Урок — педагога-библиотекаря

Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, других культурных учреждений, но если библиотеки есть …культура не погибнет в такой стране.

Д. Лихачёв

Каких профессий только нет:, Художник, повар и поэт,, Учитель, доктор и аптекарь,, Но есть ещё и библиотекарь., Волшебник, в мире книг живёт,, Всё для читателя найдёт., В библиотеку мы идём,, Как в свой родной, любимый дом.

В школьной библиотеке я проработала 26 лет и довольна. Многие говорят: «Скромная должность». Но у меня на это другая точка зрения: ведь не место красит человека, а человек – место.

Я не буду подробно рассказывать о своей жизни. Она была разной. Счастливое, беззаботное детство в родительском доме и горечь поражения при поступлении в ЧГПИ. Радость от устройства на работу в свою сельскую 8-летнюю школу и начать работать старшей вожатой и библиотекарем в школьной библиотеке, которая стала потом для меня родной на все годы существования школы. Счастье от поступления в Челябинский государственный институт культуры и искусства. Первая любовь и счастливое замужество. Рождение сына и тут же стать вдовой – и радость, и горе…

С первого дня пребывания в библиотеке я поняла две вещи: первое – я не ошиблась с выбором профессии и второе – школа для меня стала родным домом. Сегодня я не представляю свою жизнь без школьной жизни!

Модернизация современной школы, новые подходы в построении обучения потребовали соответствующего образования (я работала еще учителем), и поэтому я получила профессию – учителя начальных классов. Родную школу оставили начальной и пришлось мне работать в соседней школе.

В нашей школе библиотека является центром информации, знаний и досуга, а библиотекарь рассматривается как педагог и его деятельность включает два компонента: традиционный библиотечный и инновационный педагогический. Ведь школьный библиотекарь – это не просто библиотекарь, в первую очередь он воспитатель, целитель детских душ. В словаре библиотечных терминов руководство чтением определяется так: «…целенаправленное педагогическое воздействие на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного с помощью различных форм и методов деятельности библиотеки». Анализируя свою работу, я вижу односторонность этой формулировки. Конечный результат деятельности библиотеки вовсе не воздействие на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного, а становление, развитие целостной, гармоничной личности ребенка: воспитание потребности в чтении, литературного вкуса, личностного восприятия произведения. Для меня важно не только признание того, что ребенок способен, имеет возможность прочитать, понять, по-своему оценить книгу и многое другое. Важно ожидание дальнейшего плодотворного развития юного читателя как личности, способной к созидательной деятельности.

12 стр., 5643 слов

Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся

... 2. Выявить особенности деятельности библиотеки общеобразовательного учреждения; 3. Проанализировать и обобщить результаты личной практической работы по организации работы школьной библиотеки; 4. Наметить перспективы дальнейшего развития в решении заявленной в работе проблемы. Методологической основой ...

Опыт накапливается с каждым годом. Всем известны традиционные формы работы с книгой; громкие чтения, читательские конференции, библиотечные уроки, литературные КВНы, обзоры новинок литературы. Но чтобы постоянно развивать и поддерживать у ребят интерес к книге использую нестандартные, занимательные формы: праздник «День книги», «Посвящение в читатели», «День весёлых вопросов», «Путешествие в страну Литературию», «Мама, папа, я – читающая семья » и.т.д. И хочется сказать, что эта работа мне доставляет удовольствие, увидев, как у детей загораются глаза, когда они с нетерпением хотят отвечать на поставленные вопросы. Тропинка, которая ведёт учеников в библиотеку, начинается с первого класса. Не беда, что ещё малыши не умеют читать. Пусть пока рассматривают картинки, иллюстрации к книгам, а взрослые познакомят их с замечательными историями, героями сказок. Здесь они учатся любить книгу, любить Родину.

Библиотека сравнима с очагом, к которому тянутся все, чтобы отогреться душой. Замечательный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя. Очень важно как можно раньше помочь им приобщиться к искусству чтения. В школьной библиотеке у малышей есть свой уютный уголок, куда они с удовольствием приходят, копаются в книжках, картинки рассматривают, выбирают сами то, что им по душе.

У учащихся среднего школьного возраста, надо признать, снижается интерес к книге. В связи с этим самая важная задача для меня – это вернуть читателя в библиотеку, прививать ему постоянную потребность к книге, без которой немыслимо воспитание культурного, образованного поколения. Для того чтобы усилить читательский интерес ребят, научить их глубже разбираться в прочитанном, провожу в классах такую форму работы, как обсуждение книги или конференции по книге с презентациями. Я считаю, что мероприятия эти не столь громкие, не столь показательные, но воспита-тельное их значение, несомненно, велико. Успех такого мероприятия во многом определяется тем, насколько удачно выбрана для обсуждения книга, действительно ли она может заинтересовать ребят. Всё это крайне важно учесть, потому что неудачно выбранная книга может охладить отношение детей к мероприятию и чтению. И результатом этих мероприятий – когда ученики, приходят в библиотеку после таких уроков и просят данную книгу!

В школьной библиотеке появилось много интересных книг, энциклопедий, которые несут школьникам тепло, радость и увлекательные минуты за чтением. Читателей сразу привлекают книжные выставки. Каких их только нет: и юбилейные, и тематические, и самые, самые разные! Важно, чтобы было интересно, чтобы тянуло в библиотеку, чтобы совершался в ней тот самый рост и духовное закаливание, которое необходимо для становления личности.

4 стр., 1828 слов

Формирование интереса к чтению у учащихся на уровне начального ...

... прочитанному. Для формирования у ребят интереса к чтению необходимо использовать возможности школы и учреждений культуры города: музеи, библиотеки, театры - обладающих ... книги, изучить творчество определенного писателя, получить литературоведческие знания. Дети читают - цель достигнута. Такой успех может быть кратковременным: как только дети заканчивают играть, у них пропадает потребность к чтению, ...

Но меня стало волновать то, что с появлением новых технологий, о книге стали немного забывать. Нет, я не против Интернета, телевизора и мобильного телефона. Всё это позволяет человеку быстро и без особых усилий получить нужную информацию. Я против другого. Я против того, чтобы человек притуплял своё развитие, бездумно нажимая на клавиши. Что может заменить человеку чувства, когда берёшь в руки старый, потрёпанный томик великого классика и чувствуешь шуршащую страницу, ее запах, и впитываешь в себя его творение. Я призываю всех ходить в библиотеку! Ведь книга – это помощник, друг и советчик.

Читайте, дети!

Читайте, мальчишки!

Девчонки, читайте!

Любимые книжки

Ищите на сайте!

В метро, в электричке

И автомобиле,

В гостях или дома,

На даче, на вилле –

Читайте, девчонки!

Читайте, мальчишки!

Плохому не учат

Любимые книжки!

Не всё в этом мире

Легко нам даётся,

И всё же упорный

И мудрый – добьётся

Того, к чему доброе

Сердце стремится:

Он клетку откроет,

Где птица томится!

И каждый из нас

Облегчённо вздохнёт,

Поверив, что мудрое

Время – придёт! И мудрое, новое

Время – придёт! (Н. Пикулева)