Пример доброты в произведении Распутина «Уроки французского»

Валентин Григорьевич Распутин — писатель, творчество которого во многом автобиографично. Выросший в Сибири в крестьянской семье, он хорошо знаком с жизнью русской глубинки. В своих книгах Распутин поднимает важные темы человечности, справедливости, милосердия, честности и других прекрасных качеств. В 6 классе ученики пишут сочинение о доброте по произведению «Уроки французского», написанному этим замечательным писателем.

Сочинение на тему Уроки доброты в рассказе Распутина Уроки французского

Произведение Распутина «Уроки французского» — о мальчике, живущем в послевоенное время, когда не хватало самых нужных вещей. Мать отправила героя учиться: в его родной деревне не было возможности учиться дальше. В одиннадцать начал отдельную жизнь, что давалось непросто — помимо сильной тоски по дому, семье, на ней лежала большая ответственность: надо было заниматься, чтобы получать хорошие оценки; правда, никак не выходило произносить французские слова; это вызывало недовольство его преподавательницы.

С другими учениками у мальчика не заладилось. Из-за нехватки денег приходилось играть в «чику», чтобы покупать молоко от малокровия, а лишнего у матери не просил — знал, что им и так тяжело. Мальчик проявлял осторожность, стараясь заработать только на необходимое, не тратил полученное на пустяки — он показал себя по-взрослому рассудительным и самостоятельным.

Жульничество, на которое решился один из компании игроков, герой заметил, пристыдив шельму, за что поплатился синяками, побоям, но не пожаловался. Он просто благоразумно промолчал, хотя случай позже раскрылся.

Учительница, Лидия Михайловна, узнав о причинах происходящего, отнеслась к нему по-другому. Она приглашала его к себе и угощать ужином из жалости, а потом даже играла на деньги, чтобы как-то помочь. Когда директор об этом прознал, то она лишь спокойно созналась и уехала на Кубань, прислав позже мальчику еды: макарон и яблок, которых он никогда не видел. Читатель согласится, что она не сделала плохо: поступок совершен не из корысти или злых побуждений.

9 стр., 4359 слов

Уроки доброты в рассказе уроки французского

... несмотря ни на что, герой запомнил на всю жизнь. Сочинение на тему “Доброта в рассказе В. Г. Распутина “Уроки французского” Жесткость противопоставлена доброте, это крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Жестокого ... возмущен. Через несколько дней Лидия Михайловна уже не работала в школе и возвращалась на свою родину, на Кубань. Её доброта проявилась и в том, что ...

Рассказ демонстрирует проявление добрых качеств, умения сострадать и не оставаться безучастным. Писатель, думаю, надеялся, что он разбудит в людях маленькой историей стремление к добродетельным качествам, что сделает наш мир чуточку лучше.

Для 6 класса

По рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» « Дорога добра». — презентация

По рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» « Дорога добра».

Эпиграф к уроку: Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «Учитель». В.П. Астафьев.

Цель урока: на примере литературных образцов и жизненного опыта учащихся сформировать у них понятие о доброте как основе нравственности и пробудить потребность творить добро.

Задачи урока: Обобщить знания учащихся о главных героях рассказа В. Распутина; провести параллель между литературной героиней и реальными учителями. Формировать навык анализа литературных произведений и использования полученного опыта в жизненных ситуациях; Воспитывать у учащихся симпатию, чувство благодарности учителям и потребность в социально значимой деятельности.

В какое время происходят события в рассказе?

Какие трудности испытывает главный герой рассказа? один в чужой семье без денег без еды проблемы со здоровьем дурная кампания, где его избивают хорошо учится,несмотря на постоянный голод и малокровие Главный герой рассказа ( Михаил Егоров) кадр из фильма Е. Ташкова

Кто из героев рассказа приходит на помощь мальчику? Лидия Михайловна Молокова — прототип героини Распутина » Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение… Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты».

Если бы вы оказались на месте главного героя, приняли бы вы помощь от Лидии Михайловны?

Почему главный герой не принимает помощи учительницы? Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я к завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных. Я вскакивал и, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки к выходу. Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно. Я убегал. Так повторялось несколько раз, затем Лидия Михайловна, отчаявшись, перестала приглашать меня за стол. Я вздохнул свободней.

14 стр., 6842 слов

Мое отношение к поступку лидии михайловны. «Мое отношение к поступку ...

... распутин сочинение на тему как я отношусь к поступку лидии михайловны «Уроки французского» (1973) - это трогательная история о том, как школьная учительница Лидия Михайловна помогала своему воспитаннику пережить сложное для него время. Мальчик голодал, ...

пригласила домой и попыталась накормить собрала посылку с макаронами и гематогеном Не получается помочь! Какие пути возможны в этой ситуации? Успокоиться Не успокоиться Что могло бы быть дальше? (Он вновь искал бы возможность играть на деньги) Придумать что-нибудь такое, что обязательно поможет. ( Игра на деньги, но в других условиях)

Как Лидии Михайловне удалось помочь мальчику?

— Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Словарная работа Доброта Милосердие сострадание готовность помочь кому-либо из сострадания, человеколюбия жалость, сочувствие, вызываемые чьим-либо горем душевное расположение к людям, стремление делать другим добро

Является ли её поступок безнравственным? Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Автобиография Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни. «Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». В.Г. Распутин

«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня». В.Г. Распутин. «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» Л.Н. Толстой.

Характеристика Лидии Михайловны: Умная и красивая. «Человек необыкновенный, непохожий на всех остальных». …особенное, какое-то сказочное существо». «учительница… загадочного французского языка;»

Доброта Смелость Строгость Щедрость Чуткость Милосердие Благородство Профессионализм Юмор Честность Черты характера:

Такие разные учителя…

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе, а ты изволь помогать мне), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе. Уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия. Принципы добра по Распутину:

22 стр., 10969 слов

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Юшка Платонова

... этого писателя является очень тонким и личным для него самого. Сочинение Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка 7 класс Содержание Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка Сочувствие и сострадание в рассказе Юшка Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание по рассказу Кусака и Юшка В отечественной литературе очень много ...

Кроссворд 1. Что прислала учительница в обеих посылках? 9. Назовите главного игрока в деньги? 2. Из чего были перешиты штаны героя? 3. Река, где жил мальчик. 4. Название игры. 5. Какое чувство постоянно испытывал герой? 5. Что помогло узнать отправителя первой посылки? 6. Что было во второй посылке? 7. Кто нанес первый удар мальчику? 8. Что покупал мальчик на выигранные деньги? «В.Г. Распутин Уроки французского»

Кроссворд

24 На уроке я работал… Урок для меня показался… Материал урока мне был…

Сочинение на тему милосердие уроки французского

сострадание, сочувствие-это те качества, которыми обладает далеко не каждый человек, но так или иначе они возникают у любого человека на протяжении всей жизни. Вызываются они ситуацией, которая кажется нам жалостливой, грустной и возникает желание помочь человеку. Ситуации эти различны, они могут касаться любой сферы, любого периода жизни и по значимости могут быть либо мелкими либо достаточно серьезными. В любом случае, если у человека возникает чувстсво сострадания, значит он хочет и готов помочь.. . Так, например, мать, видя своего ребенка плачучим, хочет обнять его, поцеловать и сказать, какой он хороший. Так же, видя искалеченного челоека, просящего милостыню, перед нами стоит выбор-помось ему или нет. Выбор за каждым. Один пройдет мимо и даже не обратит внимания на калеку. Сострадание и сочувствие для кого-то могут быть пустыми словами, к сожалению сейчас таких людей очень много, но для другой части общества эти слова обозначают очень многое.Это благородные чувства, без которых мир пришел бы в запустение.Ведь что наш мир, если никто не посочувствует, например, разодравшему коленку ребенку?Малышу наверняка будет обидно, возможно он озлобится на весь мир и присоединится к тем, для кого благородные чувства существуют только как слова.Без добра-добра не будет. Человеку суждено относиться к окружающему миру неравнодушно.В противном случае вон испытывает некоторую нехватку в душе. Сочувствие – это такое чувство, когда ты выражаешь свою печаль, жалость. Многие люди сочувствуют бездомным кошкам, собакам. А некоторые выражают сострадание, то есть, помимо сочувствия, ещё пытаются им помочь. К примеру, бездомных животных люди везут в приют, тем самым безмерно помогая им. Сочувствие, сострадание. Если вдуматься в смысл этих слов, то понимаешь, что они обозначают совместное переживание каких-то чувств (со-чувствие), страданий (со-страдание).

Это значит вместе с другими переживать их радости и горести, их беды и страдания. И не просто сопереживать – помогать по возможности. Нужны ли они в современной жизни? Писатели 20 века дают на этот вопрос однозначный ответ. Да, нужны. Наглядным примером проявления сочувствия, сострадания может служить Лидия Михайловна, героиня повести В.Распутина «Уроки французского». Для главного героя этого произведения, уроки, которые преподала ему Лидия Михайловна, стали уроками доброты. Она не просто помогала мальчику освоить иностранный язык, его трудное произношение. Узнав о сложной ситуации своего ученика, о том, что он фактически голодает, Лидия Михайловна сделала все возможное, чтобы облегчить его положение. Она пошла даже на нарушение закона, начав игру на деньги, лишь бы у главного героя повести были деньги. Ни у кого не вызывает сомнения, что такие чувства, как сострадание и сочувствие необходимы в жизни каждого человека. Без них современный мир стал бы ещё более жестоким и несправедливым. Потому что сострадание и сочувствие – это умение сопереживать чужому горю, желание помочь незнакомому че6ловеку, попавшему в беду. Эти чувства надо воспитывать с раннего детства на примерах из жизни Недаром об этой теме говорят по телевидению, пишут в газетах. А также эта тема продолжает волновать писателей и поэтов.В рассказе Леонида Андреева «Кусака» затронута тема любви к братьям нашим меньшим, в животным, а именно, к собаке. На этом примере особенно ярко видно, как меняется характер Кусаки, когда к ней проявляют сострадание, даже если это происходит кратковременно. Так злобная и кусачая собака постепенно превратилась в доброго преданного друга. Автор описывает это превращение такими словами: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака». Но счастье её было недолгим. Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется. Но нам сочувствие дается, Как нам дается благодать. Сочувствие, сострадание. Если вдуматься в смысл этих слов, то понимаешь, что они обозначают совместное переживание каких-то чувств (со-чувствие), страданий (со-страдание).

11 стр., 5343 слов

Семья в жизни человека

... для меня смысл. Еще сочинения на тему: «Семья в жизни человека»: http://5klassnik.ru/po-literature/963-sochinenie-semya-v-zhizni-cheloveka.html Помогите написать сочинение на тему: Какую роль в жизни человека играет семья? Голосование за лучший ответ, Александрия Семья ... и взаимодействовать с другими людьми. Моя семья значит для меня то, что я постоянно хочу сделать для них что-нибудь хорошее, а все ...

Это значит вместе с другими переживать их радости и горести, их беды и страдания. И не просто сопереживать – помогать по возможности. Нужны ли они в современной жизни? Писатели 20 века дают на этот вопрос однозначный ответ. Да, нужны. Наглядным примером проявления сочувствия, сострадания может служить Лидия Михайловна, героиня повести В.Распутина «Уроки французского». Для главного героя этого произведения, уроки, которые преподала ему Лидия Михайловна, стали уроками доброты. Она не просто помогала мальчику освоить иностранный язык, его трудное произношение. Узнав о сложной ситуации. сострадание, сочувствие-это те качества, которыми обладает далеко не каждый человек, но так или иначе они возникают у любого человека на протяжении всей жизни. Вызываются они ситуацией, которая кажется нам жалостливой, грустной и возникает желание помочь человеку. Ситуации эти различны, они могут касаться любой сферы, любого периода жизни и по значимости могут быть либо мелкими либо достаточно серьезными. В любом случае, если у человека возникает чувстсво сострадания, значит он хочет и готов помочь. Так, например, мать, видя своего ребенка плачучим, хочет обнять его, поцеловать и сказать, какой он хороший. Так же, видя искалеченного челоека, просящего милостыню, перед нами стоит выбор-помось ему или нет. Выбор за каждым. Один пройдет мимо и даже не обратит внимания на калеку..другой же даст немного денег или кусок хлеба. Почему чувство сострадания дано не каждому? говорит ли это о врожденной агрессии или злобе и инфантильности? и да, и нет. нельзя. сострадание, сочувствие-это те качества, которыми обладает далеко не каждый человек, но так или иначе они возникают у любого человека на протяжении всей жизни. Вызываются они ситуацией, которая кажется нам жалостливой, грустной и возникает желание помочь человеку. Ситуации эти различны, они могут касаться любой сферы, любого периода жизни и по значимости могут быть либо мелкими либо достаточно серьезными. В любом случае, если у человека возникает чувстсво сострадания, значит он хочет и готов помочь. Так, например, мать, видя своего ребенка плачучим, хочет обнять его, поцеловать и сказать, какой он хороший. Так же, видя искалеченного челоека, просящего милостыню, перед нами стоит выбор-помось ему или нет. Выбор за каждым. Один пройдет мимо и даже не обратит внимания на калеку..другой же даст немного денег или кусок хлеба. Почему чувство сострадания дано не каждому? говорит ли это о врожденной агрессии или злобе и инфантильности? и да, и нет. нельзя сказать однозначно что те. Как научиться одному из самых гуманных качеств – состраданию? Можно ли этому научить? Каким должно быть настоящее сочувствие? Эти проблемы поднимает в своей статье известный публицист С. Львов. Я остановлюсь на проблеме активного, действенного сострадания. Актуальность данной проблемы в наши дни бесспорна. Обращаясь к широкой аудитории, С. Львов со сдержанным пафосом, но, в то же время, бескомпромиссно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям. Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям – рассказ о старом враче. Такому типу личности С. Львов противопоставляет людей эгоистичных, черствых, бессердечных. Рано или поздно, считает автор статьи, бесчувственность человека вернется бумерангом («как аукнется – так и откликнется! »).

2 стр., 914 слов

Примеры сострадания из жизни

... ничего взамен. люди сталкиваются с проблемами Люди редко испытывают сострадание к взрослым. Зато они часто сопереживают детям, поэтому некоторые личности помогают детским приютам. Другой пример сострадания из жизни — помощь ... иначе. Они постараются приложить все усилия, чтобы помочь другим. Многие не желают воспитывать в себе сострадание. Когда индивид не разделяет чужих негативных эмоций, ...

Категоричность рассуждений автора оправдана его твердой нравственной позицией. Эгоизм, нравственная глухота, отсутствие сострадания «жестоко мстят за себя», считает публицист. Известный прозаик, используя парцелляцию. 1. Обобщить знания учащихся по творчеству А. Платонова и Л Андреева. 2. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению. 3. Активизировать знания учащихся о типе речи-рассуждение. 4. Развитие устной и письменной речи. 5. Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости. Оборудование: Портреты А. Платонова, Л. Андреева, иллюстрации к их рассказам, эпиграфы, использованные на уроке, макет ромашки. “Дети – неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твердого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие линии. ”. А.П.Платонов. “В рассказе “Кусака” героем является собака ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великим безличии и равенстве сливается воедино. Внимание, только СЕГОДНЯ!