Разделы:
Цели:
- Подвести итог работы по микромодулю “ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА – ЧЕЛОВЕК”, в основу которого положен анализ произведений писателей 20 Обратить внимание учащихся на определение ситуаций, изображенных писателями, вникнуть в их смысл, почувствовать биение авторской мысли, любовь, ненависть, тревогу писателей.
- Развивать активную гражданскую позицию, довести до философского понимания данную тему: чтобы изменить этот мир, необходимо начать с себя.
Проблема урока:, Методы и приемы:
- Объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ учителя, выразительное чтение отрывков из текстов, чтение наизусть, защита своих работ и др.).
- Репродуктивный (применение знаний на практике).
- Частично-поисковый.
- Исследовательский.
- Проблемный (через проблемные ситуации, домашнее задание).
Оборудование:
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Вступительное слово учителя
Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем? – спросили философа афиняне.
Я ищу человека, – ответил он.
Кого? Меня? Его?
Я ищу Человека, – повторил мудрец.
Английский драматург Бернард Шоу сказал: «Мы уже научились летать в воздухе, как, птицы, плавать под водой, как рыбы, теперь нужно научиться жить на земле, как люди».
Писателю 20 века В. Распутину принадлежит фраза: «Плохо, когда не подготовлен своему ремеслу строитель, когда не обучен для боя воин… Но ещё хуже, когда не состоялся человек».
Проблемный вопрос:
Действительно, проходят годы, века, а мечта о совершенном человеке не осуществляется. Ответ на вопрос, как сохранить в себе духовную и нравственную чистоту искали многие мыслители. Сегодня я приглашаю вас в творческой мастерской присоединиться к диалогу с писателями 20 века В. Астафьевым, Б. Васильевым и нашим соотечественником Ч. Айтматовым
- Попробуйте сами сформулировать тему урока.
Запись темы урока.
Эпиграфы:
Человек – сын природы.
В.А.Сухомлинский.
Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое настоящее лицо.
М.Пришвин .
Быть человеком – значит чувствовать свою ответственность.
Антуан де Сент-Экзюпери.
«Уроки литературного чтения в образовательной системе «Школа 2100»
... года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Обучение по «Букварю» и прописям ведётся с сентября до середины марта, затем уроки литературного чтения проводятся по учебнику «Литературное чтение» («Капельки солнца»), ...
цель урока
Раскрыть, какие проблемы современности поднимают авторы. Ну и ответить на главный вопрос: Что значит: быть на Земле Человеком? Как жить, как мыслить, как любить и как изменить этот мир? Что такое человек не как личность, а как часть природы?
Работа для исследования была распределена на три группы, кроме того, что вы прочитали произведения, вам необходимо было найти факты потребительского и жестокого отношения человека к природе, созвучно с темой романа, над которым вы работали, выполнить иллюстрации к роману «Человек и зверь», изготовить макет «Добро и Зло», написать эссе – обращение к современнику
- Итак, мы начинаем. По ходу работы заполняем две таблицы «Добро и зло», «Человек и зверь».
3. Первый этап. Литературное обозрение
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/chelovek-i-priroda-v-proizvedeniyah-pisateley-veka/
1 группа: Б.Васильев. “Не стреляйте в белых лебедей”
- Расскажите о главном герое Егор Полушкине?
- Как называла его жена, односельчане? Почему?
- Как относился к делу Егор? Почему же на работе его не понимали?
- Как реагировал Егор на насмешки и упреки?
- Когда Егор почувствовал себя настоящим счастливым человеком?
- Найдите в тексте эпизод, зачитайте
Чтение отрывка:
Егор упорно чистил лес, прорубал заросшие просеки, стаскивал в кучу валежник и сухостой. Он соорудил шалаш, где жил вместе с Колькой, чтобы не тратить зазря время на поездки домой. И все равно времени ему не хватало, и он был счастлив оттого, что ему не хватает времени, и если бы сутки были вдвое длиннее, он бы и тогда загрузил их от зари до зари. Он работал с азартом, с изнуряющим, почти чувственным наслаждением и, засыпая, всегда успевал подумать, какой он счастливый человек.
- Какую главную цель преследовал герой свое деятельностью?
- Какие главные ценности были важны Егору? А людям в деревне?
- Какая трагедия случается с Егором?
- Для чего люди убили лебедей?
- Как описана сцена убийства Егора?
Просмотр эпизода из фильма «Не стреляйте белых лебедей».
- Символом чего являются лебеди? (Чистоты, целомудрия благородства святая птица)
- Что олицетворяет в романе убийство лебедей?
Коллективное заполнение таблицы «Человек – зверь».
- Какими мы видим человека и зверя в этом романе?
2 группа: новелла из романа В.П.Астафьева. “Царь-рыба”
- Расскажите о Командоре, на что указывает отсутствие имени героя?
- Как относился герой к людям, как складываются его отношения с братом?Что является главной причиной раздора с братом?
- Какой случай из жизни Командора лежит в основе новеллы?
- Почему Командор не зовет на помощь брата. Найдите в тексте ответ.
- За какие грехи наказывает героя Царь-рыба?
- Что заставляло Командора заниматься браконьерством?
- Сознает ли это герой?
- Какой герой противопоставлен Командору в романе?
- Чем отличается он от Командора?
Коллективное заполнение таблицы «Человек – зверь».
Маленькие люди в романе преступление и наказание достоевского 10 класс
... положениях: человеколюбие и любовь к ближнему Сочинение Тема маленького человека в романе Достоевского Преступление и наказание В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает героя как обычного бедного студента, который был одет в лохмотья, заложил все свои деньги и жил очень ...
- Какими мы видим человека и зверя в этой новелле?
3 группа: сага о волках из романа «Плаха»
- С чего начинается повествование в романе «Плаха» ?
- На что настраивает начало романа читателя?
Примерный ответ:
Вступительная глава, знакомящая нас с семейством волков, прячущихся от грохота вертолета, от адского шума которого сотрясается степь, является и прологом к истории волчицы Акбары, и ключом ко всему повествованию.
- Как описывает автор волков их отношения к потомству, друг другу?
- Какие средства выразительности использует автор в их описании? Найдите в тексте
Прислушиваясь к тому, что творилось помимо воли в ее ожившей утробе, Акбара заволновалась. Сердце волчицы учащенно заколотилось – его наполнили отвага, решимость непременно защитить, оградить от опасности тех, кого она вынашивала в себе. Сейчас она бы не задумываясь схватилась с кем угодно. В ней заговорил великий природный инстинкт сохранения потомства. И тут же Акбара почувствовала, как на нее горячей волной нахлынула нежность – потребность приласкать, пригреть будущих сосунков, отдавать им свое молоко так, как если бы они уже были под боком. То было предощущение счастья. И она прикрыла глаза, застонала от неги и томно, медленно-медленно потянулась всем телом, насколько позволяло логово, и, окончательно успокоившись, снова придвинулась к своему сивогривому Ташчайнару.
- Как волки оказались в горах? Ведь волки не живут в горах?
- Какие испытания выпали на долю волчьей стаи (часть 1 глава 3)
- Расскажите о гибели второго выводка в приалдашских степях. (2 часть, 5 гл.)
- Чем окончилась третья попытка продолжения рода? (3 часть 5-6 гл.)
- Случайно ли введены в роман волки?
- Как переводятся их имена? Символом чего является волчья пара?
Примерный ответ:
Волки выбраны потому, что у них неистребимая сила, неиссякаемая жизнеспособность. Они поставлены над другими обитателями природы, и если им грозит уничтожение, то, что говорить о других представителях природы.
- О людях Айтматов иронично восклицает: « Люди, люди! Человекобоги!»
- Что звучит в этих словах.
Просмотр эпизода финала фильма «Плач волчицы».
Заполнение таблицы характеристику человеку и зверю.
- Дайте характеристику человеку и зверю в этом романе.
4. Подведение итогов по первой части урока
- Посмотрите на таблицу, сформулируйте самостоятельно вывод. С какой целью мы ее – Чем отличается по своей природе человек от зверя?
- Какой прием лежит в основе нашей работы?
- Кем возомнил себя человек?
5. Экологическое обозрение. Реализация домашнего задания
- Вам необходимо было найти факты потребительского и жестокого отношения человека к природе, созвучно с темой романа, над которым вы работали
- 1 группа: браконьерство на реках, озерах;
- 2 группа: запрещенная охота на птиц;
- 3 группа: запрещенная охота зверей;
- Только лишь жадность и алчность и жажда наживы движет человеком?
«Человек единственное животное, которое убивает ради удовольствия». Б.Шоу
Основные мышечные группы человека
... фасцию. Наружная группа представлена следующими мышцами: Большая ягодичная мышца достигает наибольшего развития у человека в связи с ... руки в различных направлениях. Соответственно различают три части дельтовидной мышцы: ключичную, акромиальную и лопаточную. Начинаясь ... нижних конечностей принято разделять на две группы: внутренние и внешние. Внутреннюю группу образуют следующие мышцы: Подвздошно- ...
- Согласны вы с писателем? Какие развлечения придумал себе человек, наслаждаясь кровью и муками животных
6. Презентация песни Розембаума «Охота на волков»
- Как перекликается тема песни с нашей беседой?
- Какое впечатление вызвали у вас кадры?
- Что больше всего поражает?