В.А. Сухомлинский свято верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет для него источником «радости, восторга, удивления». Радость в учебе, в любом виде труда школьника — от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не приходит. Ее «горючее» — успех.
Главный смысл деятельности учителя в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе. Именно учебные достижения школьника наиболее сильно окрашивают его жизнь, определяют отношения к педагогам, к родителям, к самому себе. В конечном итоге все это сказывается на нравственном развитии учеников. Творческая лаборатория каждого учителя по-своему уникальна. В деятельности каждого педагога возможны свои открытия, интересные находки, озарения. Смысл педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы. Для этого необходимы:
-
-
проявление интереса, непосредственного отношения к музыке;
-
активные усилия в ходе поисковых ситуаций;
-
увлеченность и рост музыкальных способностей;
-
острота слуховой наблюдательности;
-
интерес к импровизации, сочинению, самообразованию;
-
осознанное отношение к качеству музыки и ее исполнителю;
-
интерес к другим видам искусства.
-
Сочетание традиционных и новых приемов, методов, форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества. Ученик из пассивного слушателя становится активным участником процесса обучения из объекта воздействия превращается в субъект.
Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы
... 1969). Осуществляя речевое развитие школьников на занятиях по литературе, учителю следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит ... профессией. Вклад уроков литературы заключается в формировании на протяжении всего процесса обучения определенных основ культуры чтения; умения пользоваться литературой, посвященной ...
Использование современных педагогических технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня.
Цель данной работы заключается в теоретическом исследовании проблемы интеграции содержания образования и возможности проведения интегрированных уроков музыки.
Объект работы — интегрированный урок.
Методика подготовки и проведения интегрированного урока является предметом практического исследования данной работы.
При подготовке дипломной работы были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:
изучение психолого-педагогической, философской литературы, публикаций с целью теоретического исследования данной темы;
изучение опыта работы учителей-практиков.
Использован собственный опыт.
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная.
Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд, изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение, и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством.
«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...
... «Один день из жизни А.С. Одинцовой»; Такой вид работы позволяет пишущему дневник глубже осмыслить духовный мир персонажа. В качестве примера приведу отрывок из сочинения десятиклассника «Дневник Е. ... Этот факт вполне можно считать первой попыткой использовать сочинение-этюд в практике обучения. Идея развития дара слова на материале личных наблюдений последовательно разрабатывалась К.Д. Ушинским. ...
Интеграция музыки, изобразительного искусства и литературы дает большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства, приобщает к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени.
Таким образом, проблема интеграции содержания образования довольно актуальна и разносторонняя. Комплексное решение её даст возможность устранить целую группу разногласий, что стоят перед системой школьного образования на протяжении длительного времени.
1 Теоретические основы интеграции современного образования
1.1 Интеграционные процессы в образовании
Что же такое интеграция? Вот как это понятие трактуется в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова: «Интеграция — это объединение в целом каких-либо частей, элементов». Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов». Интеграция происходит от латинского integer — целый, восстановление.
Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, нас же интересует его образовательный аспект, поэтому приведем еще одну цитату: «Интеграция в образовательной системе — это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения».
В образовательном процессе интеграция является относительно новым веянием (это понятие в российскую (советскую) педагогику пришло в 80-е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий.
Историю интеграции
1) начало века (20-е годы) — проблемно-комплексное обучение на межпредметной основе ( трудовая школа );
Разработка «Хореография в дополнительном образование»
... на изучении хореографии в системе дополнительного образования. Проблема исследования заключается в том, что в сравнении с ... же методологическими основами данной курсовой работы явились работы по самореализации личности в сфере культуры и досуга ... интеграция всех этих трех составляющих создаст условия для дальнейшего развития системы дополнительного образования. Система дополнительного образования ...
2) 50-70-е годы —
3) 80-90-е годы — интеграция
В начале XXI в. начинается 4-й этап — интеграция различных
В настоящее время понятие «
формами, видами, уровнями, направлениями, этапами.
Существует много видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации и систематизации учебно-познавательной деятельности. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких , а через их органическую реальную связь дать учащимся представление о единстве окружающего нас мира. Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся.
Интеграционные процессы в образовании — явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.
Основная цель обучения на интегративной основе связана с повышением умственной активности учащихся, следовательно, необходимо определение психофизиологических основ интеграции знаний, четкое представление о фактических особенностях развития основных мыслительных действий.
Психофизиологическое обоснование механизма овладения знаниями и процесса их интеграции представляется возможным на основе двух психологических концепций — теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина) и ассоциативно-рефлекторной природы умственной деятельности (Е.Н. Кабанов-Миллер, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин).
Значение интеграционных процессов Н.Ф. Талызина усматривает уже в самом психофизиологическом механизме поэтапного перехода представленных в материальной или материализованной форме сведений внешнего плана во внутренний, умственный план в процессе поэтапного формирования умственных действий. Данная концепция объясняет механизм формирования новых знаний, благодаря интеграции последовательно совершаемых обучаемым действий (действие с объектом в материальном виде, действие как внешнеречевая деятельность, внешняя речь про себя, внутренняя речь как акт мысли), объективная информация из окружающего мира становится достоянием создания учащегося.
Концепция не дает психологического объяснения процесса синтеза знаний, образования связей и их систем в процессе учения.
На проявление интеграционных процессов направлена разработанная Ю.А. Самариным психофизиологическая теория ассоциативно-рефлекторной природы умственной деятельности. В основу данной теории об ассоциативном мышлении положено утверждение автора о том, что любое знание есть ассоциация, а система знаний есть система ассоциаций (ассоциация в переводе с латинского значит соединять).
Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников
... литературы по данной теме состоит из 74 источника. В приложении включены конспекты интегрированных уроков, фрагменты интегрированных уроков, таблицы по результатам эксперимента. 1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения Проблема интеграции обучения и воспитания в ...
Согласно предложенной классификации, ассоциации, возникающие в процессе учения, подразделяются на несколько поэтапно умножающихся видов: локальные, частносистемные, внутрисистемные и межсистемные.
К локальным ассоциациям автор относит простейшие связи, образованные в пределах данных фактов, очевидно, что в этом случае интегративные связи являются наиболее простыми, не разложимыми на элементарные.
На уровне системных ассоциаций, названных Ю.А. Самариным частносистемными ассоциациями, возникают на основе изучения материала конкретной темы или предмета, явления, когда изучение новых фактов и понятий сопровождается сравнением с полученным ранее данными. Следовательно, происходит простейшее обобщение знаний, но они не соотносятся со смежными знаниями. На этом уровне возникает аналитико-синтетическая деятельность учащихся.
Интегрированные связи, образующиеся между разделами учебного предмета, курса, отражающие причинно-следственные, временные, количественные связи, когда происходит широкое использование знаний в рамках изучаемого учебного предмета, названы внутрипредметными ассоциациями, обеспечивающими познание целостных систем знаний (биологических, физических и тому подобное).
Высшим уровнем системных ассоциаций, а, следовательно, и высшей степенью умственной деятельности, являются связи между материалом различных учебных предметов или межсистемные ассоциации, они объединяют, обобщают различные системы знаний, дают возможность познать явление или процесс в его многообразии. На уровне этих ассоциаций возникают общие понятия, создаются условия установления взаимосвязей на стыке различных областей знания. Таким образом, прослежена динамика развития интеграции ассоциаций: локальные и частносистемные ассоциации служат основой образования внутрисистемных, а те в свою очередь образуют межсистемные.
Данные психологические посылки, по мнению Ю.М. Колягина, О.Л. Алексеенко, Ю.А. Кустова, Ю.Ю. Кустова, дают возможность определить основные черты возможной интеграции обучения в школе. Ю.А. Самарин отмечает, что в школе, исходя из теории ассоциативного мышления, интеграция должна иметь количественный характер — «немного обо всем», дети, получая все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняют и расширяют круг уже имеющихся знаний (двигаясь в познании по спирали).
Существование локальной ассоциации, характерной для школьного возраста, а также возможность формирования частносистемных ассоциаций, является психологической основой интеграции в школе.
» Современные педагогические технологии в профессиональном ...
... взаимообусловленнось их развития способствовало появлению новых технологий, нового инструментария, новых систем по обработке информации. Это способствовало комплексному преподаванию и передаче научно-технических знаний. Стандартизация образования. Эта тенденция развития системы профессионального образования ...
На сегодняшний день ни в одном педагогическом словаре, педагогической энциклопедии или справочнике нет сформулированного определения понятия «интеграция», хотя в педагогической, методической литературе широко используется очень большое количество терминов, связанных с корнем слова «интеграция», например: интегрированные и интегративные курсы, интегрированное обучение, интегрированный урок и так далее. На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные ученые пытаются дать определение феномену педагогической интеграции:
интеграция — «система органически связанных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром.». В основу интеграции положена аксиома, что все в мире взаимосвязано и не существует в «чистом виде» (О.Г. Гилязова);
интеграция — «движение системы к большой органической целостности» (И.П. Яковлев);
интеграция — «процесс сближения и связи наук, происхождений наряду с процессами дифференциации, представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения» (Н.С. Сердюкова);
интеграция «ведущая форма организации содержания на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира» (Г.А. Монахова);
интеграция — «целенаправленное объединение, синтез определенных учебных дисциплин в самостоятельную систему целевого назначения, направленную, но обеспечение целостности знаний и умений» (В.К. Сидоренко).
Очевидно, что большинство педагогов опираются на процессуальные характеристики явления педагогической интеграции.
Более полное понятие интеграции в педагогике дает В.С. Безрукова. По ее мнению, возможно построение определений педагогической интеграции на разных основаниях:
Педагогическая интеграция — высшая форма взаимосвязи (разделов образования, этапов образования), которой присуще нерасторжимость компонентов, новая объективность монообъект, новая структура, новая функции вступающих в связь объектов.
Педагогическая интеграция — это высшая форма выражения единства целей, принципов содержания, форм организации обучения и воспитания, осуществляемых в нескольких разделах образования, направления на
интенсификацию системы подготовки учащихся.
Педагогическая интеграция — это создание укрупненных педагогических единиц на основе взаимосвязи различных компонентов учебно-воспитательного процесса нескольких разделов подготовки учащихся.
Объективная теоретическая оценка выделенных путем проведенного выше сопоставления дает основание вывести свое определение «интеграции» в педагогике. Органическая интеграция в педагогических процессах требует учета того, что эффективность процесса и качество результата зависит не только от структурных связей компонентов, но и взаимодействия их потенциальных возможностей, интересов, мотивов и даже настроения объекта и субъекта педагогической системы. При этом противоречивый характер самого взаимодействия в равной степени может привести как к положительным, так и отрицательным или нейтральным результатам.
Методы обучения музыке в современной школе
... В педагогике музыкального образования метод обучения понимается в широком смысле как совокупность педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования. В узком ... и внеклассных занятий музыкой. Однако методика организации данной деятельности учащихся к настоящему времени является недостаточно разработанной. Музыкальное творчество детей осуществляется ...
В педагогических системах цель и условия создаются как бы извне, но они должны побуждать педагога и его, обучаемых к собственным целям, которые в свою очередь, интегрируются в более общее стремление, ведущее к взаимному изменению и развитию.
Педагогическая интеграция — это структурная целесообразно организованная связь однотипных частей и элементов содержания, форм и методов обучения в рамках образовательной системы, ведущей к саморазвитию учащихся.
Таким образом, интеграция — это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям, она должна иметь различные уровни. По вопросу определения уровней педагогической интеграции у педагогов мнения расходятся.
Так В.П. Аберган устанавливает такие уровни интеграции в учебном процессе:
1) межпредметные связи,
2) дидактический синтез,
3) целостность.
Также трехуровневой грации интегрированного процесса придерживается Ю.С. Тюнников. Он выделил низкий (модернизация процесса обучения только относительно его содержания), средний (комплексирование компонентов процесса обучения) и высокий (синтез целостного новообразования) уровни.
И. Коложвари, Л. Сеченикова выделяют четыре уровня интеграции:
1) интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений на интегрированном курсе;
2) объединение понятийно — информационной сферы учебных предметов;
3) сравнительно-обобщающее изучение материала;
4) самостоятельное сопоставление фактов, установление связей и закономерностей между явлениями и событиями, применение совместно выработанных учебных умений.
Эти выделенные уровни отличаются различными подходами и являются многоаспектными. Различное выделение уровней в педагогической интеграции происходит от смешения понятий двух терминов «содержание образования» и «содержание обучения», которое широко используются в педагогической литературе в последнее десятилетия. Разница между ними обусловлена различием самих понятий «образование» и «обучение».
Функции музыки при обучении английскому языку
... проникающий в подспудные глубины сознания». О связи искусства и иностранного языка пишут Г. Блелль и К. Хельвиг: «Музыка и искусство свободно интерпретируются, оставляют след в культурном сознании, ... учения. Исследователь выделяет мотивы, заложенные в самой учебной деятельности на начальном этапе обучения, и мотивы, которые лежат вне учебной деятельности. Речевая деятельность своими мотивационными ...
Поскольку образование — это личностное приобретение человека, совокупность изменений, наступающих в нем в результате его собственной активности, выражающихся в овладении системой знаний, умений и навыков, опытом творческой деятельности, в сформированности мировоззрения, развитии качеств личности, то и содержание образования — это тот заданный (желаний) результат, который формулируется в Государственном образовательном стандарте в виде требований к знаниям, умениям и навыкам.
Содержание обучения выступает по отношению к содержанию образования как средство по отношению к цели. В качестве содержания обучения выступает учебная информация и комплекс задач и упражнений, обеспечивающие в совокупности потенциальные возможности усвоения определенной системы знаний. В свернутом виде содержание обучения представлено в виде учебного плана, более развернутого — в учебных программах, полно — в учебниках, учебных пособий, дидактических материалов, в сообщении учебной информации преподавателем.
Выделение уровней в педагогической интеграции должно быть одноаспектное. В рамках данного исследования выделяются уровни интеграции содержания обучения.
Двухуровневую интеграцию видит Т.Г. Браже. По ее мнению, интеграция может быть внутрипредметной и межпредметной. С.Г. Шпилева считает, что к такой классификации следует добавить внепредметную интеграцию.
Помимо уровней интеграции, в педагогике выделяются ее виды. В.Т. Фоменко, А. Католиков, И.В. Коммина различают горизонтальное и вертикальное интегрирование. Под горизонтальным интегрированием понимается распространенный способ объединения сходного содержания ряда предметов; под вертикальным интегрированием понимается объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности, объединение по определенной теме воспитания.
Интеграционные процессы проявляются на трех уровнях: внутрипредметной, межпредметной, межсистемной и, как отмечает В.Т. Фоменко, с высокой или слабой степенью интеграции, что существенно влияет как на отбор содержания, так и на конкретные технологии учителя.
Рисунок 1. Уровни интеграции.
Синтез второго уровня — межпредметная интеграция — проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
Музыка, искусство
... Реферат Раздел: Музыка, искусство Скачиваний: 3883 Содержание Стр. Введение I Музыкальная культура XVIII века 1) Влияние петровских реформ на развитие музыкальной культуры 2) Влияние театра на ... музыку главенствующим жанром искусства, «выше живописи и литературы». В том, что музыка способна влиять на человека, сегодня уже не сомневается никто. Известно немало попыток поставить ее на службу тем ...
Первое направление заключается в специальном выделении учебного времени для выполнения учащимися в урочное время творческой зачетной работы в качестве закрепления пройденной темы.
Второе направление — проектирование элективных междисциплинарных курсов.
Третье направление — разработка и проведение интегрированных уроков.
Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
1.2 Интеграция в музыкальном образовании
Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений:
1) создание у школьника целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения).
Результат такой интеграции — ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое;
2) нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения).
На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали);
3) развитие у обучающихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция результат обучения).
Обучающийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий.
Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых — это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции — межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.
Учителю, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов, поэтому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени музыка и литература, музыка и история и т. д.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков «Музыка +» дает любое сочетание предметов:
Музыка + литература;
Музыка + изобразительное искусство;
Музыка + история + география;
Музыка + физическая культура;
Музыка + математика +
За прошедшие годы было доказано, что тогда, когда имеет место интегрированные технологии в образовании, оно, соответственно, ведет к увеличению уровня интереса и мотивации обучающихся.
2 Возможности интеграции на уроках музыки
2.1 Роль интеграции на уроках музыки
Одно из новых направлений совершенствования обучения — организация и проведение интегрированных уроков.
Чем же отличается интегрированный урок от традиционного? Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков следующими особенностями:
1. Предельной четкостью, компактностью учебного материала, рассчитанного на 3-4 учебных часа;
2. Логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока;
3. Большой информативной емкостью учебного материала, используемого в блоке.
Целью художественной интеграции является не хаотическое объединение различных предметов эстетического цикла, а упорядоченное, научно обоснованное дополнение предмета «музыка» другими видами искусства для формирования у обучающихся структурированного, широкого комплекса музыкально-эстетических знаний.
Чем больше в беседе на уроках будет всевозможных выходов за пределы музыки, чем больше интегрированных связей обучающиеся смогут наблюдать, тем глубже у них становится восприятие самой музыки и тем шире их кругозор. Очень важно, чтобы в сознании детей музыка не стояла особняком от других видов искусств, а как можно ярче обнаруживала свои связи с ними. И именно такое взаимосвязанное преподавание гуманитарных дисциплин неизмеримо обогащает учащихся, расширяет их кругозор, даёт почувствовать и вернее понять эпоху, воссозданную художниками, включает интеллект и эмоции в непрестанную работу.
При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности обучающихся на уроке.
Для интегрированных уроков характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур (по И.П. Подласому).
Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру обучения новизну и оригинальность, и имеют определенные преимущества:
1) повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности обучающихся;
2) способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
3) способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
4) позволяют систематизировать знания;
5) способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
6) обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого студента в активную работу на уроке и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста
профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подход к обучению. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал.
Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности, в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. Возникла необходимость интегрирования этих предметов. Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа обучающимися.
Огромное единство музыки и слова ярко проявляется на уроках музыки. Тем, общих для уроков литературы, истории, музыки много.
Удивительные параллели проходят между музыкой, поэзией и математикой. Любопытна мысль венгерских авторов в книге «Язык – Музыка – Математика», которая даёт возможность показать скрытые взаимосвязи между этими, казалось бы, не имеющими ничего общего предметами: «Прочитав стихотворение, вы можете сначала лишь сказать, нравится оно вам или нет. Затем вы начинаете анализировать его, смотрите, какими словами автор создал этот или иной образ, вслушиваетесь в чередование ударных и безударных слогов. Много ли можно извлечь из такого анализа стиха? Весьма много! Точно также сравнение геометрических параллелей с параллелями в музыке обогащает и расширяет понятие параллельности».
Говоря о связи музыки с другими науками, можно встретить много тем, перекликающихся между собой.
— Форма музыки и сигнальные карточки:
— Длительности нот и тема «Доли и дроби»:
— целая, 4/4; ♪ — восьмая 1/8 и т.д.
— Интервалы и нумерация итальянского языка:
прима, секунда, терция, кварта и т.д.
Проблема гуманизации образования – одна из важнейших на сегодняшний день. Развивать в детях чувство прекрасного, побуждать философски осмысливать окружающую жизнь можно не только в отдельности на уроках искусства, но, в первую очередь, на интегрированных уроках.
Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности обучающихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Это развивает чувства и душу ребенка. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире.
2.2 Интеграция на уроках музыки (из опыта работы), Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе
Тема урока: » Великая сила искусства».
Цели урока:
1. Развитие опыта эмоционально — ценностного отношения к искусству как социально — культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
2. Развитие эмоционально — эстетического восприятия действительности, художественно — творческих способностей.
3. Воспитание культуры восприятия произведений искусства, через обобщение представлений обучающихся о взаимосвязях музыки, литературы и живописи.
4. Развитие познавательных и вокально-хоровых навыков.
Задачи урока:
1. Выяснить какие вопросы и проблемы поднимают в своих произведениях художники, музыканты и поэты.
2. Какие общечеловеческие ценности несут сквозь время произведения искусства.
3. Закрепить понятие выразительные средства в музыке, литературе и живописи.
Музыкальный материал:
1. Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
2. С.В. Рахманинов «Весенние воды», «Сирень».
3. Д. Тухманов «Чудо — Земля»
4. Песня » Во имя жизни».
Произведения литературы:
1. Ф.И. Тютчев «Весенние воды», «Не то, что мните вы природа…».
2. Н. Жоголева «Берегите лес».
3. Учебник: Музыка. Т.И. Науменко, В.В. Алеев.
Слайды с репродукций картин И. Левитана. Слайды с фотографиями композиторов. Мультимедийная презентация.
Ход урока.
I. Организация учащихся. Объявление темы, цели, задач урока.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. К сегодняшнему уроку вы должны были распределиться по группам. Первая группа — музыковеды; вторая группа — литературоведы; третья группа — искусствоведы. В течение урока каждая группа представит свои материалы. Приготовьте учебники, тетради, дневники музыкальных размышлений. Сегодня у нас с вами интегрированный урок музыки и литературы.
Как вы уже знаете музыка и литература — это два вида искусства, имеющие один общий источник вдохновения — это окружающая нас реальная жизнь.
Сегодня нам предстоит провести исследование в некоторых областях искусства и определить роль искусства в экологическом воспитании человека. Повторить художественные, музыкальные и поэтические средства выразительности.
Итак, цели намечены, и мы начинаем наш урок.
1. Ведение в тему. Постановка основополагающего вопроса. (5: 00)
(Музыкальное оформление: звуки природы; Слайды с изображением природных зон экологического бедствия.)
Но, что это за звуки? Ребята, вы слышите? По-моему, это голос природы. Но не кажется ли вам, что в нём слышится тревога, беспокойство. Что-то нарушает его благозвучие? Сама Мать — Природа обращается к нам с просьбой.
Люди! Оглянитесь вокруг себя. Вы каждый день уничтожаете всю, мною веками созданную, красоту. Если вы не перестанете отравлять своей деятельностью окружающую вас природу, то скоро вы будете жить в пустыне. Как тогда вы сможете существовать? Помогите сохранить окружающий вас природный мир для будущего поколения, так как это делали для вас ваши предки.
Ребята, мы должны откликнуться на обращение Матери — Природы. Давайте донесём её просьбу до всех людей живущих рядом с нами. А поможет нам в этом — Великая сила искусства. Именно в произведениях искусства, словно в зеркале, отражается прелестная и, в тоже время, уязвимая красота окружающего нас мира. Художники, музыканты, поэты в разные времена, изображая красоту родной природы, выражали своё отношение к ней и показывали роль человека в этом прекрасном мире. Вслушайтесь в слова поэта и философа первого века до нашей эры Тита Лукрецкого, ставшие сегодня эпиграфом нашего урока.
«Я вижу, как, из чего и почему происходит то, что зовётся жизнью природы, но я не знаю, зачем это происходит. Я человек и не могу чувствовать себя спокойно и уверенно, пока не знаю, зачем я родился, зачем я нужен этому миру и почему мне так неистребимо хочется жить».
Тит Лукрецкий (I век до н.э.)
Итак, на какой же вопрос, вытекающий из темы урока, мы сегодня должны найти ответ. Какие практические действия вы должны будете предпринимать, чтобы помочь Матери — Природе?
Обсудите в своих группах тему и предложите свой вариант вопроса.
(на работу предлагается 1 минута, далее выдвигается вопрос, сформулированный во время дискуссии)
Основополагающий вопрос:
Может ли искусство помочь человеку по-новому взглянуть на свою жизнедеятельность, пагубно отражающуюся на окружающем мире?
II. Основная часть урока. Работа по теме. (5: 00)
1. Как всё взаимосвязано в природе рассказывается в стихотворении Н. Жоговолева.
«Берегите лес». (Звучит пьеса Э. Грига » Утро», демонстрируются слайды с репродукциями картин И. Левитана).
Стихотворение читает ученик.
Как всё взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип они не расторжимы,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги,
И свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.
Срубите лес и, как безлунной бездне,
Всё-всё до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…
Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,
Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела.
Диалог: (5: 00)
К чему призывает автор стихотворения?
Во время чтения стихотворения звучала музыка. Скажите, что это за произведение и кто его сочинил?
Перекликается ли содержание стихотворения с музыкальным содержанием пьесы?
Какие выразительные средства музыкального языка Грига помогают увидеть нам красоту окружающего нас мира?
(Вариационная форма музыкального построения пьесы, незатейливая пастушья мелодия, исполняемая поочередно флейтой и гобоем; динамические оттенки…)
Э. Грига считают одним из самых ярких музыкантов — живописцев. Музыка пьесы «Утро», поэтического музыкального пейзажа, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. Композитор использовал своеобразные музыкально — художественные средства — регистровые, тембровые, ладовые, динамические.
А что такое музыкальный пейзаж? (Музыкальный пейзаж — это пейзаж настроения, в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.)
Понятие пейзажа используется в различных видах искусства.
Итак, слово предоставляется искусствоведам.
2. Ребята представляют свои работы, подготовленные самостоятельно дома. (5: 00)