Что лучше? Письменный и устный экзамен по русскому языку и литературе в советской системе? Или нынешний западный плагиат под названием ЕГЭ?
Был устный экзамен. Перед учителем ЖИВОЙ ученик. Удивительно тонкий психологический процесс узнавания в ученике личности,пытающейся МЫСЛИТЬ на ходу, оформлять мысли в слово, фразу, целый монолог…
Перед учителем выросший за одиннадцать лет ЧЕЛОВЕК, которому, из-за некоторого отсутствия информированности, следует все же помочь, направить его мысль в нужном направлении, потому что нельзя портить жизнь очевидной незаурядности, вдруг в чем-то заблудившейся…
Нельзя, ни в коем случае нельзя полагаться при сдаче ЕГЭ по русскому языку только на письменный ответ учащегося. Тут СЛУЧАЙ мжет иметь решающее значение.
Задания по уровню сложности, тексты для анализа, темы сочинений бывают крайне сложными или удивительно упрощенными.
Даже начитанный ребенок, знающий русскую и зарубежную литературу может нарваться на такие философские проблемы и вопросы к ним, на такие неоднозначные художественные средства изобразительности в предложенных текстах, что и остепененному филологу или мудрому философу необходимо время не день или два, а также для верности обложиться необходимой литературой по предложенному исследованию, чтобы вразумительно написать эссе в количестве не менее 70 слов. Если слов будет 69, то 0 баллов — пусть даже ученому удалось в сжатой форме вскрыть проблему.
Вот для примера текст из моего любимого автора Юрия Бондарева «Мгновения». Текст сложен и рассчитан прежде всего на талантливого человека, думающего, опытнейшего, пережившего, но и, разумеется, прочитавшего не одну тысячу глубоких книг. Юноши и девушки редко в наше время обладают таким даром и трудолюбием. Они мало читают. Или читают сокращенные варианты классики в Интернете:
МГНОВЕНИЕ
(1) Что же руководит миром и всеми нами? (2) Может быть, это раскалённая бездна звезды в центре Вселенной или ослепительная чернота, поглощающая в утробе своей расплавленные тела созвездий и целые галактики? (3) Может быть, именно эта наивысшая власть даёт законы мировому движению, определяет все начала и концы, жизнь и смерть, вращение Земли, рождение и гибель человечества, подобно тому, как земная природа создаёт в лесах муравейники и предопределяет их последнюю секунду, уже в самое рождение вкладывая срок конечный?
Сотни тысяч слов в нашем языке но на первое место анализ текста по плану
... в тексте. (В названии есть определение жанра, в котором написан текст. Это жанр слова, который часто использовался в древнерусской литературе, а также часто встречался в названиях сочинений. Словами назывались в ... один прием пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя ... цифр запишите. Читая текст, мы словно ... в неделю всех святых”) Слово произносилось во время ...
(4) Немыслимо представить бесконечное пространство Вселенной: огнедышащие ураганы, протуберанцы солнечных кипений, испепеляющих всё в страшном гигантском вихре, вспышки взрывающихся звёзд, ливни огненной карусели, и где-то среди таинственной тьмы, на каком-то пересечении космических осей координат летит, вращается слабая пылинка — Земля, которой наивысшая сила великого мироустройства сообщила определённую энергию, задачу и срок существования согласно общим законам вселенского механизма.
(5) Невозможно согласиться, что в её рождении уже заложен последний миг прощания, что смерть — нерасторжимая уже тень жизни, неразлучный её спутник в солнечные дни радости, любви, молодости, успеха, и чем ближе к закату, тем длиннее и заметнее роковая тень.
(6) Вечность — это бесконечное время, и вместе с тем нет времени у вечности.
(7) Если долголетие Земли — лишь мгновение микроскопической крупицы мировой энергии, то жизнь человека — мгновение наикратчайшего мгновения.
(8) 26 января 1976 года в северном полушарии неба взорвалась звезда размером с наше Солнце, и загадочный гигантский взрыв продлился всего сорок минут, выплеснув в пространство такое количество энергии, которой хватило бы Земле и нам, грешным, на миллиард лет.
(9) Никому не известно, с чем был связан этот взрыв — со смертью или рождением новой звезды, или, может быть, агония стала рождением, или, может быть, было непостижимое высвобождение ядерной энергии, гибель звезды, её превращение в чёрную дыру, необычайной плотности небесное тело, которому в предназначенный миг тоже суждено взорваться и умереть, смертью своей образуя совсем уж загадочную белую дыру.
(10) Кто точно ответит, каким законам, каким силам Вселенной подчинена стихия и эволюция, периоды жизни и час смерти, рычаги превращения жизни в смерть и смерти в жизнь?
(11) Едва ли мы сможем объяснить, почему человеку дан срок не девятьсот лет, а семьдесят (по Библии), почему так молниеносна, быстротечна молодость и почему так длительна старость. (12) Мы не можем найти ответа и на то, что подчас добро и зло невозможно отъединить, как причину от следствия. (13) Как это ни горько, однако не стоит переоценивать понимание человеком своего места на Земле — большинству людей не дано познать смысл бытия, смысл собственной жизни.
(14) Ведь нужно прожить весь данный тебе срок, чтобы иметь основания сказать, правильно ли ты жил. (15) Как иначе осмыслить это?
(16) Умозрительным построением возможностей и назидательных предопределений?
(17) Но человек не хочет согласиться с тем, что он только мизерная крупица пылинки-Земли, невидимая с космических высот, и, не познав себя, дерзостно уверен, что может постичь тайны, законы мироздания и, конечно, подчинить их повседневной пользе.
(18) 3нает ли человек, что он обречён?.. (19) Беспокойная эта мысль лишь изредка мелькает в его сознании, он отстраняет её, он защищается, успокаивается надеждой — нет, роковое, неизбежное не случится завтра, ещё есть время, ещё есть десять лет, пять лет, два года, год, несколько месяцев…
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – роман о жизни и о человеке
... освободить энергию их доброты силою слова и ни в коем случае не силою власти, ибо «всякая власть является насилием над людьми… настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек ... что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» является романом о жизни. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
(20) 0н не хочет расставаться с жизнью, хотя она у большинства людей состоит не из великих страданий и великих радостей, а из запаха рабочего потаи простеньких плотских удовольствий. (21) При всём этом многие люди отделены друг от друга бездонными провалами, и только тоненькие жёрдочки любви и искусства, то и дело ломающиеся, соединяют их иногда.
(22) И всё же сознание человека, наделённого умом и воображением, вмещает и всю Вселенную, её ледяную жуть звёздных совершающихся таинств, и личную трагедию закономерной случайности рождения на свет и краткосрочности жизни. (23) Но и это почему-то не вызывает отчаяния, не придаёт его поступкам бессмысленной тщетности, подобно тому как не прекращают неутомимой деятельности и мудрые муравьи, озабоченные, видимо, одной полезной необходимостью её. (24) Человеку мнится, что он обладает наивысшей властью на Земле, и поэтому он убеждён, что бессмертен. (25) Он надолго не задумывается о том, что лето сменяется осенью, молодость — старостью и даже ярчайшие звёзды гаснут. (26) В его убеждённости — пружины движения, энергии, действия, страстей. (27) В его гордыне — легкомыслие зрителя, уверенного, что занимательный фильм жизни будет длиться непрерывно.
(28) Не преисполнено ли гордыни и искусство в самонадеянном желании познать мгновения мгновений бытия, в надежде передать человеку чужой опыт разума и опыт чувства и таким образом остаться бессмертным?
(29) Но без этого убеждения нет идеи человека и нет искусства.
(По Ю. Бондареву *)
Уважаемые авторы сайта! Попробуйте!
Напишите сочинение, соблюдая данные ниже критерии. Только, чур, самостоятельно!
Критерии
1 Формулировка проблем исходного текста
2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
3 Отражение позиции автора исходного текста
4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
6 Точность и выразительность речи
7 Соблюдение орфографических норм
8 Соблюдение пунктуационных норм
9 Соблюдение языковых норм
10 Соблюдение речевых норм
11 Соблюдение этических норм
12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
В качестве аргументов используйте тексты из прочитанной классики — русской или зарубежной.
Перед вами только перо и бумага, извилины и память. Приступайте к работе.
Один выпускник написал в работе при сдаче ЕГЭ :
«Трудно приходится, когда не знаешь, что берешь в рот».
Так что думайте, что «брать в рот»