, но на тот момент, я так не думала. В дальнейшем, я уже более четко представляла себе, как это всё может выглядеть. В процессе создания проектов ребята обращались за помощью, развивались, и вместе с ними развивалась и я.

Девиз «Учиться сегодня — лидировать завтра» стал понятен каждому: и учителям, и ученикам, и родителям. И результат не заставил себя ждать. Оказалось, в нашей школе так много талантливых детей! В каких только конкурсах они не принимали участие! Открытый районный фотоконкурс «Книга в объективе», I , II места, Сетевой образовательный проект педагогов УР «Библиопозитив», команда «Фруктики» заняла I место среди учащихся 5-7 классов, 2015 г., республиканские IT –конкурсы буктрейлеров: «Книга в кадре: забытые книги!», I место, 2013 г.; «Книга в кадре: книги о Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов», III место 2014 г.; «Легенды фэнтази-мира, III место 2015 г.; «Великие открытия и изобретения», III место 2016 г.; «Живые страницы детской литературы», III место,2017-2018 г.

Родители также являются одной из важнейших составляющих взаимодействия, без их помощи вряд ли бы мы смогли добиться высоких результатов таких как, победа в международном фестивале авторской детской мультипликации «Я творю мир», номинация «Росток», I место, 2018 г. (г. Москва).

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Устанавливая партнерские отношения с семьей каждого ученика, создавая атмосферу взаимоподдержки и общности интересов можно добиться результата. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Ребята с удовольствием принимали участие в данных конкурсах.

Одной из главных задач современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентоспособном мире. В нашей школе созданы все условия для развития, обучения и воспитания учащихся, большая поддержка администрации школы также имеет не маловажное значение для продвижения наставничества.

От профессионализма, компетентности наставника зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и успешность в жизни. Мы постоянно ищем новые формы работы. Самообразование, участие в конкурсах профессионального мастерства является одним из условий развития наставника.

Можно сказать словами Сухомлинского: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Каждый раз, когда я вижу, как зажигаются глаза ребят, как они творчески растут и развиваются, преодолевая самих себя, сердце наполняется радостью.

Список использованных источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/dorogu-osilit-iduschiyrassujdenie/

1.Бим-Бад

2. Наставник и наставничество-что это такое? [Электронный ресурс]: [ Сайт].-Режим доступа: