Тема : «Человек и природа в прозе писателей ХХ в.»

Разделы:

Цели:

  • Подвести итог работы по микромодулю “ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК”, в основу которого положен анализ произведений писателей 20 Обратить внимание учащихся на определение ситуаций, изображенных писателями, вникнуть в их смысл, почувствовать биение авторской мысли, любовь, ненависть, тревогу писателей.
  • Развивать активную гражданскую позицию, довести до философского понимания данную тему: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.

Проблема урока:, Методы и приемы:

  • Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя, выразительное чтение отрывков из текстов, чтение наизусть, защита своих работ и др.).

  • Репродуктивный (применение знаний на практике).

  • Частично-поисковый.
  • Исследовательский.
  • Проблемный (через проблемные ситуации, домашнее задание).

Оборудование:

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? – спросили философа афиняне.

Я ищу человека, – ответил он.

Кого? Меня? Его?

Я ищу Человека, – повторил мудрец.

Английский драматург Бернард Шоу сказал: «Мы уже научились летать в воздухе, как, птицы, плавать под водой, как рыбы, теперь нужно научиться жить на земле, как люди».

Писателю 20 века В. Распутину принадлежит фраза: «Плохо, когда не подготовлен своему ремеслу строитель, когда не обучен для боя воин… Но ещё хуже, когда не состоялся человек».

Проблемный вопрос:

Действительно, проходят годы, века, а мечта о совершенном человеке не осуществляется. Ответ на вопрос, как сохранить в себе духовную и нравственную чистоту искали многие мыслители. Сегодня я приглашаю вас в творческой мастерской присоединиться к диалогу с писателями 20 века В. Астафьевым, Б. Васильевым и нашим соотечественником Ч. Айтматовым

  • Попробуйте сами сформулировать тему урока.

Запись темы урока.

Эпиграфы:

Человек – сын природы.

В.А.Сухомлинский.

Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо.

М.Пришвин .

Быть человеком – значит чувствовать свою ответственность.

Антуан де Сент-Экзюпери.

18 стр., 8723 слов

«Уроки литературного чтения в образовательной системе «Школа 2100»

... года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Обучение по «Букварю» и прописям ведётся с сентября до середины марта, затем уроки литературного чтения проводятся по учебнику «Литературное чтение» («Капельки солнца»), ...

цель урока

Раскрыть, какие проблемы современности поднимают авторы. Ну и ответить на главный вопрос: Что значит: быть на Земле Человеком? Как жить, как мыслить, как любить и как изменить этот мир? Что такое человек не как личность, а как часть природы?

Работа для исследования была распределена на три группы, кроме того, что вы прочитали произведения, вам необходимо было найти факты потребительского и жестокого отношения человека к природе, созвучно с темой романа, над которым вы работали, выполнить иллюстрации к роману «Человек и зверь», изготовить макет «Добро и Зло», написать эссе – обращение к современнику

  • Итак, мы начинаем. По ходу работы заполняем две таблицы «Добро и зло», «Человек и зверь».

3. Первый этап. Литературное обозрение

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/chelovek-i-priroda-v-proizvedeniyah-pisateley-veka/

1 группа: Б.Васильев. “Не стреляйте в белых лебедей”

  • Расскажите о главном герое Егор Полушкине?
  • Как называла его жена, односельчане? Почему?
  • Как относился к делу Егор? Почему же на работе его не понимали?
  • Как реагировал Егор на насмешки и упреки?
  • Когда Егор почувствовал себя настоящим счастливым человеком?
  • Найдите в тексте эпизод, зачитайте

Чтение отрывка:

Егор упорно чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучу валежник и сухостой. Он соорудил шалаш, где жил вместе с Колькой, чтобы не тратить зазря время на поездки домой. И все равно времени ему не хватало, и он был счастлив оттого, что ему не хватает времени, и если бы сутки были вдвое длиннее, он бы и тогда загрузил их от зари до зари. Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек.

  • Какую главную цель преследовал герой свое деятельностью?
  • Какие главные ценности были важны Егору? А людям в деревне?
  • Какая трагедия случается с Егором?
  • Для чего люди убили лебедей?
  • Как описана сцена убийства Егора?

Просмотр эпизода из фильма «Не стреляйте белых лебедей».

  • Символом чего являются лебеди? (Чистоты, целомудрия благородства святая птица)
  • Что олицетворяет в романе убийство лебедей?

Коллективное заполнение таблицы «Человек – зверь».

  • Какими мы видим человека и зверя в этом романе?

2 группа: новелла из романа В.П.Астафьева. “Царь-рыба”

  • Расскажите о Командоре, на что указывает отсутствие имени героя?
  • Как относился герой к людям, как складываются его отношения с братом?Что является главной причиной раздора с братом?
  • Какой случай из жизни Командора лежит в основе новеллы?
  • Почему Командор не зовет на помощь брата. Найдите в тексте ответ.
  • За какие грехи наказывает героя Царь-рыба?
  • Что заставляло Командора заниматься браконьерством?
  • Сознает ли это герой?
  • Какой герой противопоставлен Командору в романе?
  • Чем отличается он от Командора?

Коллективное заполнение таблицы «Человек – зверь».

14 стр., 6985 слов

Маленькие люди в романе преступление и наказание достоевского 10 класс

... положениях: человеколюбие и любовь к ближнему Сочинение Тема маленького человека в романе Достоевского Преступление и наказание В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает героя как обычного бедного студента, который был одет в лохмотья, заложил все свои деньги и жил очень ...

  • Какими мы видим человека и зверя в этой новелле?

3 группа: сага о волках из романа «Плаха»

  • С чего начинается повествование в романе «Плаха» ?
  • На что настраивает начало романа читателя?

Примерный ответ:

Вступительная глава, знакомящая нас с семейством волков, прячущихся от грохота вертолета, от адского шума которого сотрясается степь, является и прологом к истории волчицы Акбары, и ключом ко всему повествованию.

  • Как описывает автор волков их отношения к потомству, друг другу?
  • Какие средства выразительности использует автор в их описании? Найдите в тексте

Прислушиваясь к тому, что творилось помимо воли в ее ожившей утробе, Акбара заволновалась. Сердце волчицы учащенно заколотилось – его наполнили отвага, решимость непременно защитить, оградить от опасности тех, кого она вынашивала в себе. Сейчас она бы не задумываясь схватилась с кем угодно. В ней заговорил великий природный инстинкт сохранения потомства. И тут же Акбара почувствовала, как на нее горячей волной нахлынула нежность – потребность приласкать, пригреть будущих сосунков, отдавать им свое молоко так, как если бы они уже были под боком. То было предощущение счастья. И она прикрыла глаза, застонала от неги и томно, медленно-медленно потянулась всем телом, насколько позволяло логово, и, окончательно успокоившись, снова придвинулась к своему сивогривому Ташчайнару.

  • Как волки оказались в горах? Ведь волки не живут в горах?
  • Какие испытания выпали на долю волчьей стаи (часть 1 глава 3)
  • Расскажите о гибели второго выводка в приалдашских степях. (2 часть, 5 гл.)
  • Чем окончилась третья попытка продолжения рода? (3 часть 5-6 гл.)
  • Случайно ли введены в роман волки?
  • Как переводятся их имена? Символом чего является волчья пара?

Примерный ответ:

Волки выбраны потому, что у них неистребимая сила, неиссякаемая жизнеспособность. Они поставлены над другими обитателями природы, и если им грозит уничтожение, то, что говорить о других представителях природы.

  • О людях Айтматов иронично восклицает: « Люди, люди! Человекобоги!»
  • Что звучит в этих словах.

Просмотр эпизода финала фильма «Плач волчицы».

Заполнение таблицы характеристику человеку и зверю.

  • Дайте характеристику человеку и зверю в этом романе.

4. Подведение итогов по первой части урока

  • Посмотрите на таблицу, сформулируйте самостоятельно вывод. С какой целью мы ее – Чем отличается по своей природе человек от зверя?
  • Какой прием лежит в основе нашей работы?
  • Кем возомнил себя человек?

5. Экологическое обозрение. Реализация домашнего задания

  • Вам необходимо было найти факты потребительского и жестокого отношения человека к природе, созвучно с темой романа, над которым вы работали
  • 1 группа: браконьерство на реках, озерах;
  • 2 группа: запрещенная охота на птиц;
  • 3 группа: запрещенная охота зверей;
  • Только лишь жадность и алчность и жажда наживы движет человеком?

«Человек единственное животное, которое убивает ради удовольствия». Б.Шоу

6 стр., 2727 слов

Основные мышечные группы человека

... фасцию. Наружная группа представлена следующими мышцами: Большая ягодичная мышца достигает наибольшего развития у человека в связи с ... руки в различных направлениях. Соответственно различают три части дельтовидной мышцы: ключичную, акромиальную и лопаточную. Начинаясь ... нижних конечностей принято разделять на две группы: внутренние и внешние. Внутреннюю группу образуют следующие мышцы: Подвздошно- ...

  • Согласны вы с писателем? Какие развлечения придумал себе человек, наслаждаясь кровью и муками животных

6. Презентация песни Розембаума «Охота на волков»

  • Как перекликается тема песни с нашей беседой?
  • Какое впечатление вызвали у вас кадры?
  • Что больше всего поражает?