Фольклор как основа создания русского танца

Родоначальником всех направлений танца является народный танец. В течение многих веков на его основе формировались и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая его, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории. Так как именно в искусстве народного танца заложены те качества, характеристики, черты самобытности, которые получили развитие и многообразие в сценических формах хореографического искусства, то серьезное изучение специфики самобытных выразительных средств хореографии предполагает обращение к ее истокам – фольклорной хореографии.

Фольклор – это художественная творческая деятельность трудового народа, это создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В искусствоведческой литературе чаще всего использовалось понятие «народное искусство», обозначавшее одновременно декоративно-прикладное искусство как опредмеченную форму народного творчества и художественного ремесла и фольклор, как устное поэтическое народное творчество. В то же время фольклор отождествлялся рядом авторов с народным творчеством. Применительно к некоторым конкретным видам художественной деятельности в искусствоведении стали использовать такие понятия, как «народное музыкальное творчество», «народный танец» и «народный театр», как бы отделяя эти области от поэтического творчества и в то же время обособляя их от декоративно-прикладного искусства. Однако, как справедливо отмечает фольклорист В. Е. Гусев в своей работе, устное поэтическое творчество тесно взаимосвязано со многими элементами художественной деятельности. Так, народный танец и пляска исполняются не только в инструментальном, но и в песенном сопровождении, а фольклорный театр сам по себе представляет народную драматургию. Всех их объединяет устный способ передачи художественных ценностей [21, с. 43-44]. На сегодняшний день современные условия развития нашей страны определяют необходимость обращения к проблеме воспитания личности через народное творчество, сохранения и возрождения национальной культуры, составной частью которой является фольклор, который тесно связан с народным бытом и обрядами, и отражает в себе различные периоды истории [25, с. 79].

18 стр., 8566 слов

Народное искусство народов ХМАО

... сакральным содержанием ритуалов, календарных праздников и обрядов. Народное искусство - это устоявшиеся формы творчества этносов, отвечающие определенным критериям, среди которых выступают ... из базовых компонентов современной жизни. Присутствие полноценного слоя народных художественных промыслов, фольклора в структуре разветвленной, многоуровневой культуры современного социально дифференцированного ...

Фольклорный танец — это танец, рожденный традициями части страны или района. Обычно состоит из движений, которые может выучить большое количество народа. Предназначен для выполнения различных социальных функций и не предназначен для сцены. По традиции, он переходит из поколения в поколение в среде, в которой его танцуют, подразумевает соучастие зрителей, в нем запечатлеваются основные черты характера и темперамента создавшего его народа. Это обычно танец анонимного происхождения, который может исполняться и в городах, но истоки его почти всегда связаны с сельской местностью. Несмотря на различия исторического характера, фольклорные танцы разных стран имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. Упомянутые различия иногда обусловлены географическими условиями. Например, танцы горцев одной страны могут быть в большей степени похожи на танцы горцев других стран, чем на танцы обитателей равнин в той же стране. О фольклорном танце, в частности, очень хорошо сказала народная артистка СССР, главный балетмейстер хора им. Пятницкого Т. А. Устинова: «Фольклорный танец в наши дни является тем алмазом, который надо искать, а найдя – отшлифовать его грани, подчеркнуть его блеск и все великолепие, дать ему второе рождение, а затем уже подарить его народу» [26, с. 3].

В старину танцы исполнялись, как правило, в кругу своих же односельчан на больших праздничных гуляньях, а также на вечеринках, свадьбах и других праздниках. Доставляли они радость танцующим и тем, кто присутствовал на этих торжествах. Соревнуясь в пляске или танце, молодежь щеголяла праздничными нарядами, красотой движений, манерой исполнения, ловкостью, удалью, грацией [68, с.15]. Собственно фольклорный танец исполнялся в быту, то есть в некой жизненной ситуации. Поводом для танцевания, может быть любой обряд— трудовой, семейный, календарный или народные посиделки, вечерки, гулянья, устраиваемые на улице, на поляне в лесу, в чьей-либо избе. Собираясь на гулянья, отмечая праздники, люди исполняют фольклорные танцы, взявшись за руки (в разных рисунках – в кругу, цепочках и т. п.), а потому они рассчитаны на большинство присутствующих, просты по движениям и рисункам; танцующие могут выходить из круга и, отдохнув, продолжать танец [26, с. 9]. В бытовой русской народной хореографии искусство возникает уже в процессе взаимодействия собственно самого произведения (танца) и его исполнителей. То есть исполнители здесь выступают в роли потребителя. Они от собственного исполнения получают удовольствие, удовлетворяют свои эстетические и другие потребности [4, с. 18]. В быту народ танцует не для зрителя, а для себя. И если танец перенести на сцену в этом виде, сразу обнаружится ложь. Будет нарушено главное условие «для себя». Танец для зрителя не может быть каплей житейской пляски. Появляется зритель, а с ним появляется театр, законы которого нужно соблюдать [25, с. 95].

Поскольку в основе понятия «фольклорный танец» стоят слова, означающие народное творчество и танец, то, сюда можно отнести и народный танец, т. к. он является одним из древнейших видов народного творчества и искусства. Этот танец складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни [22, с. 4]. В нем находят отражение социальные и эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер. Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который утверждает в эмоциональной художественной форме [25, с. 78].

18 стр., 8667 слов

Авто «Русский народно-сценический танец в контексте региональной ...

... по вопросам хореографии. Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования: Задачи исследования: дать культурно-исторический анализ современных научных концепций хореографического фольклора; выявить особенности русского народного танца ... Образы русской народной хореографии М.: 1964; Гусев В.Е. Русский фольклорный театр ХYIII ... культуры ХХ исследовались в работах Г.Ф. Бахрушина, Г. Беляевой ...

В истории русского народа можно выделить, несколько периодов и проследить по ним состояние народного танца. Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен (IV—VII вв. н. э.), существуют народные игрища, или сходбища, где встречались племя, род или несколько племён или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложил отпечаток земледельческий быт славян. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ — богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями [35, с.7-8]. Об этих древнейших игрищах и обычаях славянских племен радимичей, вятичей и северян свидетельствует летопись: «…и браци не бываху в них, но игрища межю селы схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская песни и ту умыкаху жены собе…» [65, с.12]. Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др. Возникали танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский – дровосеков, эстонский – сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград).

В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.).

Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).

Главным «поставщиком» образцов народных танцев всегда была деревня. Весь уклад крестьянской жизни с ее неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, установившимся круговоротом дней, месяцев, времен года определял относительную устойчивость психологии, художественного вкуса, характер произведений народного творчества. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только имеет место опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени. Это делает каждое произведение народного творчества образцом, в котором выкристаллизовываются лучшие черты народной жизни [26, с. 4-5].

16 стр., 7655 слов

Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития ...

... началу XVIII формируется и русская народная хореография. К XVII веку начала складываться система сценического танца с разделением на классический и характерный. (9) Характерный танец - это одно из выразительных ... народа, происходить от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе на селе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного ...

Народное искусство теснейшим образом связано с жизнью народа. Более того оно рождалось, возникало в гуще народного быта и всегда передавало своеобычность того или иного края, области, села или деревни. По фольклору можно изучать российскую историю, воспроизводить характеры, привычки, наклонности волгарей или сибиряков, северян или южан. Природные условия, исторические события, специфика регионов накладывали свою печать на творчество жителей той или иной местности, на формирование их менталитета. Народу всегда была свойственна самовыражение в тех или иных художественных формах. Тяга к определенным движениям, к благозвучным сочетаниям присуща человеку с рождения, заложено природой, неотъемлема от него.

Танцевальные формы бытовой народной хореографии родились в недрах самого народа, и являются плодом коллективного творчества. Коллективность народного танца проявляется как в процессе его создания, так и в процессе исполнения, поскольку лишь коллектив, определенная социальная группа общества делает возможным длительное существование того или иного танца. И от того, примет его народ или нет, зависит судьба танца. Эта закономерность лежит в основе возникновения, развития и распространения народного танца. Для того чтобы танец жил, необходимо, чтобы его знали самые широкие круги исполнителей — это условие его существования. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой [22, с. 4].

Основой, корневой системой народной хореографии является аутентичный танец, до сих пор бытующий в сфере сельского населения России. В деревне – хранительнице русских традиций – в 20 веке народная танцевальная культура претерпела большие изменения. Ряд факторов социально-общественной жизни – разрушение традиционного деревенского уклада, коллективизация, последствия Великой отечественной войны, влияние средств массовой информации, а через них и городской, урбанистической культуры – привели к постепенному сокращению частоты исполнения в быту плясок и танцев, что пагубно сказалось на жизни танцевальной культуры в деревне [73, с.12]. А для жизни любого традиционного явления необходимо активное функционирование традиций и наличие непрерывной трансмиссии (преемственности).

Как показывают наблюдения и беседы с респондентами, большинство народных танцев и плясок в настоящее время остались только в памяти тех, кто танцевал их в молодости. И в результате этого существенно снижается исполнительское мастерство, забывается лексика, сокращается хореографический репертуар.

Не спасают положение и существующие в селах немногочисленные аутентичные исполнительские коллективы, численность которых в «перестроечное» десятилетие заметно снизилась. Необходимо учитывать и то, что эти коллективы танцуют и поют не в быту, а в основном на сценических площадках.

27 стр., 13019 слов

Сложные технические элементы в народных танцах (в исполнении ...

... движений народно-сценического экзерсиса, основанного на элементах народно- сценического танца. Народно-сценический экзерсис, являясь средством развития обучающихся, готовит их к исполнению характерных народных танцев, развивает нужную для этих танцев технику. Важнейшим условием должна быть строгая последовательность обучения народно- сценическому экзерсису ...

Степень изученности аутентичного крестьянского танца определяет во многом уровень понимания русской народной хореографии как культурного явления. Следует отметить, что и сегодня во многом фольклорный танец остается малоизученным, и наши представления о нем чаще основываются не на научных фактах, а на «мифах». Первопричину сложившегося положения следует искать в явной недостаточности экспедиционной исследовательской практики. Сравнивая два близких направления этнографии: этномузыкологию и этнохореологию, невозможно не заметить огромную разницу в их развитии. За последние два века в России записаны тысячи народных песен, опубликованы сотни песенных сборников.

Совершенно иначе дело обстояло с этнохореологией. Записи и публикации аутентичных танцев осуществлялись чрезвычайно редко. Описание танцев делались не в точном соответствии с аутентичными оригиналами, а в обработках либо в авторской интерпретации и часто выдавались за оригиналы. Практически не было исследований по народной терминологии. Специалистов, изучающих народный танец, не готовило ни одно учебное заведение, что не способствовало возникновению обширной и плодотворной научной дискуссии.

Задача фольклорных коллективов очевидна: в период, когда фольклорная хореографическая традиция уже сильно разрушена, необходимо по крупицам собирать танцевальные элементы, пополнять ими свой исполнительский багаж, стремясь к обогащению лексики танца. Это процесс не одного года. При всем количественном росте числа фольклорных коллективов, аутентичный танец для большинства населения России (зрителей) продолжает оставаться совершенно неизвестным явлением, так как средства массовой информации практически не отражают фольклорной темы. Уже многие годы на многоканальном телевидении не находится места передачам о традиционной народной культуре.

Тем не менее, уже приносит свои положительные результаты кропотливая работа по поиску и фиксации аутентичных оригиналов народной хореографии, которая в последнее время стала предметом экспедиционной практики многих фольклорных и исследовательских коллективов. Для них актуально не только восприятие поверхностного пласта народной традиционной хореографии, но и освоение всего спектра региональных танцевальных стилей.

Сравнивая современные процессы изучения и освоения традиционной культуры в разделах народной хореографии и народного вокала, необходимо отметить, что в последнем утвердилось максимально приближенное к фольклорным оригиналам исполнение в отличие от народной хореографии, в которой такого качественного изменения пока не произошло. Есть отдельные интересные опыты, но нет массовости данного явления. На специалистах-хореографах, фольклористах, руководителях хореографических и фольклорных коллективов лежит большая ответственность за поиски путей по сохранению и развитию народного танца в России [73, с. 15-16].