На севере стоит колокольня с нарядным шатровым верхом, которая соединяется с церковью «побежалой» пологой аркой с лестницей.Художественное значение Казанской церкви, прежде непосредственно входившей в состав государева дворца невелико. За то она рисует нам самую типичную, разработанную церковную постройку второй половины XVII веке, примеров которой находим довольно большое количество как в Москве, так и в провинции. Решение стенной плоскости, сведенное к двум принципиальным приемам, проводится согласно выработавшемуся канону. Четыре, тесно соприкасающихся, окна с каждой стороны, исключая глухой восточной, занимают середину пространства стены, заключенной с углов обычными двойными пилястрами, несущими карниз. Широкий пояс верхней части состоит из трех карнизов один над другим. Выше — линия кокошников, утерявших всякий конструктивный смысл при четырехскатном покрытии, перебиваемых двумя небольшими оконцами. Маленькие худосочные кокошники сверху покрыты еще карнизом так, что оказываются в зажиме. Наличники окон с тяжелыми колонками завершаются также кокошниками. Пятиглавие на тонких шейках есть декоративная надстройка, выражающая храмовую идею и не имеющая решительно никакого практического значения, благодаря глухим главам, не освещающим внутренности.
С двух сторон — северной и южной примыкают небольшие кубы двух приделов, увенчанные главками, схожими с боковыми главами центрального куба. На подклете из массивных столбов с перекинутыми арками устроена круговая галерея, охватывающая церковь со всех сторон. Она также имеет столбы и арочные соединения, отвечающие подклети.Живописно раскинувшиеся крыльца с кувшинками, поддерживающими арки и несколькими рундуками сами по себе довольно обычны; но решение северного, в силу принципиального приема, пожалуй, единственно в древнерусском зодчестве. На это крыльцо воздвигнута колокольня, которая оказывается, кроме всего, и на неузаконенной стороне. Взятая в отдельности, колокольня опять-таки походит на хорошо известный и сохранившийся тип. На два простых четверика, из коих верхний прорезается окном в скромной рамке с сандриком, водружен восьмерик с арочными пролетами, подвышенными в центре, увенчанный восьмигранным шатром с маленькой главкой на тонкой шейке; один ряд слухов опоясывает нижнюю часть шатра. Несмотря на сравнительно позднее время, колокольня производит несколько архаичное впечатление своим сдержанным решением. Внутри среднего помещения имеются две мощные круглые колонны, которые служат для поддержки сводов вверху.
Особенности хореографического творчества коренных жителей, населяющих ...
... федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока до 2015 года". Исследование самобытной культуры коренных ... времени исполнения, ритуального места исполнения, ритуальных атрибутов, специальной одежды, песни или музыки. Как видно, в традиционном танце "Осуохай" изначально заложен механизм этнического воспитания. ...
У колонн сделаны выемки для тронов царя и царицы, пол вымощен железными квадратными плитами, которые были получены в XVII веке с тульских заводов. Интерьер обеднен и искажен поздней грубой росписью стен.В дальнейшем к Казанской церкви перешли функции домового храма. В высоком подклете хранились, «по обычаю», царская казна и наиболее ценное имущество, которое в царском обозе привозили сюда на время летнего отдыха.Внутреннее помещение церкви с двумя круглыми столбами совсем не сохранило древнего облика. После окончания строительства Казанская церковь была расписана. Неизвестны схема росписи, время её создания и автор. Позднее, по указу царевны Софьи, 9 июля 1684 года в Коломенское был послан один из крупнейших изографов того времени Федор Ефтифиев (Зубов) «со товарищи» для осмотра и починки стенного живописного письма: «На краску, олифу и всякие припасы им дано 15 рублей 27 алтын 2 деньги». Восстановленная Зубовым живопись погибла во время одного из ремонтов церкви в XVIII-XIX вв. или была закрыта масляной живописью в начале XX века. Иконы и алтарные врата центрального иконостаса были выполнены царскими мастерами в конце XVII века, верхние ярусы — в конце XVIII века, иконостас придела Аверкия Иеропольского — в первой четверти XIX века, а придела Дмитрия Солоунского — в конце XIX века.
Сегодня в интерьере церкви располагаются иконы XVII-XIX вв.Южная паперть церкви крытым переходом была соединена с хоромами царицы. Подобные галереи — переходы от дворца к храму — упоминались еще в XII веке, во времена дворца князя Андрея Боголюбского. Дата строительства перехода в Коломенском неизвестна. Впервые он упомянут в «Дневальных записках Приказа Тайных дел»: «26 августа 1660 года царь Алексей Михайлович слушает всенощное бдение в церкви Казанской Богоматери, что на переходах».Во времена царя Алексея Михайловича церковь была богато украшена разнообразными тканями и коврами. Для тепла металлический пол центральной части и лещадный пол приделов выстилались войлоком. Иконы на стенах украшались пеленам, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах. Большинство свиты царя молилось в помещении «трапезной», самые близкие — в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных местах-тронах, приставленных к двум колоннам. После окончания строительства Казанская церковь была расписана.Пятиярусный иконостас недавнего происхождения; в нем остались некоторые иконы xvii века, впрочем, записанные. В северном приделе преп. Аверкия очень простой поздне-ампирный иконостас, белый с золотом и живописными вставками икон, дает представление об общем характере подобного рода памятников.Следует указать на деревянную скульптуру — Христос в темнице, находившуюся в приделе и перенесенную теперь в главный храм.
Не решая вопроса о её принадлежности к русскому искусству (она свободно может принадлежать, например, польскому мастеру), нужно отметить острую выразительность, свойственную этой раскрашенной скульптуре.В южной стене, налево от входа, в боковом нефе, сохранилось небольшое окошко, богато декорированное в характерных формах XVII века (кокошники, колонки и т.д.), что говорит о существовании некогда открытой галереи. Есть предположение, что именно напротив этого окна существовал теплый переход, ведущий в деревянный дворец Алексея Михайловича. Трапеза перекрыта сомкнутым сводом.Помещение главного алтаря в плане вытянутой прямоугольной формы. От центрального пространства главного нефа алтарь отделен большим пятиярусным иконостасом XVII века. В первом ярусе помещены иконы: Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Казанской Божьей Матери, святого Сергия Радонежского, ВарламияХутынского; во втором ярусе – двунадесятые праздники; в третьем – Деисус с архангелами, в четвертом – Богоматерь с пророками; в пятом – Господь Саваоф с Праотцами. Все иконы отреставрированы советскими реставраторами.Боковые приделы, в плане прямоугольной формы, также имеют трехчастное деление – алтарь, главную часть, трапезную.
Иконы православного храма – основа духовности русского народа
... Изучить особенности изображения святых на иконах. Понять, как декор храма отражает символическую идею Церкви Вечной. Применение: Демонстрация на уроках МХК, ОРКСЭ. Использовать на уроках как элемент НРК. ... храмы сооружались по схожести и планировки с Киевской Софией. Это в основном пяти нефные крестово - купольные здания, хоры, двух этажные боковые галереи с арками. Храмы строили добротно, на века. ...
Они отделены друг от друга выступами стен, соединенными перекидными арками. Главные помещения обоих приделов – квадратные в плане. Они перекрыты коробовыми сводами. Это наиболее ранние объемы первоначальных кубообразных боковых приделов. Они освящены двумя окнами и соединены дверными проемами с центральнымневом.В северном приделе, в своде потолка, видна круглая ниша, соответствующая основанию барабана главы над старой частью придела – кубом. Трапезные боковых нефов также в плане вытянутой прямоугольной формы, перекрыты лотковыми сводами.Трапезная северного придела в настоящее время короче южной, так как ее западная часть отделена временной перегородкой для нужд церковной общины. В алтарях приделов имеются небольшие иконостасы поздне-ампирного времени. В их цветовой гамме преобладает сочетание белого и золотого цветов.С запада к трапезной примыкает помещение паперти. Она перекрыта сомкнутыми цилиндрическими сводами, хорошо освещена большими арочными окнами бывшей галереи.Пол церкви вымощен железными квадратными плитами, полученными в XVIII веке с тульских заводов, но большая ее часть закрыта линолеумом. Кое-где сохранилась скобянка конца 19-го века.С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.
В советское время в 1941-1942 г. храм был закрыт, затем службы возобновились и более не прекращались.Стоит в контексте работы упомянуть и о самой иконе Казанской Божией Матери, которая почитается на Руси. В данной церкви хранится чудотворный образ – икона Богородица «Державная», обретенная в Коломенском 2/15 марта 1917 года, в день отречения императора Николая II от престола. Вскоре всю Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенское под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державной», так как Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.После революции она хранилась в запасниках Исторического музея. 27 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где Она год простояла в алтаре после передачи ее Историческим музеем. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. 1.4 Храм Усекновения главы Иоанна ПредтечиЦерковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества.
История Русской Православной Церкви
... единстве видимого и невидимого полнота Црекви, ее крепость и сила. Храм - хранитель тысячелетней истории Русской Православной Церкви и истории Русской святости. Молитвами и трудами святых и праведников, подвижников ... тогда в Москве, узнав о победе турок. В 1551 г. при царе Иоанне Грозном в Москве состоялся знаменитый церковный собор, получивший название “Стоглавый”, так как ...
От других зданий Коломенскогоцерковь отделена глубоким и живописным Голосовым оврагом. Зачастую она называется Дьяковской, по названию расположенного рядом села Дьяково. Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Строительство в Дьякове храма Усекновения главы Иоанна Предтечи (и храма Василия Блаженною на Красной площади и введение обряда коронации в России) неразрывно связаны с митрополитом Московским Макарием (1482-1563, митрополичье служение с 1542), его большим позитивным влиянием на молодого царя Ивана Васильевича, исключительно любившею и уважавшего митрополита. Когда 60-летний Макарий стал митрополитом Московским, великому князю Московскому Ивану IV (будущему Грозному) было 12 лет. Митрополиту пришлось посильно участвовать в его воспитании. Митрополит искренне любил подростка-царя и тот платил ему тем же, подобных добрых отношений у царя не было ни с кем другим. Наверное, все лучшее, что было в царе, собралось и созрело именно благодаря митрополиту Макарию (стремление учиться, быть очень образованным человеком, усиливать позиции России и центральной власти в ней и др.).
В 1547 году Иван Васильевич женился, что означало совершеннолетие, и сам стал управлять государством, тогда же он венчался на царство. Митрополит Макарий способствовал принятию великим князем Московским официальною царского титула, он сам в 1547 году венчал его на царство. 17-летний Иван Васильевич вряд ли был автором идеи венчания на царство, скорее всего автором ее был митрополит Макартий. Он вложил в голову молодого царя понимание необходимости сильной центральной власти. А потомки удельных князей, княжата и бояре хотели быть свободными от государственных обязанностей и быть единоличными правителями в своих, нередко удаленных от Москвы вотчинах. Они не были заинтересованы в установлении самодержавия государя, сосредоточения в его руках единой, твердой власти. Так что с позиций укрепления центральной вертикали власти особо валено в наши дни уделить внимание развитию именно этого храма в Дьякове.Если обратиться к архитектуре церкви, то она не имеет подклета. Церковь состоит из центрального столпа с алтарной апсидой и четырех отдельных башенных приделов, которые установлены на едином ленточном фундаменте (белокаменном).
Глубина фундамента в разных мечтах различается, под центральным столпом она достигает трех метров, под башенными приделами и апсидой – значительно меньше. Центральный столп имеет специальную алтарную апсиду.В плане здание представляет собой пять самостоятельных, поставленных на общем фундаменте церквей, которые имеют вид двухъярусной башни или столпа. Центральный столп, апсида, башенные приделы и западная галерея конструктивно связаны единой кирпичной кладкой и построены одновременно. Между собой приделы соединены обходной галереей. Общая площадь церкви составляет 400 квадратных метра. Башенные приделы и основание центрального стола имеют форму восьмигранников. По внешнему виду они напоминают деревянные постройки – восьмерики.При возведении храма древним зодчим были использованы некоторые приемы, которые довольно часто применялись при строительстве крепостных стен. Так, например, внутри центрального столпа переход от восьмерика к барабану сделан в виде нависающей машикули, которая, в данном случае, имеет чисто декоративное значение. То же самое сделанное в башенных приделах при переходе от восьмерика основания к восьмерику главы. Сверху центральный столп и башенные приделы перекрыты кирпичными куполами.
Казанская икона Божией Матери
... «Юрий Гагарин» российским летчикам-космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери [21] . Предстоятель сказал: 7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил ... в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы. Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском: «В 1610 г. ...
Высота центрального столпа (без креста) равна 34,5 метрам и башенных приделов (без креста) – 17 метров. Общая высота храма – чуть менее 40 метров.Западная галерея перекрыта кирпичным сводом, на котором расположен второй этаж, который состоит из трех помещений. Два из них перекрыты кирпичным сводом и имеют небольшие главки. В одном из этих помещений находился придел Константина и Елены, о которых упоминалось выше.Для прохода на второй этаж внутри стены центрального столпа устроена кирпичная лестница. Средняя палата имеет наружную стену на 30 сантиметров толще, чем остальные. На данном участке стены стоит небольшая звонница, построенная одновременно с церковью. Чтобы добиться лучшей акустики, в кладке стен центрального столпа вставлены специальные сосуды-голосники. На кокошниках их было двадцать восемь и в основании барабана – шестнадцать. Каждый из башенных приделов имеет внутри по восемь голосников. Первоначально пол церкви был сделан из большемерного кирпича, выложенный узором в «ёлку». Древняя роспись не сохранилась. В 1962 году реставратором Д.Е. Брягиным на куполе центрального столпа были обнаружены следы первоначальной росписи. В центре купола были расчищены остатки нарисованного большого круга, по внешнему краю которого проходила графья.
От этого круга по куполу в разные стороны расходились нарисованные кирпичиками спирали. Круг и спирали имели красный цвет. Спирали рисовали так: сначала по гладкой поверхности наносилась довольно большой кистью одна полоса под цвет кирпича. Затем линия разделялась на отдельные вертикально стоящие кирпичи известковыми белилами. Линии неровные и сделаны небрежно. Под слоем известковой обмазки, на которой нарисованы круги и спирали, в кладке купола обнаружены еще спирали, сделанные из маломерного кирпича. Нарисованные спирали и спирали из кирпича между собой не совпадают.Церковь Иоанна Предтечи состояла из пяти самостоятельных храмов. В центре – «Усекновения главы Иоанна Предтечи» и в пределах – «Зачатия Анны», «Зачатия Иоанна Предтечи», «Двенадцати апостолов», «Святителей Московских Петра, Алексея и Ионы». Кроме того, на втором этаже западной галереи находился маленький придел «Константина и Елена». Сохранилось предание, что церковь была посвящена Ивану Грозному и членам его семьи.Чтобы достигнуть легкости, как и в церкви Вознесения, здесь был применен интересный внешний декор. На башенных приделах церкви Иоанна Предтечи было установлено три ряда треугольных кокошников, по одному на грань башни.
Каждый кокошник нижнего ряда на одну треть своей высоты закрывает соответствующий кокошник верхнего ряда. Получилось своеобразная лесенка кокошников, отличная от системы кокошников церкви Вознесения, где они вырастали из одной точки.Более простое решение имеет архитектурный декор центрального столпа. На восьмерике основания, завершенного сильно выступающим карнизом, установлено два ряда больших кокошников. Нижние – полукруглые и верхние – треугольные. На углах столпа размещены маленькие снова полукруглые кокошники. Основания больших треугольных кокошников расположены выше кокошников нижнего ряда. Такое размещение делает силуэт столпа легким и спокойным. Башенные же приделы, украшенные лесенкой убегающих кокошников, как бы догоняют центральный столп. Во внешних формах церкви Иоанна Предтечи, так же как и храма Вознесения, получили отражение строительные приемы, традиционные для русского деревянного зодчества. Основание центрального столпа и башенные приделы церкви Иоанна Предтечи по внешнему виду похожи на деревянные восьмиугольные башни. Башенные приделы церкви Иоанна Предтечи не имеют специальной алтарной апсиды. Церковь Иоанна Предтечи хорошо вписана в окружающий ландшафт, она монументальна и прекрасна по своей архитектуре.
Культура Казанского ханства
... меняющегося в культуре. Эти знания начали востребоваться и применяться в самых различных сферах — в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле. 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА. Вопрос о ... том, когда и кем основано Казанское ханство, долгие годы вызывал споры среди ранней истории ...
Хотелось бы считать, что ее строил тот же зодчий, что и церковь Вознесения. Однако это не так. В основе церкви Вознесения лежат законченные конструктивные, строительные и архитектурные решения. Древний зодчий еще до начала строительства заранее произвел расчеты сложной динамической конструкции здания и, возможно, составил необходимые чертежи. Во время кладки конструктивные элементы сооружения были уже предварительно подготовлены, увязаны между собой и не требовали дополнительных исправлений. Совсем другая картина наблюдается в церкви Иоанна Предтечи. Здесь зодчий делал расчеты по основным конструктивным элементам здания, как-то: фундаменты, столпы, купола и так далее. Между собой эти элементы зданий не были достаточно увязаны. Например, стены башенных приделов не совпадают со своими фундаментами, а основание купола — с окружностью барабана центрального столпа. В процессе строительства зодчий проверял предварительно расчеты на практике и в случае необходимости исправлял их по ходу работы.Особенно большим переделкам подверглась алтарная апсида. Сначала для нее был сделан белокаменный фундамент, воедино связанный с фундаментом остального здания. Однако при возведении стены дуга фундамента оказалась слишком пологой, и аспиду не удалось перекрыть кирпичным сводом.
Для исправления первоначального расчета пришлось разобрать часть готовой стены, уменьшить радиус дуги, сделав ее более крутой, и тем самым получить надежное основание для кладки свода.После исправления дуги стена апсиды в южном углу осталась перевязанной со стеной центрального столпа. В северном углу, где проводились переделки, эта стена только приложена к столпу. Здесь же фундамент на 70 сантиметров выступает за линию стены и апсиды. Внутри здания под не попавший на фундамент угол стены подведено кирпичное основание. Несовпадение фундаментов с основаниями стен башенных приделов отмечены и на Покровском соборе. Но неточностей здесь меньше, и можно предположить, что при возведении собора Василия Блаженного был использован опыт строительства церкви Иоанна Предтечи.В настоящее время силуэт церкви Иоанна Предтечи сильно искажен поздним куполом, который на три кирпича закрывают центральный столп, делая здание немного массивным.К1923 году храм обветшал. По настоянию П.Д. Барановского в нем прекратили службы, и он перешел в ведение музея. До 1929 года шла реставрация церкви, но ее завершить не успели. Храм пережил масштабный ремонт в 1958-1960 годах, потом долго стоял практически заброшенным.
Последняя реставрация датируется 2008-2010 годами.Глава 2. Храмы России2.1 Строительство храмов – даты, архитекторы, финансированиеНачать вторую главу следует с того, что обозначить роль храма в жизни Московской Руси. В Московской Руси храмы служили не только местом молитвы — вокруг них бурно кипела общественная жизнь, в их подвалах хранили добро и в случае опасности искали прибежища, на их папертях спорили, а в галереях, как в лоджиях, назначали деловые встречи. Это кипение жизни можно наблюдать и вокруг церкви Вознесения в Коломенском- с тех пор, как позволяют источники, то есть с XVII века. Конечно, все это эпизоды, но эпизоды яркие, и далеко не всегда они связаны с жизнью царской семьи.Одна из древнейших храмовых функций — служить убежищем — проявилась летом 1648 года, во время Соляного бунта. Воевода Андрей Тимофеевич Лазарев, направляясь в Николо-Угрешский монастырь с солдатами, денежной казной и оружием, не решился перебраться через Москву-реку в половодье и остановился в Коломенском. Деньги он сложил на паперти церкви Вознесения, а пороховую казну, мушкеты и фитили — под папертью (то есть в подклете или палатках).
Российский государственный архив литературы и искусства
... Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) -- крупнейшее хранилище России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры Локомотив в деле собирания, хранения и использования документов литературы и искусства - Российский государственный архив литературы и искусства. ...
1. Архив музея-заповедника «Коломенское» -Ф.МГОМЗ Оп.1Д.149: «Акты и протоколы реставрации икон Казанской церкви, 1952 – 1961 гг.»
2. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф. МГОМЗ Оп.1Д.314 и Д.121: «Документы о ремонте и реставрации Казанской церкви за 1929 – 1968 гг.» и «Документы о передачи Казанской церкви музею, списки церковной общины, 1940 – 1962 гг.»
3. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф. МГОМЗ Оп.1Д.95: «Документы о Казанской церкви, 1924 – 1964 гг.»
4. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф.МГОМЗ Оп. 1 Д.121 «Документы (переписка, справки, договоры, выписки из различных документов) о передачи Казанской Церкви музею; списки церковной общины»
5. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф.МГОМЗ Оп.1 Д. 314 «Документы о ремонте и реставрации Казанской Церкви за 1929-1963г.г.»
6. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф.МГОМЗ Оп. 1Д. 388 «Списки и постенные планы икон трапезной в Церкви Казанской Богоматери, планы икон центрального предела, предела Аверкия Иеропольского Церкви Казанской Богоматери».
7. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф.МГОМЗ Оп.1 Д. 321 «Проект проведения противоаварийных и ремонтных работ по Церкви Иоанна Предтечи в селе Дьяково и Казанской Церкви в селе Коломенское», М.1957 г.
8. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф.МГОМЗ Оп. 2 Д. 120 «Поэтажные планы эксплуатации, технический паспорт на строения № 128 и № 131».
9. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф.МГОМЗ Оп. 2 Д. 145 «Поэтажный план, экспликация и техническая характеристика здания Казанской Богоматери».
10. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф.МГОМЗ Оп. 2 Д. 446 «Договор об аренде здания Церкви Казанской Богоматери».
11. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф.МГОМЗ, Оп. 2, Д. 447 «Переписка с вышестоящими организациями по вопросу освобождения помещения подклета в Церкви Казанской Богоматери».
12. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф.МГОМЗ, Оп. 2, Д. 549 «Охранные обязательства по усадьбе «Коломенское» 1984 г. Документы разных лет…»
13. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф.МГОМЗ, Оп. 2/Н, Д. 190 «Церковь иконы Казанской Богоматери» (1651-1666 г.г.)
14. Архив музея-заповедника «Коломенское» — Ф.МГОМЗ, Оп. 2, Д. 183 «Усадьба Коломенское. Церковь Казанской Богоматери»
Музеи как вид культурного наследия
... музей-заповедник крестьянской песни в с. Катарач Свердловской области), а также создание специальных центров культурного наследия. Исследователи отмечают, что актуализация изучения и сохранения нематериальных форм культуры ... Таким образом, расширяя границы своего смысла и предназначения, музеи, выступают не только в традиционной роли хранителей и трансляторов культурного наследия, но и становятся ...
15. АРХИВ: «ЦХД до 1917 г.» Ф. 203 Оп.744 Д.1904 Л.17-28
16. РГАДА, Московский Дворцовый архив — Ф. 1239Оп. 3Ч. 5 Д. № 2328, Л. 27 «Дела Московской дворцовой конторы о строительных работах, о личном составе, о выдаче свидетельств и о пр.»
17. РГАЭ Ф.377 Оп.1 Д.573
18. ЦИАМ, Ф.1371 Оп.1 Д. 96 СФ Л. 50-61
19. ЦИАМ Ф.203 Оп.747 Д.147 Ч.6 Л.336-363
20. ЦИАМ Ф. 203 Оп. 747 Д. 522 Ч. 7 Л. 326
21. ЦИАМ Ф.1371 Оп.1 Д.96 СФ Л. 19-30
22. ЦИАМ Ф. 203Оп.744 Д. 390 Ч. 14Л.408
23. ЦИАМФ. 1371 Оп. 1 д. 96 СФ Л. 76-85
24. Валуев П. Исторические сведения о селе Коломенском. М., 1809
25. Валуев П. Коломенское. Исторические сведения из летописей отечественных и преданий изустных, извлеченных о с. Коломенском. М., 1809
26. Дневальные записки Приказа Тайных дел. М., 1908
27. Дневник Камер-юнкера Берхгольца веденный им в России в царствование Петра Великого с 1721 по 1725-й год. Т. III. Изд. 2. – М., 1860
28. Древности. Труды комиссии по сохранению памятников старины при Московском Археологическом обществе», т.IV, М., 1912, примечание к Протоколу № 662, п.2, Заседание комиссии от 5 мая 1910 г., стр.188-191
29. Захаров М.П. Путеводитель по окрестностям Москвы. — М., 1867
30. Корсаков А. Село Коломенское. М., 1870
31. Красовский М.В. Очерк истории московского периода древнерусского церковного зодчества. М., 1911
32. Село Коломенское. Исторический очерк. Сост. А. Корсаков. М.: типография А. Жарковой, 1870. – с. 125
33. Снегирев И.М. Русская старина в памятниках церковного гражданского зодчества. Год первый. М., 1852
34. Строев П.М. Выходы государей, царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 годы) М., 1844
35. Успенский А.Н. Царские иконописцы и живописцы XVII века. М., 1910
36. Чаев Н. Описание дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. М., 1869
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/diplomnaya/hram/
37. Археологический отчет. Коломенское. 1977. М., 1978
38. Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 400 с.
39. Баталов А.Л. О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. В кн.: Русская художественная культура XV-XVII веков. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып. 9. М., 1998
40. Бусева-Давыдова, И. Л. О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси в XVII веке / И. Л. Бусева-Давыдова // Архитектурное наследство. – М. , 1988. – № 36. – с. 43–53.
41. Векслер А.Г., Кондрашев Л.В., Беркович В.А., Бойцов И.А., Гаврилов К.Н. Археологические исследования на территории музея-заповедника «Коломенское» // Археологические открытия 2001 года. М.: Наука, 2002
42. Верховская Е.А. Государево село Коломенское и его жители. — М., 2007
43. Воронин Н.Н. Владимиро-суздальское наследие в русском зодчестве.– «Архитектура СССР», 1940, № 2
44. Гидион З. Пространство, время, архитектура. М., 1984. — 455 с.
Москва в истории России
... своими крепостными сооружениями. Сейчас Москва является столицей и культурным центром России. В Москве хранят память истории города и государства исторические памятники архитектуры. Главное место среди ... Соборной площади, ближе к Москве-реке, находится Благовещенский собор. Он является памятником русского зодчества, в котором собраны достижения национальной архитектуры того времени. В Благовещенском ...
45. Глушкова В.Г. Москва: от центра до окраины. — М., 2008
46. Глушкова В.Г. Православные святыни Москвы. — М., 2007
47. Горностаев Ф.Ф. Каменное зодчество эпохи расцвета Москвы.– И. Грабарь. История русского искусства, т. II, СПб., [б/г]
48. Гра М.А., Жиромский Б.Б. Коломенское. — М.: Искусство, 1971. — 160 с.
49. Згура В.В. Коломенское. Очерк художественной истории и памятников. — М., 1928
50. Згура В.В. Коломенское. Очерк художественной истории памятников. — М., 1928
51. Зуйков, В. В. Иерусалимская идея в Москве конца XV – начала XVI века и церковь Вознесения Господня в Коломенском / В. В. Зуйков // Коломенское: материалы и исследования. Выпуск 8. – М. , 2004
52. Ильин М.А. К изучению церкви Вознесения в Коломенском.– «Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции». М., 1977
53. История русской архитектуры. СПб, 1994. — 600 с.
54. Кавельмахер В.В. К истории постройки именинной церкви Ивана Грозного в селе Дьякове. М., 1990
55. Клюкина Л.А. Идея империи как способ формирования культурной идентичности России // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2013. Т. 2. № 7 (36).
— с. 85-89.
56. Клюкина Л.А. Феноменологическая стратегия исследования оснований культуры: автореф. дисс. … д. филос. н. / Санкт-Петербургский университет. СПб, 2010. — 41 с.
57. Кренке Н.А. Дьяково городище: Культура населения бассейна Москвы-реки в I тыс. до н.э. — I тыс. н.э. / Отв. ред. чл.-кор. РАН Н. А. Макаров; Институт археологии РАН. — М.: ИА РАН, 2011. — 548 с.
58. Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим. — М.: Совместное издание Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и фирмы Сол Систем, 1994. — 256 с.
59. Кудрявцев М.П. Москва — Третий Рим. Историко-градостроительное исследование. — Изд. 2-е, дополн. — М.: Троица, 2007. — 288 с., 256 илл.
60. Кудрявцев М.П., Мокеев Г. Я. Каменная летопись старой Москвы. — М.: Современник, 1985
61. Маковецкий И.В. Коломенское в XVII в., диссертация, 1951
62. Мещерина В.М. Коломенское М., 1958
63. Мокеев, Г. Я. Небесный град Святой Руси / Г. Я. Мокеев. – М.: ИИПК «Ихтиос» , 2007. – 256 с.
64. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М., 1984. — 336 с.
65. Некрасов А.И. Очерки по истории древнерусского зодчества XI-XVII вв. М., 1936
66. Некрасов А.И. Древнее Подмосковье. — М., 1958
67. Новиков И.И. Выдающееся произведение русской архитектуры – церковь в селе Дьяково,– «Ежегодник ГИМ 1960 год». М., 1962
68. Очаркан М.И. Дворцовое село Коломенское. История его памятников зодчества по архивным данным дисс., М., 1918
69. Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. В 4 т. — АСТ, 2005. -Т. 4. Окраины Москвы. Инославие. — 663 с.
70. Паламарчук П., Демченко А. Сорок сороков: Окраины Москвы. Изд-е 2. Книга и бизнес, 1992
71. Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство XXI век, 2007
72. Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (Юго-восточная и южная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города) / Под ред. А. И. Комеч. — М.: Искусство — XXI век, 2007
73. Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы. Научный редактор издания А. И. Комеч. — Москва: «Искусство-XXI век», 2007
74. Подключников В.Н. Коломенское / Под общей редакцией В. А. Веснина. — М.: Академия архитектуры СССР, 1944. — 63 с. — (Сокровища русского зодчества).
75. Подъяпольский С.С. Архитектор Петрок Малой. В кн.: Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Стиль, атрибуции, датировки, Москва, 1983
76. Подъяпольский С.С. и др. Реставрация памятников архитектуры / С. С. Подъяпольский, Г. Б. Бессонов, Л. А. Беляев. — Изд. 2-е. — М.: Стройиздат, 2001. — 288 с.
77. Суздалев В. Е. Коломенское: Государственный музей-заповедник XVI—XIX веков. Путеводитель. — М.: Московский рабочий, 1986. — 80 с.
78. Суздалев В. Е. Русское чудо. Царский дворец в Коломенском — шедевр русского деревянного зодчества второй половины XVII — первой четверти XVIII века. — М.: Пенаты, 2005. — 160 с.
79. Суздалев В.Е. «Очерки истории Коломенского». — М., 2008
80. Храмовая архитектура Древней Руси // Русская Православная Церковь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1980
81. Шамаро А.А. Русское церковное зодчество. Символика и истоки. М.: Знание, 1988