Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только на формирование знаний, умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования.
Развивающееся общество вправе ждать от воспитательных институтов более глубоких педагогических результатов, определяемых возрастающим уровнем обученности, воспитанности и развития талантливого подрастающего поколения.
Мы живем в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям. Именно поэтому для исследования нами выбрана тема « Театрально-творческое развитие учащихся в процессе изучения литературы »
Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющемся мире, а также в условиях перманентных социально-экономических и политических преобразований в нашем государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Таким образом, объектом нашего исследования стали творческие способности участников учебного процесса и развитие данных способностей по средствам театрального искусства. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией — творчески.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Согласно мысли Л. С. Выготского, обучение в школе выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка.
Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития творчества и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
«Все люди мира – родственники? Братья?» Подготовка ...
... учащиеся: 1. Подготовиться к написанию сочинения – рассуждения. Подобрать материал для работы. (Мотивация – успешная сдача ЕГЭ) 2. Выяснить, кому принадлежат слова и суждение о том, что все люди мира – родственники, братья. ... ключевых слов. 3. Запись понятий – духовное единство, моральные ценности, факторы развития. 4. Двум учащимся дано задание – найти значение выражений в словаре. Слайд 4 Учитель ...
Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Мы же ставим перед собой следующие задачи : во — первых, выяснить значение понятия «способностей» и рассмотреть театрализацию как один из способов развития творческих способностей у школьников; во — вторых, произвести анализ практического использования театральных методик на уроках литературы.
В связи с изменившимися условиями жизни современного человека, сложной экономической ситуацией, необходимостью постоянно делать выбор, общество выдвигает ряд требований к модели выпускника:
— в настоящее время обществу нужны люди, способные мыслить, свободно общаться и правильно говорить на своем родном языке;
— выпускник должен в обилии информации уметь выделить нужную ему, применить ее в изменившейся ситуации;
— дети должны уметь адаптироваться для жизни в обществе, любой социальной среде.
Отсюда меняются задачи как образования в целом, так и филологического образования в частности. Эта тема актуальна не только для нас и соответствует потребностям школы, она является социальным заказом, основной тенденцией общественного развития федеральной образовательной политики.
Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.
актуальность.
Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений. А развивать творческий потенциал учащихся учитель может на уроках литературы, предлагая проведение урока в качестве театральной постановки и ролевой игры.
Данная курсовая работа — это попытка рассмотреть основные аспекты, касающиеся развития творческих способностей учащихся средней общеобразовательной школы, а также изучить современные методики театрализации на уроках литературы .
Глава I . Познавательная активность у учащихся как педагогическая проблема обучения
Музыкальные способности, их значение. Методы развития музыкальных способностей
... с тем, как его воспринимают родители. Проверка музыкальных данных Эмоциональная отзывчивость ученика на музыку - важнейший показатель его музыкальных способностей. ... и использовать их в практике. Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с ... главным ориентиром в поиске индивидуальных путей ее развития. Успешное решение этой задачи и будет основой ...
1.1 Введение и пояснений понятия «творческие способности»
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.
Способности человека всегда интересовали исследователей в области пси
Общеизвестным и общепризнанным можно считать факт, что основная трудность в развитии исследований способностей связана с o пределением того, что есть способности. Еще со времен Аристотеля и средневековой схоластики способности рассматривались как некоторые скрытые «качества», «силы», «сущности» и т.п. Конечно, современная психология в понимании этих «сущностей» продвинулась вперед, но тем не менее какой — то элемент таинственности все же присутствует в изучении способностей.
Указывая на недостаточную определенность понятия «способность», исследователи активно занимались изучением строения специальных способностей: музыкальных, педагогических, технических, математических и т.д. В результате психология способностей обогатилась большим количеством содержательных исследований, не раскрывающих, однако, самого понятия «способности». Следует отметить, что и в других науках очень многие понятия оставались в течение длительного периода без дефиниций или вообще определялись неправильно.
В настоящей работе способности рассматриваются как сущностные качества, благодаря которым реализуется конкретная психическая функция. Таким образом, в широко распространенном определении способности рассматривают в качестве индивидуально- психологических особенностей, отличающих одного человека от другого и проявляющихся в успешности деятельности, а задатки человека как основу развития способностей.
Таким образом, творческие способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. При оценке индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно использовать те же параметры, что и при характеристике любой деятельности: производительность, качество и надежность (в плане рассматриваемой психической функции).
В обычной жизни способности выступают для нас, прежде всего как характеристики конкретного человека. Обращаясь к конкретной личности в образовательном процессе, мы видим, что способности развиваются, имеют индивидуально своеобразное выражение, особенно творческие способности. Стремление грамотно раскрыть способности личности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры способностей [27; 174-179].
Развития творчества у детей старшего дошкольного возраста в лепке посуды
... учреждения. На основе противоречия мы обозначили проблему: каковы условия развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения декоративной лепке. Обозначенная проблема подтверждает актуальность выбранной для изучения темы: «Развитие художественного творчества детей старшего ...
Известный советский психолог Б.М.Теплов выделил три характеристики способностей:
-
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
-
во-вторых, способностями называют лишь такие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности;
-
в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека, а являются как бы благоприятной предпосылкой для их формирования.
Выделяются два уровня способностей:
-
репродуктивный (быстрое усвоение знаний и овладение определенной деятельностью по образцу);
-
творческий (способность при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное).
Исходя из общего положения о том, что освоение деятельности начинается с опоры на наличный уровень развития способностей, а в дальнейшем, когда исходный уровень способностей оказывается недостаточным для эффективного выполнения деятельности, способности приходят в движение (развитие) под влиянием требований деятельности, можно предположить, что уровень развития способностей весьма важен уже на начальном этапе обучения, он определяет готовность ученика к обучению в школе. Одна из основных целей образования должна заключаться в том, чтобы обеспечить максимальный уровень развития способностей ученика, создать условия для реализации его потенциальных возможностей.
1.2 Театрализация как эффективное средство развития творчества на уроках литературы
Еще в 1963 году методологи отмечали, что опыт К.С. Станиславского нужен психологам, исследующим вопросы речи, мышления, внимания, эмоций, и педагогам. Другими словами, настоящему учителю просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников. Театр играет колоссальную роль не только в формировании профессиональной компетентности учителя. Он незаменим и в самом процессе обучения и воспитания. Величайший мудрец древности Сократ посвятил свою жизнь воспитанию в учениках духовной самостоятельности. Он считал себя человеком, способным пробуждать в других людях стремление к истине. С помощью искусно наводящих вопросов он помогал им самим находить эту истину. Сейчас бы мы назвали такой метод «научно-изыскательским». Сократ умел извлекать знания, скрытые в самом человеке; убеждал учеников внимательнее всматриваться в собственный внутренний мир, указывал им на лучшее в них самих. Сократовский метод воспитания — искусство выхаживания собственного самостоятельного творчества — лежит в основе работы Станиславского и Немировича-Данченко, которые понимали режиссуру в первую очередь как педагогику.
Литература 6. Урок развития речи Мини – по сказке Сент-Экзюпери ...
... темы: ← Поэзия серебряного века↑ РазныеПочему Толстой назвал Лескова писателем будущего? → ` Сочинение по произведению «Маленький принц» А. Экзюпери В мире много замечательных книг. Некоторые из них являются юбилярами ... и несколько раз на дню смотреть на закат, передвигая стул немножечко дальше. Сочинение №2 Тема истории изложена в первой паре рисунков: взрослые потеряли истинное восприятие, ...
По мнению В.Г. Маранцмана, «включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании читателя. При этом у ученика не складывается ощущение того, что представление ему навязано. Оно возникло само собой. И эта свобода его появления придает возникшему образу личностный характер. Таким образом, смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону разбора». Они привлекают внимание, пробуждают интерес.
Воспитание творческой личности — одна из важнейших задач современного преподавания литературы. Решение этой задачи связано с организацией особой, творческой деятельности учащихся. В определении творчества дидакты и методисты опираются на идеи известного психолога Л.С. Выготского, который понимал творчество как «создание нового, все равно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». В этом смысле творчество перестает быть «уделом избранных» и становится «нормальным и постоянным спутником детского развития».
Литературное творчество, по мнению Л.С. Выготского, является самым характерным для школьного возраста. Практическая разработка методики творческой деятельности учащихся при изучении литературы начата еще М.А. Рыбниковой. Ее известный тезис «От маленького писателя к большому читателю» был принят многими методистами и учителями, чей опыт показал: если школьник попробует себя в творчестве, он будет гораздо более чуток к авторскому слову, писательскому мастерству. Очень ярко эту мысль выразил В.А. Сухомлинский: «Любовь к поэтическому творчеству не может быть воспитана без творчества».
Творческая деятельность учащихся при изучении литературы складывается из:
1) литературно-творческих заданий;
2) творческих сочинений;
3) заданий, развивающих творческого интерпретатора литературных произведений;
4) заданий, развивающих творческого читателя;
5) участия в творческих формах урока.
Творческие формы урока в зависимости от характера творческой деятельности разделяют на логические и эмоционально-образные (или эмоционально-художественные).
К логическим формам принадлежат уроки-лекции, семинары, практикумы, исследования, защиты докладов, рефератов. К эмоционально-образным формам относятся урок-концерт, композиция, монтаж, урок-новелла, урок-сказка, урок — воображаемое путешествие, урок-спектакль. Подготовка и проведение эмоционально-образных форм урока «многосторонне приобщает учеников к творчеству: попытка создания сценария концерта или композиции, творческое (с целевой установкой отбора и использования в сценарии) знакомство с критической литературой, отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление, разработка эмоционального анализа-комментария» — все это оставляет у школьников ощущение сотворчества и способствует переносу полученных на уроках знаний и навыков в творческую деятельность.
Нестандартные уроки
... методической структуры урока. На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - ... уроков); каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя (педагогическое управление); применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности). ...
Одним из эффективных средств развития творчества на уроках литературы является театрализация. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся к предмету. В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации, так как литература и театр — два вида искусства, общим для которых является слово.
Сопоставление текста произведения с театральным изображением отдельных сцен усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, расширяет знания и умения учащихся. Изучение литературы в школе предусматривает широкие межпредметные связи. Это способствует не только совершенствованию знаний и умений учащихся, но и подводит их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства.
Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков — развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.
Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность. Пятиклассники и шестиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.
Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита, рисунок, живопись и т. д. Тем самым создаются благоприятные условия для формирования эстетических ценностей (чувство красоты).
В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации (сведения из области исторической этнографии, материальной культуры, религии, искусства) и сами начинают поиск нужного материала; читают дополнительную литературу (справочную, научно-популярную, художественную литературу, критическую литературу), чаще обращаются за консультацией к учителю — это создает условия для формирования навыков (опыта) самообразования.
Пример доброты в произведении Распутина «Уроки французского»
... урока: Обобщить знания учащихся о главных героях рассказа В. Распутина; провести параллель между литературной героиней и реальными учителями. Формировать навык анализа литературных произведений ... Уроки французского» Кроссворд 24 На уроке я работал… Урок для меня показался… Материал урока мне был… Сочинение на тему милосердие уроки французского ... нас самыми важными уроками. Уроками доброты». Если бы вы ...
Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов — при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.
При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность. Необходимо сказать, что и сам процесс подготовки к уроку тоже может быть одним из элементов пробуждения интереса к предмету.
Наполнение сценария фактическим материалом и его реализация на театрализованном уроке требует от учащихся серьезных усилий в работе с учебником, первоисточником, научно-популярной литературой при изучении соответствующих исторических сведений, что в конечном счете вызывает у них интерес к знаниям.
Непосредственно на самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет лишь функции организатора представления. Оно начинается, как правило, со вступительного слова ведущего, обязанности которого не обязательно возлагать на учителя. Само представление после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся.
В заключительной части представления, еще в стадии разработки, желательно предусмотреть этап подведения итогов и связанную с ним тщательную подборку критериев оценок, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке. Их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам. Отметим, что достаточно времени для проведения заключительного этапа такой формы урока, по возможности повторить и обобщить использованный в представлении материал, не подводить итог в спешке, а также оценить знания учащихся. Разумеется, предлагаемая структура применяется как один из вариантов при конструировании театрализованных уроков, многообразие которых определяется прежде всего содержанием используемого материала и выбором соответствующего сценария.
«Уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Уметь в тех или иных обстоятельствах урока по-настоящему думать и вспоминать» — такие задачи ставим мы перед детьми, но прежде всего перед собой. «Уметь не знать того, что сейчас произойдет в той или иной экстремальной ситуации (событии) урока. Уметь во время действия проверять себя — нет ли излишнего напряжения»
Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...
... работы учащихся на уроке; урок и НТР; роль учителя на разных этапах урока; формы проведения урока. Особое внимание уделяется изучению структуры урока: как традиционной ... современного урока литературы. Объектом данного исследования явился процесс становления урока литературы в системе школьного литературного образования. урок литература нестандартный компьютерный Теоретические проблемы урока как ...
Эти актерские качества помогают учителю, но ему должны быть свойственны и режиссерские способности:
«1. Аналитические способности (глубина, критичность, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления).
2. Событийно-зрелищное мышление (…способность к перевоплощению, конструктивные (композиционные) способности).
3. Суггестивные способности, позволяющие режиссеру (учителю) осуществить эмоционально-волевое воздействие на актеров (учащихся) в процессе репетиций (урока).
4. Экспрессивные способности (пластика, мимика, жесты, речь и прочее).
5. Общетворческие способности (интеллектуальная активность, высокий уровень саморегуляции личности)»
Театрализация — один из самых популярных методов работы не только учителей-словесников. Ее используют все учителя, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным.
Но урок литературы — всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация — душа всего. Кажется, режиссер готов к любому изменению в «сценарии», предвидит реакцию актеров на некоторые вопросы, но даже он не всегда знает все варианты разворачивающегося театрального действия.
Уроки литературы призваны научить человека думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей.
Глава II . Методический опыт по активизации мыслительной деятельности на уроках-театрализациях
2.1 Характеристика театральных методик на уроках литературы
Учитель, который работает на уроке в соответствии с психотехникой школы переживания, открыт для учеников, готов к соигре, вызывает доверие участников события. И все это ради создания гармонического синтеза не только в искусстве, но и в жизни. Без этих компонентов трудно представить себе учителя, который, следуя завету К.С. Станиславского, живет по принципу: «Понять — значит почувствовать» и учит этому своих учеников. Учителю необходимы знания театральной педагогики.
Относительно распространенными в практике российской общеобразовательной школы являются театральные методики, разработанные А.П. Ершовой и В.М. Букатовым. Это социоигровые, интерактивные методики, которые легко поддаются интерпретации, приспосабливаются к нуждам изучения любого предмета и открывают широкий простор, как для детского, так и для учительского творчества.
Нравственные проблемы в произведениях распутина григорий ефимович. ...
... все разнообразие образов в произведениях Распутина – это следствие прожитой им интересной и насыщенной жизни! Нравственность в произведениях В творчестве Валентина Распутина нравственные искания занимают значительное место. Его произведения представляют эту проблему во всей широте ...
Организационной основой уроков, по замыслу авторов, является социоигровой стиль общения. При социоигровом стиле общения, как отмечают его авторы, театральная деятельность школьников не сводится к разыгрыванию обычных сценок. На уроках группами учеников может «воплощаться» все, что угодно. Сценки могут разыгрываться по поводу нового сложного определения, термина или личного мнения об обсуждаемом спектакле. Подготавливаются и исполняются такие сценки небольшими группами (3-6) учеников тут же, на уроке или занятии, без долгих репетиций и особой актерской подготовки.
В своей работе «Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя» авторы пишут: «… социоигровой стиль — это стиль всего обучения, всего урока, а не одного его какого-то элемента. Это не отдельные «вставные номера», это не разминка, отдых или полезный досуг, это — стиль работы учителя и детей, смысл которого — не столько облегчить детям свою работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее».
Социоигровые театральные методики формируют и тренируют у современных детей именно те качества, которые отличают подготовленного театрального зрителя: способность к сопереживанию и творческому отклику, зрительская чуткость к детали, умение прочитывать ее в спектакле, связывать с целым, внимательное отношение к другому человеку, к творчеству, искусству и т.д.
Еще Н. Бахтин, В. Всеволодский-Генгросс, Л. Розанов и другие деятели театра 1920-х годов выступали за то, чтобы театральной игрой был пронизан весь учебный процесс. Так или иначе, формы внедрения театральной педагогики в практику современной школы, о которых мы говорили выше, являются примерами внедрения театрализованной деятельности в образовательный школьный процесс.
Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.
Так у подростка формируется новая психология — творца, созидателя. Такое состояние импонирует ему, поскольку в этом возрасте человек стремится стать взрослым, самостоятельным, самоутвердиться.
Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет и нередко видоизменялись в зависимости от реальных условий (изменение программы, характера репертуара, особенностей интересов того или иного коллектива), но основной принцип — принцип связи литературы с формированием читательского опыта — всегда оказывался чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывал те усилия, которые тратил учитель на его осуществление: расширялся круг литературных интересов учащихся, возникал стойкий интерес к фактам современной культуры, и прежде всего — к театру, действеннее обогащался мир эмоций, нравственных чувств и знаний школьников, активно формировались нравственно-эстетические оценки, заметно повышалась самостоятельность и обоснованность суждений.
В центре внимания учителя были прежде всего особенности восприятия учащимися драматургического текста и поиски таких приемов работы, которые, отвечая художественной специфике драмы, облегчали бы ее освоение в единстве формы и содержания.
Вот те условия, которые необходимы для преодоления трудности восприятия учащимися драматического произведения (осуществляются они в системе):
1. Организация школьной драматической самодеятельности, тесно связанной с уроками литературы, когда происходит критическое знакомство учащихся с пьесой и ее сценическими возможностями.
2. Подготовка школьников в процессе учебной работы к сознательному чтению и анализу драматического произведения:
а) самостоятельное инсценирование небольших эпизодов (представление о «технологии» драматического творчества, способствующее проникновению в художественную форму драмы);
б) обучающий анализ драматического эпизода (понятие конфликта драматического действия, средства его выражения, характеристика драматического персонажа, значение речи действующих лиц драмы…);
в) обязательное чтение вслух драматического произведения на уроках литературы (реализация той художественной энергии звучащей речи, на которую драма рассчитана).
3. Анализ драмы, учитывающий ее специфические художественные свойства (драма как особый род литературы).
4. Обращение к профессиональному театру в соответствии с задачами литературного образования и развития школьников.
Театрализация — методический прием, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя, произносят наиболее выразительные его реплики.
Театрализация включает в себя:
1) Инсценирование — создание драматической трансформации эпического текста. Учащимся предлагается написать диалог героев и создать ремарки, уточняющие образ места и времени, состояние и поведение героев. Этот прием можно использовать для выявления динамики фабулы, сущности конфликта, так как драматическое изложение требует точного определения действий, состояний, пояснения взаимоотношений. Инсценированием также называют создание спектакля или его фрагмента по пьесе. Можно использовать на заключительных уроках изучения драматических произведений.
2) Режиссерский комментарий — создание описания будущего спектакля от имени воображаемого режиссера, размышление над способами изображения места и времени в спектакле, характере действующих лиц, «сверхзадаче» (главной идее) спектакля, создание эскизов декораций, костюмов, поиск музыкального оформления. Возможна как групповая, так и индивидуальная работа.
3) Сценическо-игровые упражнения — упражнения на материале текстов художественных произведений с использованием приемов театральной педагогики, то есть приемов профессиональной подготовки актеров, режиссеров и т.д. Виды упражнений: сценические этюды, пробы на роль. Это стадия в подготовке к непосредственному сценическому действию: развитие пластики, речевого аппарата, игровых способностей учащихся. Таким образом можно активизировать анализ содержания характеров персонажей.
4) Театральное видение пьесы — прием изучения драматического произведения, при котором работа над пьесой ведется в виде деловой игры — создание воображаемого спектакля. В процессе игры делается режиссерский комментарий, эскизы костюмов и декораций, проводятся пробы на роль, определяется сверхзадача спектакля и тем самым выявляется идейно-художественное своеобразие пьесы.
Инсценирование таит в себе большие возможности для серьезной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения как к тексту оригинала, так и к создаваемому на его основе сценическому варианту; в нем осуществляется сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся. В процессе подготовки театральной постановки учащиеся испытывают потребность в дополнительной информации (сведения из области исторической этнографии, материальной культуры, религии, искусства) и сами начинают поиск нужного материала; читают дополнительную литературу (справочную, научно-популярную, художественную литературу, критическую литературу), чаще обращаются за консультацией к учителю — это создает условия для формирования навыков (опыта) самообразования. Не стоит забывать, что для постановки спектакля необходимо большое количество времени и скорее всего придется работать над ним во внеурочное время. Работу над полноценным спектаклем следует начинать примерно за месяц до его исполнения. Традиционный путь: от словесного произведения к его театральной интерпретации — сегодня не дает желаемого результата, поскольку из цепочки выпадает основное, первое звено — чтение. Для того чтобы театр и литература шли вместе, необходимо соблюдение следующих принципов:
— предварительное знакомство учеников со средствами театральной выразительности;
— преобладание целенаправленной читательской деятельности над зрительской;
— системность взаимодействия читательской и зрительской деятельности, предполагающей несколько этапов.
В обучении театрализации выделяются следующие этапы:
— подготовительный: первичное чтение, фрагментарное чтение, непосредственное восприятие текста, осмысление, анализ текста;
— исполнительский анализ — интерпретация художественного текста, дополненный элементами театральной технологии (интонирование, мизансцены, эскизы, костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление);
— репетиционный этап перед воображаемым зрителем;
— презентация подготовленного проекта;
— рефлексия: обмен впечатлениями после просмотра, создание проблемной ситуации, мотивирующей вновь обращение школьников к тексту, сопоставительный анализ художественного текста и инсценированного эпизода.
При выборе материала необходимо придерживаться определенных критериев: сохранение авторского замысла, авторской концепции, атмосферы произведения; соответствие темы читательским, зрительским интересам и возрастным особенностям учащихся; ограниченность объема произведения или его фрагмента; преобладание в избранном фрагменте диалогов.
Принципиально важно, чтобы школьник, работающий над инсценировкой произведения или его эпизода, умел:
— выделить основную сюжетную линию рассказа, определить ее завязку, кульминацию и развязку (а по мере надобности — и экспозицию);
— уяснить движущую силу действия — столкновение, борьбу, вражду, ссору и т. п. (конфликт);
— определить главных и второстепенных лиц, осознать их взаимоотношения, представить себе, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера;
— уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;
— осознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им событиям и лицам — от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее пафос).
Поставив перед собой такие задачи, учитель чрезвычайно ответственно подходит к отбору эпизодов или рассказов, предназначенных для инсценирования. Он должен убедить учащихся, что инсценировка подчиняется законам драмы, и таким образом познакомить их с этими законами. Можно доверить выбор материала для инсценировки самим учащимся, что будет эффективно при воспитании в них грамотного и внимательного читателя.
Методика открытого режиссерского действия представляется нам наиболее эффективной формой обучения, так как она позволяет превратить «школьный урок в своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится процесс коллективного творчества»
Созданию максимальных условий для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы способствует игра. Необходимость пользоваться технологией игры связана с главной ее задачей — понять жизнь, уметь решать вопросы жизни с помощью игры. В зависимости от цели урока способы вовлечения детей в ход игры могут быть разными.
Как уже отмечалось выше, театрализация осуществляется в несколько этапов. Подготовительный период работы — непосредственное восприятие художественного произведения и одновременно процесс вхождения в текст, осмысления содержания, поэтики произведения, перевод художественных образов в понятия, суждения, концепции. Когда, где, в каких условиях происходят события, что за люди герои, как они выглядят, как себя ведут, как относятся друг другу. Учащиеся представляют картину происходящего, сопоставляют факты с теми событиями, которые встречались в их жизни, вводят ассоциации. Для полноценного восприятия и осмысления содержания необходим минимальный базовый культурный фонд у обучаемых. Поэтому на уроках погружения в текст особое внимание уделяется комментариям историко-культурного, этнографо-бытового и языкового характера. На этом этапе следует обратиться к доступным литературоведческим материалам, способным обогатить понимание текста: дополнительные сведения об авторе, об истории создания художественного произведения, об эпохе, бытовой культуре.
Когда жизнь, описанная автором, стала близка, пережиты соответствующие чувства, тогда актеры переходят к исполнительской концепции. Центральное звено исполнительского анализа по существу является интерпретацией текста, дополненной театральными технологиями. Здесь проводится поиск и постановка исполнительской задачи: что мы хотим донести до зрителя, что он должен почувствовать, понять, о чем задуматься. Выдвинув задачи, учащиеся доказывают их правомерность, уточняют, конкретизируют свой замысел, а затем реализуют.
Главным для театрализации является правильный выбор темы в тексте произведения. В объемном произведении (повесть, роман) выбирается тема, интересная для ребят, которой подчиняются все элементы композиции театрализации: определение главного события, построение событийного ряда, выявление действий и поступков, подчеркивающих характеры героев, качество конфликта. Рассказ требует дополнительного домысливания от режиссера, введения и разработки событий, только упомянутых автором или вовсе отсутствующих. Установив, на какие законы должен опираться режиссер, перенося события повествовательного произведения на язык сценического действия, следует подчеркнуть, что главное здесь — сохранить дух автора, атмосферу его произведения, язык и интонацию героев.
Важным этапом является составление сценария. Составление сценария как технология — это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам.
Привлечение учащихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения — креативность, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму — сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.
Технология составления сценария:
I
1. Выбор темы.
2. Определение идеи.
II
1. Поиск сценарного хода:
а) определение главных и второстепенных действующих лиц;
б) временная принадлежность (в работе над сценарием необходимо учесть дух времени, атрибуты эпохи, события, которые будут освещены в выступлении, детали костюмов);
в) стиль (единство художественных приемов, характерных для данного произведения).
2. Подробная разработка содержания с учетом возрастных особенностей детей, участвующих в празднике. Индивидуальная, парная и групповая работа над созданием диалогов, некоторых мизансцен.
3. Определение логики участия в действии учащихся.
4. Музыкальное и художественное оформление.
III
IV
Требования к составлению сценария. Сценарий должен:
— быть литературно-грамотным;
— отвечать идейно-художественным требованиям;
— не быть примитивным и громоздким;
— иметь строго очерченные временные рамки;
— учитывать возрастные особенности учащихся.
Знакомство учеников с художественным языком театра начинается с основных понятий театрального искусства. Формирование представлений о театре, сцене, афише, цвете, свете, звуке, декорации как средствах театральной выразительности. Процесс овладения театральными терминами, даже на уровне школьного анализа, долгий. Не следует вводить все термины на одном уроке, а на следующем уже составлять сценарий. На этом этапе учащиеся описывают сцену, видят не только то, что на сцене представлено, но и как. Помимо актерских ролей, ребята выделяют художников, музыкальных, световых оформителей, костюмеров, сценаристов, режиссера.
Одним из звеньев театрализации является выступление перед воображаемым зрителем (репетиционный период).
В процессе репетиций кое-что будет меняться, уточняться. Задача педагога в этот период — направить поиск учеников в нужное русло, помочь выявить драматургическую структуру сценического представления. Учащиеся предварительно ознакомлены с театральными терминами, и на этом этапе им предстоит применить свои знания на практике.
Следующий этап — выступление перед реальными зрителями — презентация подготовленного проекта. Все, что было подготовлено, задумано, должно быть выявлено в действии. И здесь важно все: знание текста, смена декораций, музыкальное сопровождение.
Последний этап — рефлексия — переосмысление текста, чувств, эмоций, переживаний. Рефлексия способствует выходу воспринимающего из «вживания», «подражания», «поглощенности» процессом чтения, интерпретирования, во вне, «в позицию над этим процессом», чтобы можно было судить о нем и выражать теоретическое отношение к нему, по мнению современного методиста И.В. Сосновской «именно здесь должно формироваться художественное сознание читателя». Рефлексия — это особый этап, позволяющий раскрыть как актеров, так и зрителей. У каждой группы есть своя задача: 1) для актеров (как мне удалось исполнить роль?); 2) для зрителей (что изменилось в моем понимании художественного произведения?).
Последний этап театрализации дает возможность осмысливать и переосмысливать произведение, заставляет задумываться: «Почему это было?», «Что это дало?», «Чем может стать для меня?»
2.2 Анализ фрагментов театрализованных уроков литературы
Урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
10 класс. «Как можно жить в этом мире?»
Роман Достоевского полифонический. Услышать голоса разных героев помогает такой методический прием, как «проживание» образа. Условия игры таковы: каждый выбирает роль одного из героев романа и пытается представить себя на его месте (задание домашнее).
Вхождение в образ происходит с первых минут урока. (Важно, что ребята находятся в круге, видят лицо друг друга).
Учитель: Вы знакомы? Представьтесь друг другу. Слово о себе.
Что вы думаете о мире, в котором живете? Как поступает он с вами?
(Представление героев, которое начинается с попытки перевоплощения.
Я, Мармеладов…
Я, Дуня, сестра Раскольникова…
Я, Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона…
Я, Сонечка Мармеладова…
Я, Катерина Ивановна…
Я, Родион Романович Раскольников…).
В момент краткого рассказа о своей жизни и месте в этом мире «герой» пытается оценить себя и других участников диалога. Возможность задать вопрос любому — непременное условие в данной ситуации. Так, например, на вопрос Алене Ивановне, старухе-процентщице, о ее сестре: «Почему она так жестока и несправедлива к ней?» был сразу же дан ответ: «А почему она позволяла такое отношение к себе? Значит, Лизавета заслужила это».
То есть дети, играя в театр, находятся в прочной зависимости друг от друга, свободно фантазируют, находят выход из трудной ситуации мгновенно.
Учитель: А вы, Петр Иванович Лужин, и вы, господин Свидригайлов, — кто в этом мире? «Сильные мира сего?» Почему?
Слово Раскольникову. В чем был ваш эксперимент и удался ли он?
Ваше отношение к Раскольникову, кто желает высказаться?
В ходе разговора возникает естественное обсуждение проблем романа, где звучит и слово Сони, ее «правда», и «правда» Лужина и Свидригайлова, и попытка выбора Раскольникова — чью правду принимает он и почему?
Задача учителя на данном уроке-спектакле — постановка вопросов-раздражителей, которые заставляют ученика мыслить, вникать в проблему, позволяют еще раз обратиться к роману и подумать о жизни.
Такой урок дает пищу для размышления и не заканчивается со звонком — ребята еще долго обсуждают его, теперь уже выйдя из образов и высказывая свое мнение. На следующем уроке целесообразно это обсуждение довести до логического конца, дав возможность оценить игру-исполнение каждого из героев, естественно, с учетом знания текста и правдоподобия исполнения роли. Кстати, иное обсуждение бывает не менее интересно, чем сам урок.
Если задача — проникнуть в мир героев сказок А.С. Пушкина, то варианты заданий-условий могут быть такими: представить себя на месте одного из героев так, чтобы участники игры узнали тебя по мимике, жестам, пантомиме; представить себя на месте автора и досочинить сказку или придумать сказку по аналогии.
Использование игровых моментов возможно и в одном элементе урока. Так, например, по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ребятам ставится вопрос: «Кто, на ваш взгляд, является главным героем романа?» Были высказаны и обоснованы разные предположения: Мастер, Маргарита, Воланд со свитой, Иешуа, Понтий Пилат, Иван Бездомный. Учитель предлагает с помощью карточек с этими именами составить схему взаимодействия этих героев. В результате споров-размышлений и рождается урок, который ведет к основным проблемам романа. «Урок, выстроенный учителем по законам режиссерского искусства, содержит в себе определенным образом заданную логику поведения ученика в предлагаемых обстоятельствах»
В некоторых классах одна из любимых форм урока «Суд над литературным героем». Также заданы определенные условия, распределяются заранее роли — дома есть возможность продумать свое выступление, подобрать цитаты из текста для защиты, обвинения, свидетельств. Причем право героя самому определить, на стороне защиты или обвинения ты будешь выступать. Прокурор готовит обвинение, свидетелей со своей стороны, а адвокат — защиту и свидетелей со своей. Класс оформляется под зал суда, соблюдаются необходимые церемонии.
Цель подобных уроков — углубленное понимание самого произведения с помощью имитации определенных жизненных ситуаций, поскольку это и есть видение реальной жизни учениками сегодняшнего дня. Не важен приговор, который обязательно выносится в конце урока-суда, важен сам процесс обсуждения, где по-новому звучит текст, где герои могут раскрыться с неожиданной стороны. Так, например, на подобных уроках по роману И.А. Гончарова «Обломов» главный герой, его образ жизни был оправдан одним классом и полностью развенчан и осужден другим. Все зависит от убедительности исполнения «героями» своих ролей.
Тема урока: «Человек внутренний» и «человек внешний». «Маленький человек» в русской литературе. К уроку дано было задание всем прочитать три произведения: А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель», Ф.М. Достоевский «Бедные люди». На уроке существовала возможность выбора: произведения, формы представления произведения, своей роли в этом процессе обсуждения — читателя, автора, критика, героя. При кажущейся импровизационности учитель срежиссировал весь процесс с помощью заданной формы и условий (ограниченности времени), были подготовлены некоторые высказывания «критиков», вопросы, которые должны были направить обсуждение в нужное русло, если оно зайдет в тупик.
В процессе такой коллективной импровизации, где ученики поставлены в экстремальную ситуацию (в данном случае проследить эволюцию развития темы «маленького человека» в русской литературе первой половины XIX в.), и возникает процесс творчества ученика и учителя. На уроке произошло событие, три субъекта — автор, исполнитель, воспринимающий субъект — триедины, это уже нерасчленимое целое.
Уроки такого типа интересны на темах обобщающего характера, дающих возможность высказать разные точки зрения. Например, «Тема революции и гражданской войны в литературе XX в.», «Серебряный век русской литературы» и др.
Заключение
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.
Решая поставленные задачи нашей работы, мы выяснили, что в ребенке, обладающей набором разных задатков, можно развить творческие способности, применяя различные методики на уроках литературы.
Да, получается, может быть только у одаренных детей, но подобная работа стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.
При оценивании творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»).
Детей без воображения не бывает.
На творчество легче влиять — его легче индуцировать и раскрыть, но легче и придавить, «перекрыть ему кислород». Поговорив с интересным творческим человеком или даже просто побывав в театре, на концерте, вы можете на время заразиться творческой энергией людей, с которыми общались или за которыми увлеченно наблюдали. Вы всего лишь слушали и смотрели, но в вас индуцируется собственная творческая активность, вы «загораетесь». По горячим следам этого творческого взаимодействия вы можете найти свое творческое решение. Причем оно может лежать в области, очень далекой от того, что обсуждал ваш собеседник, от того, что вы увидели и услышали. С другой стороны, каждый из нас знает, что за несколько минут можно отбить у человека желание и способность творить надолго, а то и очень надолго — зависимость от окружения делает психику творческого человека хрупкой.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», — эти пронизанные болью слова Актуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/teatr-2/
Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.
Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. — № 6. – С. 21-25.
Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. — № 4. – С. 18-37.
Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.
Имаметдинова Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6. – С.99-101.
Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений. // Русский язык в школе. – 2004. — № 4. – С. 28-32.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 448 с.
Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996. — № 4. – С. 35-40.
Поддъяков А. Ты гений или просто умный? // Знание – сила.- 2002.- № 9.- С. 78-81.
Савенков А.И. Принципы разработки учебных программ для одаренных детей. // Педагогика.- 1999.- № 3.- С. 97-101.
Симановский А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. – 2002. — № 4. — С. 215-222.
Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002. – 320 с.
Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. Тр. / Свердл. инж. – пед. ин – т. – Свердловск, 1990. – 160 с.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2 – е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.: ил